Медицина периодов раннего (v—x вв.) и развитого (xi—xv вв.) средневековья

Лекция№4

Средние века

ЗАМЫСЕЛ :

1. МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (395—1453)

2. МЕДИЦИНА В Киевской Руси. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕРУССКОМ СТРАНЕ (IX—XIV вв.)

3. МЕДИЦИНА В АРАБОЯЗЫЧНЫХ ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.)

4.МЕДИЦИНА В СТРАНАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ (X—XII вв.)

5. МЕДИЦИНА В СТРАНАХ ЗАКАВКАЗЬЯ (X—XVII вв.)И В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (IV-XVII вв.)

6. МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОДЫ РАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V – XV века)

Термин «средние века», правильнее «средний век» (лат. medium aevum), появился в Италии в XV—XVI вв. в среде гуманистов, каковые отделили так собственный время от истории старого мира. Средние века явились временем становления, упадка и развития феодализма. В различных регионах земного шара феодальный строй зарождался и развивался неодновременно, исходя из этого хронологические рамки средних столетий (равно как и других периодов истории) являются очень условными. Так, в Западной Европе началом феодализма и средних веков считается 476 г. — год падения Западной Римской империи. В государствах Востока феодализм зародился существенно раньше. В Китае он укреплялся в III в., в государствах Закавказья — в IV в., в государствах и Византии Средней Азии — в VII в. В Киевской Руси феодальный строй начал формироваться в IX в. МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (395—1453) История В истории всемирный культуры византийская цивилизация явилась яркой преемницей греко-римского наследия. В течение 10 столетий собственного существования она была центром необычной и воистину блестящей культуры. Ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности быт и устройство городов: водопроводы, сточные совокупности, бани. Самый ярко это проявилось при постройке Константинополя. Каменистая земля, на которой размешался старый г. Византии, не давала населению нужного количества воды. Строительство колодцев было затруднено. Вода, наполнявшая их, имела горько-соленый вкус и была негодна для питья. Исходя из этого одной из наиболее значимых, задач при создании новой столицы, которое продолжалось в течение многих столетий, было строительство акведуков (водопроводов), неизменно пополнявших запасы воды в колодцах, подземных резервуарах и фонтанах—цистернах. Кое-какие цистерны сохранились до наших дней, в частности цистерна Базилики, либо Йеребатан-сарай (в переводе с турецкого — Дворец, провалившийся под почву, . Размеры его огромны: протяженность 12 м, ширина 61 м, высота 13,5 м. Своды спираются на 336 колонн. И сейчас в цистерне нередкая вода/ (На данный момент Йеребатан-сарай есть филиалом музея храма св. Софии, рядом с которым он находится.) В ранневизантийских городах везде существовали бани, а в таких больших центрах, как Антиохия и Константинополь, их было очень много. Доктора предписывали больным баню 1—2 раза в неделю (в зависимости от заболевания). Развитие медицинских знаний Основным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сочинения» и сборник Галена, извлечения из которых являлись базисом для компиляций, соответствующих духу христианства Главными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники» Феофраста . (Theophrastus, 372—287 гг. до н. э.) и римского доктора (грека по. происхождению) Диоскорида . Его произведение «О врачебной, материи» в течении практически шестнадцати столетий было непревзойденным книжкой, по. лекарственному врачеванию. Одним из самых выдающихся докторов Византии был Орибасий из Пергама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, .которая в то время сохраняла славу наибольшего медицинского центра Средиземноморья.. Потом Орибасий стал втором и доктором императора Юлиана Отступника.. Высокообразованный Юлиан не принял-христианской религии и всячески стремился сохранить наследие древнегреческой _языческой цивилизации (в области медицины в частности). По его предложению (361) Орибасий составил собственный главный энциклопедический труд «Collecta medi-cinalia» («Врачебное собрание») в 72 книгах, из которых до нас дошли только 27. В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других древних авторов. О многих произведениях мы знаем только то, что успел сказать Орибасий. По просьбе собственного сына Евстафия, что изучал медицину, Орибасий составил сокращенный вариант собственного широкого свода, так называемый «Synopsis» («Обозрение») в 9 книгах, что стал пособием для изучающих врачебные науки. Еще более кратким извлечением из «Синопсиса» явилась вторая знаменитая работа Орибасия «Euporista» («Общедоступные лекарства»). Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств дома. Оба труда в V в. были переведены на латинский язык и дошли до нас полностью. По окончании Орибасия в Византии было пара выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди них Аэций из Амиды .Главное; произведение Аэ-ция — управление по медицине «Tet-rabiblos» («Четверокнижие») в 16 книгах есть компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, и содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая, так, практически всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени. Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, ок. 525—605) — брат архитектора и сын врача Анфимия, строителя храма св. Софии в Константинополе. 12-томный труд Александра о внутренних их лечении и болезнях пользовался популярностью в течении всего средневековья. Он был переведен на латинский сирийский, арабский и иудейский языки и был широко известен как на Западе, так и на Востоке, где Александра при жизни именовали «Целителем». Главным материалом для этого труда послужила личная врачебная практика Александра. Точность в постановке диагноза и рвение узнать суть болезни выгодно отличали его от вторых сотрудников. Основной задачей доктора Александр вычислял профилактику. Известным доктором Византии был Павел с о. Эгина (греч. Paulos, лат. Ра-ulus Aegineta, 625—690). Его деятельность неразрывно связана с Александрией, где он обучался и трудился, в то время, когда Александрия входила в состав Византийской империи, и по окончании ее завоевания арабами (каковые высоко ценили его как врача, преподавателя и акушера). Павел составил два громадных произведения: труд о женских заболеваниях (до нас не дошедший) и медико-хирургический сборник в 7 книгах «Compendii medici libri septem» tpyji Павла отличается оригинальностью мысли, чётким знанием и ясностью изложения предмета. Греческий Восток рано определил и оценил его, латинский Запад пользовался им в течении всех средних столетий. Особенную сокровище воображает шестая книга этого произведения — обстоятельный результат развития хирургии к VII в. (малая хирургия, учение о переломах, ампутациях и вывихах, полостная, военная и пластическая хирургия). В эпоху ренесанса многие медицинские факультеты, к примеру Парижского университета, предписывали преподавать хирургию лишь по данной книге. Обрисованные в ней радикальные операции считались хорошими впредь до XVII в., а сам Павел из Эгины почитался самым храбрым врачом собственного времени. Византийские доктора применяли не только древнее наследие, но и опыт арабоязычной медицины. Влияние-арабской медицины более ощущается в произведениях поздних- византийских авторов. Среди них труд о особенностях пищи Симеона Сифа (Seth Simeon, IX в.) и книга по лекарствоведению («Opus medicamentorum») Николая Мирепса (Myrepsus, Nicolaus, XIII в.), употреблявшаяся для преподавания в Европе впредь до XVII в. Больничное дело С историей Византии тесно связано развитие и возникновение монастырских поликлиник и больничного дела.. Больничное дело в Византии стояло на более большом уровне. О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из поликлиник в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре Пантократора в двенадцатом веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских заболеваний. Неспециализированное число мест достигало 50. Поликлиника имела постоянный штат докторов-экспертов (врачей, повитух) и их ассистентов, каковые трудились в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два доктора, каковые принимали и приходящих больных. Доктора приобретали жалованье продуктами и деньгами, пользовались монастырскими и бесплатным жильём лошадьми, но не имели права личной практики без особого разрешения императора. При поликлинике трудилась школа для обучения врачебному мастерству. медицина и Образование Образование в Византийской империи носило светский темперамент. В IV— VII вв. главными его центрами оставались древние города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и по окончании завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Орибасий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские доктора. В Афинах — философии и столице риторики — работала ‘ основанная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образования. Гааза славилась риторской школой, которая продолжительное время сохраняла греческие традиции. Преподавание велось на греческом языке. Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя главными предметами высшей позднеан-тичной школы — математикой, геометрией, музыкой и астрономией, каковые объединялись называющиеся «Quadri-vium» (лат. — четырехпутье). Кроме них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, риторики и диалектики (с IX в. их совокупность нарекли «Trivium»). Перечисленные семь «свободных искусств» (лат. — artes liberates, греч. эквивалент — enkiklios paideia) составляли главное содержание высшего неспециализированного образования уже во время поздней античности; они сохранялись в течении практически целого тысячелетия и в средние века легли в базу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы. Не обращая внимания на собственный практический темперамент, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной и изучалась по произведениям великих медиков античности (христианская религия запрещала анатомирование трупов и пролитие крови). Особенное внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств. За 10 столетий собственной истории Византия смогла сохранить и систематизировать древнее наследие, и создала уникальную средневековую культуру, которая сильно повлияла на медицины и развитие культуры многих населений украины.

МЕДИЦИНА В Киевской Руси. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕРУССКОМ СТРАНЕ (IX—XIV вв.)

Раннее средневековье в Западной Европе

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector