Манипулирование личностью (г. грачев, и. мельник, 1999).

1.«Навешивание ярлыков».

Этот прием содержится в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий и т.п. («ярлыков») для обозначения человека, организации, идеи, любого социального явления. Такие «ярлыки» вызывают эмоционально негативное отношение окружающих, ассоциируются у них с низкими (недобросовестными и социально неодобряемыми) поступками (поведением) и, так, употребляются чтобы опорочить личность, высказываемые предложения и идеи, организацию, социальную группу либо предмет дискуссии в глазах аудитории.

2. «Сияющие обобщения».

Данный прием содержится в замене заглавия либо обозначения определенного социального явления, идеи, организации, социальной группы либо конкретного человека более неспециализированным именем, которое имеет хорошую эмоциональную окраску и приводит к доброжелательному отношению окружающих. Таковой прием основан на эксплуатации хороших эмоций и чувств людей к словам и определённым понятиям, к примеру, таким как «свобода», «патриотизм», «мир», «счастье», «любовь», «успех», «победа» и т.п.. Для того чтобы рода слова, несущие хорошее психоэмоциональное действие, используются для протаскивания ответов, удачных для конкретного лица, группы либо организации.

3. «Перенос» либо «трансфер».

Сущность данного приема пребывает в искусном, ненавязчивом и незаметным для большинства людей распространении престижа и авторитета того, что ими ценится и уважается на то, что им преподносит источник коммуникации. Применением «трансфера» формируются ассоциативные связи преподносимого объекта с кем-либо либо чем-либо, имеющим значимость и ценность у окружающих. Помимо этого употребляется кроме этого негативный «трансфер» для происхождения ассоциаций с негативом и социально неодобряемыми событиями, действиями, фактами, людьми и т.д., что нужно для дискредитации конкретных лиц, идей, обстановок, социальных групп либо организаций.

4. «Ссылка на авторитеты».

Содержание этого приема содержится в приведении высказываний личностей, владеющих высоким авторитетом либо же напротив, таких, каковые приводят к отрицательной реакции у категории людей, на которых направляется манипулятивное действие. Применяемые высказывания в большинстве случаев содержат оценочные суждения в отношении людей, идей, событий и проч., и высказывают их осуждение либо одобрение. Так, у человека, как объекта манипулятивного действия, инициируется формирование соответствующего отношения — хорошего либо негативного.

5. «Игра в простонародность».

Цель данного приема пребывает в попытках установления конфиденциальных взаимоотношений с аудиторией, как с родными по духу людьми на основании того, что как сам манипулятор так и идеи верны, поскольку ориентированы на простого человека. Широко применяется таковой прием при рекламно-информационном продвижении и разного рода пропаганде по формированию выбранного имиджа — «человека из народа» — для формирование к нему со стороны населения украины.

6. «Перетасовка» либо «подтасовка карт».

Содержание данного приема содержится в намеренном преподнесении и отборе лишь хороших либо лишь доводов и отрицательных фактов при одновременном замалчивании противоположных. Его главная цель — применяя односторонний подбор и подачу фактов — продемонстрировать привлекательность либо напротив неприемлемость какой-либо точки зрения, программы, идеи и т.п.

7. «Неспециализированный вагон».

При применении данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих чувство, словно бы так делают все. Сообщение, к примеру, может начинаться словами: «Все обычные люди знают, что…» либо «ни один здравомыслящий человек не начнёт возражать, что…» и т.п. При помощи «неспециализированной платформы» у человека вызывается чувство уверенности в том, что большая часть участников определенной социальной общности, с которой он себя идентифицирует либо вывод которой значимо для него, принимают подобные сокровища, идеи, программы и т.п.

8. Разделение подачи информации, избыточность, большой темп.

Особенно довольно часто такие приемы употребляются на телевидении. В следствии аналогичного массированного обстрела сознания людей (к примеру жестокостью на ТВ) они перестают критически принимать происходящее, и принимать как ничего не значащие происшествия. Помимо этого зритель, смотря за стремительной речью диктора либо ведущего, упускает ссылки на источник информации и сам в собственном воображении уже все связывает и согласует несогласованные части принимаемых программ.

9. «Осмеяние».

При применении данной техники, осмеянию смогут подвергаться как конкретные лица, так и взоры, идеи, программы, организации и их деятельность, разные объединения людей, против которых ведется борьба. Выбор объекта осмеяния осуществляется в зависимости от целей и конкретной информационно-коммуникативной ситуации. Эффект действия данного приема основан на том, что при осмеянии отдельных элементов и высказываний поведения человека к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, что машинально распространяется и на другие его высказывания и взоры. При умелом применении для того чтобы приема вероятно формирование за конкретным человеком имиджа «несерьезного» человека, чьи высказывания не заслуживают доверия.

10. «Способ отрицательных групп отнесения».

В этом случае утверждается, что какая-либо совокупность взоров есть единственно верной. Все кто разделяют эти взоры — лучше тех, кто не разделяет (а разделяет другие, обычно противоположные). К примеру, пионеры либо комсомольцы лучше чем неформальная молодежь. комсомольцы и Пионеры честны, отзывчивы, в случае если комсомольцев призывают на работу в армию — они отличники боевой и политической подготовки. А неформальная молодежь — панки, хиппи, и проч. — не хорошая молодежь. Так противопоставляется одна группа второй. Соответственно высвечиваются и различные выговоры восприятия.

11. «Повторение лозунгов» либо «повторение шаблонных фраз».

Главным условием эффективности применения данной техники есть верный лозунг. Лозунг это краткое высказывание, сформулированное так, дабы завлекать внимание и влиять на чувства и воображение читателя либо слушателя. Лозунг должен быть приспособлен к изюминкам психики целевой аудитории (т.е. группы людей, на которых нужно влиять). Пользование приемом «повторения лозунгов» предполагает, что слушатель либо читатель не будет вспоминать ни над значением отдельных слов, применяемых в лозунге, ни над правильностью всей формулировки в целом. К определению Г.Грачева и И.Мельника от себя можем добавить, что краткость лозунга разрешает информации свободно попадать в подсознание, программируя так психику, и рождая паттерны поведения и психологические установки, каковые в последующем являются алгоритмом действий для человека (массы, толпы) взявшей такие установки.

12. «Эмоциональная подстройка».

Эту технику возможно выяснить как метод создания настроения с одновременной передачей определенной информации. Настроение вызывается среди группы людей посредством разных средств (внешнее окружение, определенное время суток, освещение, легкие возбуждающие средства, музыка, песни, и т.д.). На этом фоне передается соответствующая информация, но стремятся к тому, дабы ее не было через чур много. Чаще всего эта техника употребляется в театрализованных представлениях, игровых и шоу-программах, религиозных (культовых) мероприятиях и т.п.

13. «Продвижение через медиаторов».

Эта техника основывается на том, что процесс восприятия значимой информации, определенных сокровищ, взоров, идей, оценок имеет двухступенчатый темперамент. Это указывает, что действенное информационное действие на человека довольно часто осуществляется не через СМИ, а через авторитетных для него людей. Данное явление отыскало отражение в модели двухступенчатого потока коммуникации, созданной в середине 50-х годов в Соединенных Штатах Полем Лазарсфельдом. В предложенной им модели выделенная двухступенчатость весов-коммуникационного процесса учитывается, во-первых, как сотрудничество между лидерами мнения «и коммуникатором», и во-вторых, как сотрудничество фаворитов точек зрения с участниками микросоциальных групп. В качестве «фаворитов точек зрения» смогут выступать неформальные фавориты, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, армейские и т.д. В практике информационно-психотерапевтического действия СМИ это стало причиной тому, что информационно-агитационные и рекламные сообщения стали более ориентированными на лица, мнения которых значимо для других. (т.е. оценки и рекламное продвижение товара реализовывают «кинозвезды» и другие популярные лица). Манипулятивный эффект улучшается за счет вкрапления в развлекательные программы, интервью и т.п. прямых либо косвенных оценок таких фаворитов каких-либо происходящих событий, что содействует оказанию желаемого влияния на подсознательном уровне психики человека.

14. «Мнимый выбор».

Сущность данной техники содержится в том, что слушателям либо читателям сообщается пара различных точек зрения по определенному вопросу, но так, дабы незаметно представить в самый выгодном свете ту, которую желают дабы она была принята аудиторией. Для этого в большинстве случаев употребляется пара дополнительных приемов: а) включают в агитационные материалы так именуемые «двусторонние сообщения», каковые содержат доводы за и против определенной позиции. Такое «двустороннее сообщение» упреждают доводы оппонента; б) дозируются хорошие и отрицательные элементы. Т.е. дабы хорошая оценка смотрелась более правдоподобной, к чёрту обрисовываемой точки зрения необходимо добавить мало критики, а эффективность осуждающей позиции возрастает при присутствия элементов похвалы; в) осуществляется подбор фактов усиления либо ослабления высказываний. Выводы не входят в текст приведенных сообщений. Их должны сделать те, для кого предназначена информация; г) происходит оперирование сравнительными материалами для усиления важности, масштабности событий и демонстрации тенденций, явлений. Все применяемые фактические эти наряду с этим подбираются так, дабы нужное заключение хватало очевидным.

15. «Инициирование информационной волны».

Действенной техникой информационного действия на многочисленные группы людей есть инициирование вторичной информационной волны. Т.е. предлагается такое событие, которое очевидно подхватит и начнет тиражировать СМИ. Наряду с этим начальное освещение в одном СМИ смогут подхватить другие СМИ, что усилит мощность информационно-психотерапевтического действия. Тем самым создается т.н. «первичная» информационная волна. Главная цель применения этого приема содержится в создании вторичной информационной волны на уровне межличностного общения при помощи инициирования соответствующих дискуссий, оценок, слухов. Все это разрешает усилить эффект информационно-психотерапевтического действия на целевые аудитории.

Манипулирование вербальное, словесные манипуляции. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция № 27.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector