Литературных источников

Знакомство с опубликованной по теме научной работы литературой начинается с разработки идеи, т.е. плана предполагаемого научного изучения, что находит собственный выражение в рабочем и теме замысле курсовой либо дипломной работы, магистерской либо кандидатской диссертации. Такая постановка дела разрешает более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмысливать тот материал, что содержится в напечатанных работах ученых. В большинстве случаев, главные нюансы неприятности практически в любое время изложены в более ранних изучениях.

По окончании того как намечены главные контуры темы, главный круг вопросов, делается предварительный набросок замысла работы. Тогда поиск источников станет целенаправленным, более правильным и содержательным. Поиск информации по главным нюансам выбранной неприятности и анализ содержания литературных источников окажет помощь вам уточнить идеи работы и формулировку темы. Затем приступают к обнаружению литературы. Для этого нужно представить себе путь, определенный порядок ее разыскания, что разрешит более экономно расходовать время и свои силы. Потому, что большинство информации до сих пор дешева в виде печатных изданий, нужно грамотно осуществлять их поиск. На этом этапе смогут оказать помощь рекомендации библиографа-эксперта.

Приступая к поиску литературных источников, нужно иметь ответы на следующие вопросы:

1. Что искать? (это вопрос о видах информации, каковые обнаруживаются в ходе поиска);

2. Где искать? (это вопрос об источниках библиографической информации);

3. Как искать? (это вопрос о последовательности и глубине библиографического поиска);

4. Где записывать? (это вопрос о методах фиксации отысканной библиографической информации);

5. Как записывать? (это вопрос о структуре и правилах библиографического описания научного документа).

Попытаемся ответить на эти вопросы, каковые являются порядком поиска и окажут помощь составить картотеку (либо перечень) литературных источников по теме. Прекрасно составленная картотека кроме того при беглом обзоре заглавий источников оказывает помощь охватить тему в целом. На ее базе вероятно уже в начале изучения уточнить замысел.

Еще раз выделим, что крайне важно иметь исчерпывающее представление обо всех видах каталогов, информационных изданий и картотек и стараться применять их как возможно полнее. Но не следует по любому случаю обращаться ко всем библиографическим источникам в один момент. При их разнообразии и большом количестве дело это совсем нереальное. Рекомендуем выбрать те из них, каковые в громаднейшей степени соответствовали бы конкретным задачам поиска.

Бессистемный поиск постоянно отнимает непомерно большое количество времени и в один момент не дает гарантии его полноты.

Этапы чтения. Какой бы темперамент ни носило чтение, в нем возможно условно выделить кое-какие этапы. Действительно, в зависимости от привычек и опыта просматривающего, от характера и задач чтения эти этапы смогут быть различными, смогут поменять собственную очередность.

В случае если перед чтением учебной литературы была прослушана лекция, предварительно советуют прочесть собственный конспект. В случае если предстоит просматривать какой-либо уникальный литературный источник, предположим монографию, предварительно направляться освоить подобный по содержанию материал в более дешёвых изданиях, к примеру в книжке. Это создаст ту базу знаний, тот запас терминов, каковые окажут помощь после этого освоить более сложный материал.

Ознакомление с книгой целесообразно затевать с оглавления. Это позволит найти неспециализированное содержание, установить, к какому по характеру чтению прибегнуть – целому либо выборочному; в случае если к выборочному, то какие конкретно разделы просматривать и в какой очередности.

Полезно познакомиться с выходными данными книги (в каком городе она издана, какое издательство ее выпустило, в каком году, каким тиражом, кто есть редактором); они окажут помощь, очевидно примерно, оценить надежность книги, ее современность, темперамент (учебный, научный, популярный и пр.).

После этого направляться прочесть предисловие (введение). Оно разрешит возможность сориентироваться в главном содержании книги, отделить главное от второстепенного, осознать ведущие идеи автора, а время от времени и критический взор на них, высказанный ведущими учеными, воображающими данную книгу читателям. В случае если на книгу имеется аннотация, которая в большинстве случаев дается на обратной стороне титульного страницы, на библиографической карточке, то полезно прочесть и ее.

