Метафора проблемы

Как раз при помощи языка метафор осуществляется выход на уровень осознания неприятности в обрисовываемой ниже игре. Как раз метафоры разрешают человеку выявить и обозначить личные свой отношение и переживания к жизненным трудностям, осознать их ценность и смысл. Метафора не только облегчает данный процесс, расширяя границы сознания, но и затрагивает определенные слои подсознательного. На этом и строится психотерапевтический процесс, применяющий метафоры и сказки, к примеру, в хорошей психотерапии Носсрата Пезешкиана,

В данной игре особенное значение получает восприятие участниками группы содержания метафор друг друга. Буквальный суть метафорического описания воспринимается сознанием, одновременно с этим подсознание занимается более узким и обработкой делом: и кропотливым разгадыванием метафорических сообщений, расшифровкой скрытого смысла, второго замысла, неочевидного содержания. Эта работа задает нужную программу трансформаций в поведении, участвует в переструктурировании сокровищ, позиций и взглядов. Важна и изменение метафорических образов в другие модальности.

I этап. Инструкция ведущего:

— Тяжело отыскать человека, что ни при каких обстоятельствах не испытывал бы никаких психотерапевтических неприятностей, которому не приходилось преодолевать жизненных трудностей. Смею высказать предположение, что существовали либо существуют и у вас какие-то трудноразрешимые вопросы. Сейчас мы мало поработаем с этими вопросами. От вас не нужно подробного и всестороннего изложения содержания ваших неприятностей – возможно, вы желаете сохранить это в тайне. Поразмыслите о том, как возможно изобразить непростую для вас проблему в метафорической форме.

Для рисования собственных неприятностей возможно применять и краски, и фломастеры. Нам представляется, что в этом случае краски (акварельные либо гуашь) предпочтительнее. Увидим, что для тех моментов тренинга, в то время, когда употребляется рисование, необходимо иметь где-либо поблизости (в соседних помещениях) пара маленьких журнальных столиков – по числу участников. Вероятен вариант, в то время, когда столы стоят но периметру той помещения, в которой проводятся занятия. При необходимости круг участников группы как бы выворачивается наружу, и любой мажет рисовать, не мешая друг другу. Нужно расположиться так, дабы ни перед кем не имел возможности появиться соблазн посмотреть и рисунок соседа до завершения творческого процесса. Помощник ведущего обязан позаботиться о том, дабы на столах были заблаговременно приготовлены листы бумаги, краски, кисти и сосуды с водой.

Начинает тихо звучать медитативная музыка.

Закройте глаза. В мыслях возвратитесь в ту обстановку, в то время, когда вы в последний раз испытали трудность, которую вычисляете для себя труднопреодолимой… взглянуть на нее как бы со стороны, оставаясь к пен достаточно эмоционально холодными… Какие конкретно ассоциации вызывает у вас эта проблемная обстановка? Какой образ рождается? С чем либо с кем ассоциируетесь вы сами? Возвратитесь мало назад и вспомните другую обстановку, которую кроме этого восприняли как проблемную… Возможно, из памяти всплывают другие ситуации, в то время, когда вы сталкивались с трудностями… Та же ли эта неприятность? В случае если нет, попытайтесь осознать, в чем сходство этих неприятностей? Возможно, они имеют один корень? С чем ассоциируется у вас данный корень неприятности? Какой образ поднимается перед внутренним взглядом, в то время, когда вы думаете о корне данной неприятности?… А сейчас откройте глаза, без звучно заберите кисточку и начинайте рисовать картину, которую возможно было бы назвать Моя неприятность. В обязательном порядке необходимо, дабы ваш рисунок содержал метафору вашей неприятности. Время на работу – не более получаса.

Время от времени участникам предлагается рисовать левой рукой (если они правши). Согласно точки зрения последовательности психологов, это разрешает в основном подключить к творческому процессу правое полушарие, раскрепостить образное и ассоциативное мышление. На отечественный взор, это приемлемо тогда, в то время, когда участники тренинговой группы взяли достаточный опыт исполнения упражнений арт-терапии. В случае если же терапевтический рисунок они делают в первоначальный либо второй раз, предложение рисовать левой рукой может смутить их а также погасить всякое желание отразить появившиеся образы на бумаге.

В первую очередь рисования медитативная музыка обязана звучать чуть громче. Ведущему не нужно двигаться по помещению и заглядывать через плечо участников: что, дескать, вы в том месте натворили? И тем более задавать вопросы либо рекомендовать кому-либо, что и как нарисовать. Он не преподаватель рисования. Необходимо нормально дождаться окончания работы участниками, не вмешиваясь в происходящее. В случае если кто-то закончит раньше, возможно сделать символ подождать. За 60 секунд до истечения отведенных тридцати мин. ведущий даёт предупреждение об этом и требует закончить рисунок. Но, а большинстве случаев участники группы завершают работу в более маленький срок.

II этап. Инструкция ведущего:

— А сейчас возвратитесь, прошу вас, в отечественный круг, забрав с собой картинки. Поставьте их так, дабы все остальные члены группы имели возможность их прекрасно видеть (возможно положишь картинки на пол перед собой). на данный момент любой из вас посетит вернисаж метафорических неприятностей. Вы должны заметить в картинах ваших товарищей их неприятности, осознать суть предлагаемой метафоры и выбрать ту картину, метафора которой покажется вам самая близкой к собственному образу неприятности. И все это без слов. Первым будет… (именуется имя одного из участников}. Начинай не спеша обходить круг. Необходимо не только разглядеть картины, но и посмотреть в глаза каждому живописцу. Через пара десятков секунд поднимется следующий и без того потом.

Завершив круг, первый участник садится на собственный место и выступает уже в роли живописца . После этого возвращается второй. В то время, когда все участники обойдут круг и разглядят картины друг друга, ведущий продолжает:

— А сейчас, выполняя тот же порядок, проделайте, прошу вас, следующее: заберите собственный рисунок и положите его рядом с тем рисунком, чья метафора показалась вам самый совпадающей с виденьем собственной неприятности. Так, в следствии у нас выявятся группы родственных по духу метафор. В случае если к тому моменту, в то время, когда наступит ваш черед выбирать картинки, перед привлекшей вас картиной уже скопится пара метафорических изображений, то может оказаться, что не все из них вы посчитаете родными к вашей метафоре. В этом случае положите собственный рисунок не просто сверху на другие, а рядом как раз с тем, что привлек вас.

Ведущий обязан пристально следить за выборами, совершаемыми участниками группы, и при крайней необходимости деликатно вмешиваться в процесс. Такая необходимость дескать/сет появиться тогда, в то время, когда все (либо по крайней мере многие) выбирают одинаковый рисунок. Ведущий вправе предложить участникам выбрать что-то близкое им из оставшихся картинок. Смогут показаться цепочки из картинок. Тогда с согласия игроков ведущий сам организует разрывы в этих цепочках и формирует группы (не обязательно равные по численности). С момента разделения на группы разговаривать разрешается.

III этап. Инструкция ведущего:

— Следующая ваша задача – перевести вашу метафору с языка рисунка на язык слов. Но это не свидетельствует, что вы обязаны разъяснять сущность тревожащей вас неприятности. Создайте словесную метафору неприятности, поведайте ее своим товарищам но группе.

На изложение и придумывание метафор направляться выделить пять-семь мин.. Быть может, потребуется еще меньше времени, и данный этап возможно будет сократить. Но ведущему принципиально важно проследить, дабы любой участник предложил свою метафору. Лишь затем звучит следующая инструкция:

— На базе лично созданных вами метафор ваша несколько обязана придумать неспециализированную метафору, которую необходимо представить и в рисунке, и в словесном изложении (ведущий снабжает каждую группу громадными листами бумаги). Обсуждайте совместный метафорический образ вашей неприятности, не раскрывая настоящее ее содержание, применяйте лишь метафорический язык. Время на работу пятнадцать мин..

Вместо неспециализированного рисунка ведущий может предложить создать живую скульптуру либо группу скульптур, метафорически отражающую неспециализированную для участников (сходно принимаемую и переживаемую) проблему. Таковой прием активно используется психодраматистами.

По окончании выработки неспециализированной метафоры любая несколько воображает вторым метафорический образ собственной неприятности. Ведущему лучше воздержаться от комментариев и поблагодарить участников за совместную работу.

IV этап. Инструкция ведущего:

— Итак, вы сумели воплотить сущность собственной неприятности в броских метафорических образах. Последнее задание – самое ответственное. Вам необходимо создать метафору победы над вашей проблемой. Совместно со собственными товарищами но группе придумайте нестандартную, хорошую метафору. Возможно, как раз в ней будет скрыт изобретенный вами метод решить проблему? Хорошо, если вы внесете в создаваемый образ изрядную долю юмора.

Работа над новой метафоры может занять пятнадцать-двадцать мин.. Для соответствующего настроения фоном звучит мажорная музыка. Нужно, дабы представление метафор (в картинках, афоризмах, скульптурах) каждой группы сопровождалось аплодисментами.

На этом упражнение возможно завершить и переходить к рефлексии участников. Но, в случае если ведущий почувствует уместность и необходимость. возможно предложить всем участникам объединиться и создать общегрупповую метафорическую Скульптуру Победы над Проблемой либо неспециализированный рисунок Победа над Проблемой.

Метафора ДУБ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector