М). кризис 1 года

НОВОРОЖДЕННОСТЬ

Ребенок рождается и своим первым криком оповещает данный мир о собственном появлении. Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совсем иные условия: мороз, броская освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку оказывают помощь наследственно закрепленные механизмы — абсолютные рефлексы. Какие конкретно же абсолютные рефлексы имеет новорожденный?

Это, в первую очередь, совокупность пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ либо языку появляются сосательные перемещения, а все остальные перемещения тормозятся. Потому, что ребенок всецело сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди абсолютных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Кое-какие рефлексы являются атавистическими — они взяты в наследство от животных предков, но ненужны для ребенка и скоро исчезают. Так, к примеру, рефлекс, именуемый время от времени «обезьяньим», исчезает уже на втором месяце судьбы. Новорожденный схватывает палочки либо пальцы, положенные в его ладони, так же цепко, как и дитя мартышки, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» так очень сильно, что ребенка возможно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В будущем, в то время, когда ребенок обучится схватывать предметы, он уже будет лишен таковой цепкости рук.

Таблица 2.1. АБСОЛЮТНЫЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Раздражители Рефлексы
Воздействие броского света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками около головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки скоро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим перемещением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Громадной палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы стопа и Колено сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка быстро том вниз Ребенок пробует поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца судьбы появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: когда он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него появляются сосательные перемещения. Но в частности, ребенок начинает реагировать на позу.

Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем абсолютным (вызывающим абсолютный рефлекс). К примеру, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, внезапно слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, в то время, когда он видит автобус, он опять испытывает чувство страха. В целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

(К)Как возможно обрисовать психологическую судьбу новорожденного? Мозг мелкого ребенка развивается , он не в полной мере организован, исходя из этого психологическая судьба связана, в основном, с подкорковыми центрами, и не хватает зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с чувствами, что позволило Л.С. Выготскому сказать о «чувственных эмоциональных состояниях либо эмоционально выделенных состояниях ощущений».

Серьёзные события в психологической судьбе ребенка — происхождение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 семь дней. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, приводит к прекращению перемещений, реб психологическую судьбу новорожденного енок замирает и замолкает. Позднее, на 3-4 семь дней, такая же реакция появляется на голос человека. Сейчас ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 семь дней, снаружи проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взор (очевидно, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне либо дремотном состоянии. Неспешно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию деятельный темперамент.

Ребенок приходит в данный мир не сильный и совсем беззащитным. Не смотря на то, что, появившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной собственной потребности он не имеет возможности удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, смотрят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая слабость, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной обстановке развития младенца.

Новорожденный, купив свойство реагировать на голос заботящейся за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые узкие эмоциональные связи. Приблизительно в 1 месяц ребенок, заметив маму /либо другого близкого человека, что заботится за ним. Тут рассматривается стандартная, «обычная» обстановка, в то время, когда о ребенке заботится, в основном, мать., останавливает взор на ее лице, вскидывает руки, скоро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает радоваться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий действительно людскую изюминку — ухмылку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении свидетельствует, что он в собственном психологическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается фактически младенчество.

МЛАДЕНЧЕСТВО.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни возрастает приблизительно в 1,5 раза, а вес — практически в 2 раза. Но для нас больший интерес воображает второй нюанс физического развития. Ребенок начинает все более интенсивно и удачно двигаться и, значит, получает довольно широкие возможности познания окружающего мира. Главные вехи в физическом развитии младенца и примерные (среднестатистические) сроки их появления отражены в таблице

Кризис 1 года. Кризис первого года судьбы. Проявления кризиса 1 года

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector