Литературный сценарий

Ввоспоминаниях, мемуарах и интервью превосходных мастеров документального кино возможно отыскать массу, скажем мягко, нелестных замечаний по поводу литературного сценария. Их возможно отыскать, к примеру, у француза Криса Маркера (он сказал о том, что снимает то, что видит, а уже позже соображает: к чему бы все это?..).

И все же в неигровом кино (и телевидении) имеется множество направлений, где о ненужности либо необязательности сценария кроме того заикнуться нереально. Достаточно отыскать в памяти, скажем, такие заметные произведения, как британская документальная трилогия Кевина Браунлоу и Дэвида Гилла о кинорежиссере Дэвиде Гриффите. Либо превосходный сериал тех же авторов, снятый для телекомпании «Темз телевижн» «Неузнаваемый Чаплин». Тяжело представить себе, как французский режиссер Ален Жобер снимал бы собственный сериал «Палитра» о известных их создателях и картинах без шепетильно выпи-

Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий

санного сценария. То же самое относится и к многосерийной «России» Леонида Парфенова, где, не считая самого, превосходно обладающего пером и словом, автора, в титрах числится еще пара сценаристов. Попытался бы кто-нибудь забраться за такое безумное дело — поведать о многовековой истории огромного страны (к тому же и в яркой занимательной форме) без подробно выписанного сценария!

При работе над подобными фильмами создание сценария — наиболее значимый и ответственнейший этап. В для того чтобы рода фильмах, не обращая внимания на то что они «документальные», авторы смогут многое предвидеть, предусмотреть и просчитать именно на стадии написания сценария. В случае если правильно известное заявление режиссёра Рене Клера: «Сценарий написан — фильм готов. Осталось его лишь снять», то оно относится как раз к таким картинам. Попытаюсь доказать это на примере трехсе-рийного британского документального телефильма «Неизвестный Чаплин».

Если бы данный фильм снимался у нас, то авторы имели возможность бы успешно ответить на многие пункты «Требований к заявкам», о которых мы говорили.

Авторы гипотетической заявки имели возможность бы смело писать о просто-таки потрясающем эксклюзиве, что был в их руках. Были отысканы десятки коробок с малоизвестными прежде кадрами из фильмов Чарлза Чаплина. Как мы знаем, он снимал множество дублей. Время от времени их количество доходило до сотен! Много лет считалось, что все эти «неудачные» кадры стёрты с лица земли. Но исследователи нашли их. И внесли предложение вниманию зрителей фильм о творческой лаборатории гения. Оказывается, смотреть за тем, как практически из ничего на отечественных глазах в следствии нескончаемых ошибок и проб, мучений и счастливых озарений рождаются известные шедевры, — мало с чем сравнимое наслаждение. В этом плане имеется все для успеха. Тут и тайна — мы в первый раз видим случайно сохранившиеся кадры, чудесным образом избежавшие огня. Присутствует превосходный, талантливый храбрец. Налицо броский и малоизвестный ранее изобразительный материал. Выясняется, забракованные Чаплином дубли и эпизоды весьма забавны, увлекательны. Они мало уступают кадрам, вошедшим в фильмы. Эти отвергнутые мастером

Литературный сценарий

Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры

варианты и эскизы имели возможность бы стать вершиной творчества какого-нибудь другого комедиографа. Авторы заявки указали бы на немыслимые коллизии творческой судьбе храбреца: мало кто имел возможность себе представить, с каким трудом давалась Чаплину его «моцартовская» легкость. Вот и конфликт! А бурная семейная жизнь, которая самым ярким образом воздействовала как на его творчество в целом, так и на подбор исполнительниц основных ролей! В фильме принимают участие кое-какие люди, близко знавшие Чаплина, — его родные, члены съемочной группы. Непременно, авторы фильма должны были еще на подготовительной стадии встретиться с ними и обсудить настроение и тему будущих монологов, внеся их в сценарий. Это никак не повлияло бы на спонтанность грядущих интервью, но дало бы авторам более правильное представление о том, где как раз они имели возможность бы находиться в будущем и какие конкретно возможности для развития сюжета они дадут.

В случае если при с сериалом «Малоизвестный Чаплин» спорить о необходимости сценария не приходится, то в других, более непростых обстановках дискуссии вероятны. Но к этому мы подойдем чуть позднее.

А на данный момент постараемся разобраться в некоторых терминах.

В первую очередь уточним, что такое материалфильма и тема фильма.Их довольно часто путают. И зря. Вследствие этого появляется большое количество огорчений и неприятностей.

В «Толковом словаре» Владимира Даля сообщено: «Тема — задача (положение), которую разъясняют, о которой рассужда-ется» Чтобы выяснить темунашего фильма, необходимо ответить на вопрос: что я желаю сообщить? Допустим, я желаю своим фильмом поведать о том, как настоящая любовь может преодолеть все, кроме того самые неодолимые препятствия и преграды. Тема добропорядочная и, непременно, заманчивая. Но эту тему возможно решать на различном материале.К примеру, режиссер Юрий Терещенко говорит в собственном документальном телесериале «Роксоланы XX века» о амурных историях отечественных бывших соотечественниц, живущих сейчас в Сирии. Они много лет назад вышли замуж за сирийцев и уехали жить к своим избранникам. Неприятностей у них множество — и бытовых, и культурных,

Заявка, литературный сценарий, режиссерский сценарий

и религиозных. Но настоящая преданная любовь преодолевает все. Итак, заявленная авторами темадается на экзотичном по фактуре и мало привычном для нас материалесирийских кинонаблюдений и житеских исповедей. В другом фильме «Любовь в плену», снятом режиссером Антоном Гойдой по сценарию Татьяны Ворожко, тема всепобеждающей и ласковой любви решена на материале судьбы двух пожилых людей из мелкого украинского города: их разлучила война, лагеря, всевозможные злоключения, но они преодолели все и нашли друг друга. Тут экзотикой и не пахнет, материал второй. Подобная тема -преданной и неумирающей, не обращая внимания на все невзгоды, любви -в русском документальном фильме «Розы для синьоры Раисы» режиссера Натальи Ивановой решена на неповторимом материале: истории украинской итальянца и женщины, познакомившихся на протяжении Второй мировой, насильно разлученных и соединившихся совместно спустя десятки лет.

И тема, и материал являются нужными элементами авторского плана.В то время, когда в наличии лишь одно из двух (либо материал либо тема), тяжело сказать о том, что покажется интересный план. Ему просто не из чего сложиться!

Не редкость, что создатель еще не отыскал тему, но у него наметился интерес к определенному материалу — то ли к месту съемки, то ли к какой-то ситуации, то ли к определенному человеку. При таких условиях необходимо двигаться дальше, искать тему, которая возможно решена на заинтересовавшем режиссера материале. Поиски темы, материала, авторского плана другой раз бывают причудливыми и не всегда развиваются в «верной» последовательности. Так бывает и у умелых мастеров, и у начинающих режиссеров.

Маленький пример. История создания первой самостоятельной миниатюры одного студента-первокурсника смотрелась так. Воспользовавшись поездкой в Индию, он снял эффектные и ясные кадры зверей, живущих в естественной среде. Огромные слоны, прочая живность и смешные обезьянки. Все это было грамотно смонтировано, но смотрелось на экране достаточно безрадостно. Материал был понятен — что-то из мира зверей. Но к чему это все? Какая тут тема? Какой план? О сюжете, драматургии, развязке и завязке,

Написание сценария фильма — Писательский класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector