Марксисткое учение о государстве.

С именем К. Маркса связан марксизм — философское, социально-экономическое и политико-правовое учение, которому суждено было сыграть огромную, и отнюдь не только теоретическую роль в жизни европейцев и всего человечества XX в. Происхождение марксизма нельзя объяснить лишь его идейно-теоретическими предпосылками (не смотря на то, что они, непременно, были). На первое место направляться поставить полностью объективные, социально-условия и исторические причины, сделавшие вероятной и нужной философию, уже в начале становления открыто заявившую о собственной цели и задаче: не только растолковать, но и поменять мир, разглядывая себя в качестве духовного орудия для того чтобы трансформации.

Философия марксизма формировалась с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в. Развитие публично-исторической практики, науки к середине XIX в. потребовало глубочайшего философского осмысления. Как раз исходя из этого в это время появляются такие направления философии, как марксизм и позитивизм, каковые ставят перед собой задачу изучить реальность, открыть ее законы, осознать и растолковать жизнь общества. Марксизм отвергает позитивистские трактовки природы, общества и познания, осуждает позитивизм популярнейшего в рабочем движении Е. Дюринга, что заявил себя социальным реформатором и выступил с критикой взоров К. Маркса. По предложению К. Маркса Ф. Энгельс написал пара статей с критикой философских, политико-экономических и социалистических взоров Е. Дюринга, каковые издал в 1878 г. в виде книги “Анти-Дюринг”. К. Маркс и Ф. Энгельс создают собственную философию, которую именуют “новой философией”, “новым материализмом”.

В собственных ранних работах (к примеру, “Экономическо-философских исходниках 1844 г.”) К. Маркс развил гегелевское учение об отчуждении и постарался дать собственную уникальную трактовку этого учения. Совсем справедливо он писал о том, что отчуждение при капитализме имеет массовый и всеохватывающий темперамент. Так, рабочий отчужден от средств и продуктов собственного труда, от самого себя, от культуры и природы, и чем больше и плодотворнее он трудится, тем более могуществен отчужденный от него и подавляющий его социальный порядок. Из этого К. Маркс делает необычный, на сегодняшний взор, и совсем неожиданный вывод о том, что преодолеть отчуждение возможно лишь стёрши с лица земли личную собственность.

В работе “Германская идеология” (написанной совместно с Ф. Энгельсом) и в эпохальном труде XIX в. “Капитал” К. Маркс как философ дал глубочайший анализ феномена идеологии, продемонстрировал, что конструкции и идеологические схемы, какими бы утопическими, антинаучными либо легко тщетными они ни были, владеют замечательной независимой силой и не поддаются идейной критике, не рассеиваются как туман заблуждений, а напротив, довлеют над человеком в его практической деятельности, определяют его понимание и жизнь мира. К. Маркс продемонстрировал, что человеческое сознание — сложнейшая иерархическая совокупность, подчиняющаяся собственным законам и определяющаяся действием внутренних механизмов, но не являющаяся механическим отражением мира.

Эти идеи К. Маркса значительно повлияли на философскую идея ХХ в. — социологию знания, экзистенциализм, феноменологию и т. п.

Разглядывая марксистское учение о праве и государстве, нужно в первую очередь выделить, что марксистская концепция происхождения страны и права опирается на историко-материалистическое учение об общественном развитии и обществе, на классовую трактовку страны и права. Марксистская теория происхождения страны самый полно изложена в работе Ф. Энгельса “Происхождение семьи, государства и частной собственности”, само наименование которой отражает сообщение явлений, обусловивших происхождение разбираемого феномена.

В целом теория отличается ясностью и чёткостью исходных положений, логичностью и, без сомнений, представляет собой громадное достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает происхождение страны с личной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Сущность этого вопроса марксизм высказывает в формуле “Государство имеется проявление и продукт непримиримых классовых противоречий”. Отрицать влияние классов на происхождение страны нет оснований. Вместе с тем нет оснований вычислять классовые несоответствия единственной причиной его появления. Как мы знаем, государство часто зарождалось и формировалось до происхождения классов, помимо этого, на государствообразование воздействовали и другие, более глубинные и неспециализированные факторы.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике. Исходя из этого право не может быть выше экономики, оно делается иллюзорным без экономических обеспечений. В этом заключено несомненное преимущество марксистской теории. Вместе с тем марксизм кроме этого жестко связывает генезис права с классовыми отношениями и классами, усматривает в праве только волю экономически господствующего класса. Но право имеет более глубокие корни, чем классы, его происхождение предопределено и другими общесоциальными обстоятельствами.

Определяющую роль в социально-историческом развитии, по марксизму, играются экономические (производственные) отношения, составляющие базис общества, которым обусловливается и соответствующая ему надстройка, включая страну и право. В соответствии с такому подходу вся история делится на пять публично-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), основанным на классовом делении и частной собственности, соответствуют три типа страны и права: рабовладельческое, феодальное и буржуазное (капиталистическое). При первобытном строе (первобытном коммунизме) еще нет страны и права, при коммунизме государство и право как классовые явления отомрут.

Марксистская философия (часть 22). Учение о стране

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector