Материалистические и революционно-демократические идеи в русской философии

Материалистические и революционно-демократические идеи в русской философии взяли распространение во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Они реализовались в формировании двух направлений: философии русского и революционного демократизма космизма.

Революционно-демократическая традиция в публичной мысли России представлена именами А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, революционеров-народников, анархистов, социал-демократов. Она зародилась по окончании восстания декабристов и наполеоновских войн. Яркой теоретической базой этого направления стала мысль социального прогресса, созданная французскими просветителями и взявшая полную философскую интерпретацию в марксизме и трудах Гегеля. Механизмом практической реализации данной идеи признавалась социальная революция, но по поводу ее целей, форм, движущих сил существовало разнообразие точек зрения.

В.И. Ленин в работе «Лев Толстой как зеркало русской революции» выделял три этапа в развитии революционного демократизма в Российской Федерации. Первый был связан с дворянским перемещением: «узок был круг борцов, страшно далеки они от народа». Его идеологами стали А.И. Герцен и Н.П. Огарев.

Второй этап (разночинский) представлен идеями Н.Г. Чернышевского, революционеров-народников, анархистов, каковые делали упор на крестьянской революции, просвещении народа и общинном социализме. Несостоятельность идеи народничества и общинного социализма в условиях развития капитализма продемонстрировал в собственных трудах Г.В. Плеханов.

Третий этап — социал-демократический. Его представители не были однородны в собственных убеждениях. Одно крыло делало ставку на буржуазно-утверждение и демократическую революцию капиталистических взаимоотношений. Второе ориентировалось на построение коммунизма и пролетарскую революцию. Как мы знаем, в острой борьбе победила вторая линия, выразителями которой были коммунисты. В.И. Ленин обосновал необходимость пролетарской социалистической революции, построения диктатуры и установления пролетариата социалистического страны. Он создал партию, которая взяла на себя управление по осуществлению этих задач.

По окончании Великой Октябрьской социалистической революции революционно-демократическое направление составило базу для развития диалектико-материалистической советской философии.

Космическое направление (космизм) есть наиболее интересным и продуктивным в научно-техническом нюансе. Мысль космической гармонии была привнесена в русского культуру вместе с православием. Со временем, в конце XIX – начале XX в., она купила естественнонаучный и философский суть.

Главные идеи космизма:

– Всевышний-творец создал мир и человека в нем. Отношения между миром и человеком несовершенны и негармоничны и в этом план творца – он тем самым покинул человеку возможность предстоящего совершенствования мира и творческого развития;

– человек – это естественный элемент космического единства, органическая часть космоса. Нужным атрибутом человека есть активность, он – творец и художник мира, исходя из этого способен организовать и направить собственную активность на творческое трансформацию мироздания;

– потому, что преображение мира есть смыслом людской судьбе, постольку человек обязан совершенствовать собственную внутреннюю природу, гармонизировать собственные отношения с внешним миром. На этом пути он обнаруживает в себе «богочеловека»;

– в ходе собственной деятельности человек осваивает природу как в планетарном, так и в космическом масштабах. Но наряду с этим он обязан учитывать собственную общность с миром как общность макрокосма и микрокосма. В следствии будет достигнуто настоящее всеединство, биосфера перейдет в ноосферу, сформируется экологическое сознание.

В космизме выделяется два направления: религиозно-философское и философско-методологическое, либо естественнонаучное.

Религиозно-философское: Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. В нем акцентируются гуманитарные сокровища в отношении к миру, разрабатывается идеал «богочеловечества», конкретизируются задачи совершенствования внутренней природы человека.

Н.Ф. Федоров (1828–1903) – один из самых уникальных религиозных космистов. Создал учение об «активном христианстве», которое было издано посмертно его учениками называющиеся «Философия неспециализированного дела». Цель неспециализированного дела – расселение человечества в космосе и воскрешение всех прежде живших поколений (патрофикация). Задача – преображение природного, смертного мира в неприродный, бессмертный. Конкретные механизмы успехи цели – регуляция природы, управление космическими процессами, совершенствование организма человека, воспитание сыновьего сознания, культ предков. Такое общество будет назваться психократия. Осваивать космос нужно вследствие того что всем воскрешенным поколениям не уместиться на одной планете.

Философско-методологическое: В.И. Вернадский, Н.А.Умов, Н.Г. Хо-лодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. Оно тесно связано с развитием науки, в частности естествознания, в нюансе утверждения гуманитарных формирования и ценностей экологического сознания. Характерна установка на обоснование научно-практических задач и технических параметров освоения космоса. Вместе с тем подчеркивается, что освоение природы в планетарном и космическом масштабах должно строиться на единых ценностных основаниях, на понимании мира и общности человека.

В.И. Вернадский (1863–1945) – русский естествоиспытатель, мыслитель, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Центральная мысль – эволюция судьбы на Земле имеется космический процесс. Создал учение о переходе биосферы в ноосферу. Вещество биосферы появляется из космоса и на всех предстоящих этапах собственного развития испытывает космическое влияние. Благодаря космической энергии вещество биосферы делается активным и превращает космическую энергию в земную. Ответственной геологической силой на данной стадии есть жизнь. На стадии ноосферы человек выходит в космос, и человеческий разум делается космической силой. Науку разглядывал как движущую силу для перехода биосферы в ноосферу.

Н.Г. Холодный (1882–1953) – украинский биолог, представитель экологического направления в микробиологии. Создал концепцию происхождения органических веществ на Земле и проанализировал их роль в развитии судьбы. В философии создал концепцию антропокосмизма. Человек, как единство интеллекта, воли и чувств, обязан понять собственную сообщение с природой и организовать в себе космического эмоции ответственности за нее, стать настоящим носителем космической судьбе.

К.Э. Циолковский (1857–1935) – русский ученый-самоучка. Создал теоретические философские проблемы и основы космонавтики космологии.

А.Л. Чижевский (1897–1964) – один из основателей биофизики, структурной гематологии, космической биологии и космической эпидемиологии. Обширно признан интернациональным научным сообществом. Центральная неприятность – влияние физических факторов космоса на живые организмы. Высказал идея о влиянии солнечной радиации на общества и психическое состояние человека.

Так, русский космизм содействовал формированию естествознания, в частности астрономии, биофизики; космической техники (ракетостроение), и методологии и философии науки.

Русская философия

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector