НОВОРОЖДЕННОСТЬ
Ребенок рождается и своим первым криком оповещает данный мир о собственном появлении. Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совсем иные условия: мороз, броская освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку оказывают помощь наследственно закрепленные механизмы — абсолютные рефлексы. Какие конкретно же абсолютные рефлексы имеет новорожденный?
Это, в первую очередь, совокупность пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ либо языку появляются сосательные перемещения, а все остальные перемещения тормозятся. Потому, что ребенок всецело сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди абсолютных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Кое-какие рефлексы являются атавистическими — они взяты в наследство от животных предков, но ненужны для ребенка и скоро исчезают. Так, к примеру, рефлекс, именуемый время от времени «обезьяньим», исчезает уже на втором месяце судьбы. Новорожденный схватывает палочки либо пальцы, положенные в его ладони, так же цепко, как и дитя мартышки, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» так очень сильно, что ребенка возможно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В будущем, в то время, когда ребенок обучится схватывать предметы, он уже будет лишен таковой цепкости рук.
Таблица 2.1. АБСОЛЮТНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
Раздражители | Рефлексы |
Воздействие броского света | Глаза закрываются |
Шлепок по переносице | Глаза закрываются |
Хлопок руками около головы ребенка | Глаза закрываются |
Поворот головы ребенка направо | Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается |
Разведение локтей в стороны | Руки скоро сгибаются |
Нажатие пальцем на ладонь ребенка | Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются |
Нажатие пальцем на подошву ребенка | Пальцы ног сжимаются |
Царапающим перемещением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке | Громадной палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются |
Укол булавкой подошвы | стопа и Колено сгибаются |
Поднимаем лежащего ребенка быстро том вниз | Ребенок пробует поднять голову, вытягивает ноги |
К концу первого месяца судьбы появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: когда он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него появляются сосательные перемещения. Но в частности, ребенок начинает реагировать на позу.
Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем абсолютным (вызывающим абсолютный рефлекс). К примеру, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, внезапно слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, в то время, когда он видит автобус, он опять испытывает чувство страха. В целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
(К)Как возможно обрисовать психологическую судьбу новорожденного? Мозг мелкого ребенка развивается , он не в полной мере организован, исходя из этого психологическая судьба связана, в основном, с подкорковыми центрами, и не хватает зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с чувствами, что позволило Л.С. Выготскому сказать о «чувственных эмоциональных состояниях либо эмоционально выделенных состояниях ощущений».
Серьёзные события в психологической судьбе ребенка — происхождение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 семь дней. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, приводит к прекращению перемещений, реб психологическую судьбу новорожденного енок замирает и замолкает. Позднее, на 3-4 семь дней, такая же реакция появляется на голос человека. Сейчас ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 семь дней, снаружи проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взор (очевидно, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне либо дремотном состоянии. Неспешно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию деятельный темперамент.
Ребенок приходит в данный мир не сильный и совсем беззащитным. Не смотря на то, что, появившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной собственной потребности он не имеет возможности удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, смотрят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая слабость, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной обстановке развития младенца.
Новорожденный, купив свойство реагировать на голос заботящейся за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые узкие эмоциональные связи. Приблизительно в 1 месяц ребенок, заметив маму /либо другого близкого человека, что заботится за ним. Тут рассматривается стандартная, «обычная» обстановка, в то время, когда о ребенке заботится, в основном, мать., останавливает взор на ее лице, вскидывает руки, скоро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает радоваться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий действительно людскую изюминку — ухмылку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении свидетельствует, что он в собственном психологическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается фактически младенчество.
МЛАДЕНЧЕСТВО.
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни возрастает приблизительно в 1,5 раза, а вес — практически в 2 раза. Но для нас больший интерес воображает второй нюанс физического развития. Ребенок начинает все более интенсивно и удачно двигаться и, значит, получает довольно широкие возможности познания окружающего мира. Главные вехи в физическом развитии младенца и примерные (среднестатистические) сроки их появления отражены в таблице
Кризис 1 года. Кризис первого года судьбы. Проявления кризиса 1 года