Наконец, целесообразно тут же просмотреть справочный аппарат книги, т.е. библиографический перечень либо перечень рекомендованной литературы, указатели иллюстративного материала, условных обозначений либо сокращений, использованных терминов. Все это разрешит вам познакомиться с дополнительной литературой по даннолй теме, оценить качество и объём использованной автором литературы и, наконец, взять те сведения, каковые облегчат познание содержния книги.

Приступая к чтению главного материала в книге, нужно забрать себе за правило выписывать все термины и незнакомые слова в особый словарик с указанием страниц, на которых они встретились, в этот самый момент же обнаружить им объяснение. Нужно не забывать, что в словарик должны попадать все научные термины, а не только те, каковые малоизвестны читателю, т.к. и в отечественной и в зарубежной литературе частенько под одним термином кроется различное содержание. Пристально направляться относиться к примечаниям и различным комментариям, сопровождающим текст.

При первом прочтении книги нужно оценить фактический материал, отобрать самые типичные факты и сопоставить их с уже известными из литературных источников и личного опыта. Нужно осознать движение рассуждений автора, их логику и доказательность. Повторное прочтение возможно выборочным, в то время, когда уже известное, осознанное при первом прочтении либо не имеющее отношения к теме опускается.

Содержание работы можно считать усвоенным лишь тогда, в то время, когда просматривающий способен пересказать основную идея. Хорошей самопроверкой качества усвоения может явиться постановка вопросов, отражающих содержание прочтённого, и последующие ответы на них. Полезно выступать с докладами-рефератами по прочтённой литературе, что есть хорошей практикой устного изложения материала.

Завершением работы над литературным источником принято вычислять запись его главного содержания.

В ходе чтения литературы в обязательном порядке выявляются из ссылок и прикнижных перечней использованных работ новые источники, исходя из этого требуется постоянная систематизация материала, его упорядочение в соответствии с поставленной задачей. Это возможно осуществить, к примеру, посредством картотеки, складывающейся из разделителей и карточек. оптимальнее организовать три раздела: «Прочесть», «Выписки» и «Прочтено». Создание таковой картотеки разрешает по существу заложить фундамент будущих научных публикаций. Но информация, содержащаяся в отобранной для изучения литературе, подчас превышает настоящие потребности для определенной работы. Отсюда вытекает необходимость предварительно выявлять все и отбрасывать лишнее. Так, закладываются элементы избирательного чтения (сначала беглый просмотр источника, ознакомление с заглавием его разделов и только позже подробное изучение выбранного содержания).

Формы записи прочтённых источников.Записи, сделанные при чтении литературных источников, во-первых, оказывают помощь глубже и разностороннее осознать прочтённое; во-вторых, увеличивают качество и объём запоминания прочтённого (не просто так записи время от времени именуют «письменной памятью»); в-третьих, производят умение кратко и совершенно верно излагать мысли; в-четвертых, позволяют неспешно накапливать личный материал, что может стать и рабочим справочником, и полезным личным пособием для научной и педагогической работы.

Уровень качества записи зависит от глубины анализа прочтённого, а формы записи обусловливаются характером чтения. Исходя из этого нельзя вести, к примеру, конспектирование в один момент с первым прочтением литературного источника. Каждые формы записи – это завершающий этап работы над книгой, статьей. В практике видятся следующие формы записи.

При работе с литературой употребляются выписки(необходимое их условие – места и точное указание источника, откуда это выписано). Целесообразно выписки делать на карточках, что облегчает их использование и хранение. При заполнении карточек направляться учитывать, что два независимых вопроса заносить на одну и ту же карточку запрещено, поскольку это затрудняет их хранение и классификацию. Карточка обязана содержать обозначение ее содержания, номер либо шифр, что показывает на ее место в карточке, дату заполнения, библиографические эти. Записи на карточке советуют располагать на одной стороне, они должны быть четкими и достаточно полными. При выписывании цитат нужно сохранять полную точность при передаче мыслей автора его выражениями и словами, ставить их в кавычки. Пропуски в цитате допускаются (они отмечаются многоточием), но они не должны изменять смысла высказывания. Цитата в обязательном порядке должна быть снабжена указанием источника.

Следующей формой записи прочтённого материала есть замысел. Замысел представляет собой лаконичное изложение основных вопросов, разглядываемых в публикации, причем в той очередности, в какой это дано в подлиннике. В этом отношении замысел весьма похож на оглавление книги.

Замысел возможно несложным и сложным. В последнем случае любой вопрос (пункт) замысла имеет подчиненные ему вопросы. Таковой дробный замысел составить, конечно, значительно тяжелее, чем простой, но он разрешит глубже осознать содержание работы. Дабы разработать замысел, в особенности сложный, нужно прекрасно знать и конкретный литературный источник, и ту отрасль знания, которую он воображает. Составление замысла приучает выявлять и коротко формулировать главные мысли автора. Он разрешает при необходимости как следует вернуть в памяти главное содержание публикации.

Тезисы позволяют полнее, чем посредством замысла, передать содержание прочтённого, потому что расшифровывают любой пункт замысла, обосновывают либо защищают то либо иное утверждение автора.

точности и Требование лаконичности в изложении мыслей автора делает эту форму записи сверхсложной. Тезисы должны отражать выводы, ведущие положения, каковые подлежат предстоящей разработке. Все это определяет их содержание и форму; сжатость и расчленённость; категоричность и конкретность.

Тезисы смогут быть сложными и несложными. В сложных тезисах имеются аргументация, доказательства и фактический материал.

При проработке нового материала полезно составлять конспект. Это сжатое изложение самого значительного в данной публикации. Конспект должен быть кратким и правильным в выражении мыслей автора собственными словами. Время от времени возможно воспользоваться и словами автора, в обязательном порядке оформляя их как цитату. Максимально совершенно верно записываются: формулы, определения, схемы, тяжёлые для понимания места, от которых зависит осмысление главного, все новое, незнакомое, чем довольно часто нужно будет пользоваться и что тяжело взять из вторых источников, и цитаты, статистика.

Существует три вида конспекта:

1. Несложный конспект – это последовательное и краткое изложение содержания работы без доказательств и анализа, без расчленения текста на соподчиненные части.

2. Сложный конспект – это изложение материала публикации с описанием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщением, подразделением и выводами текста на подпункты и пункты. Подобный конспект включает в себя цитаты, тезисы и план, и может иметь таблицы, картинки (как заимствованные у автора, так и самостоятельно составленные). Особенное внимание направляться обратить на воспроизведение картинок, т.к. оно оказывает помощь не только лучше запомнить, но и глубже осознать закономерности.

3. Сводный конспект предусматривает единое, целостное изложение содержания нескольких публикаций. В большинстве случаев такие конспекты являются тематическими, т.е. обобщают материалы различных авторов по одной теме. Составление сводного конспекта по существу собственному имеется тот творческий процесс в работе с литературой, что оканчивается написанием для того чтобы раздела, как обзор литературы.

Разработка разработки сводного конспекта возможно приблизительно следующей.

Из нескольких публикаций по одной и той же теме выбирается одна, самая полная, типа книжки, учебного пособия, монографии последних лет издания, шепетильно прорабатывается с составлением дробного замысла, в котором указываются страницы оригинала к каждому пункту замысла.

После этого поочередно изучаются все другие источники. В случае если в новой публикации изложен материал, которого не было в первой публикации, то в замысел между строчков заносится новый пункт, причем в то место, которое логически оправдывает присутствие этого материала в содержании первой публикации. В случае если материал двух публикаций сходится по трактовкам, то в плане проставляются номер страниц второй публикации со знаком «+», если не совпадают – со знаком «–». Подобным же образом обрабатываются и все другие литературные источники. Без для того чтобы «расчленения» материала его будет нереально изложить в логической последовательности как единое целое. Покажутся разбросанность, нарушение логики, повторения.

Примерная форма замысла сводного конспекта:

Поиск литературных источников о копном праве

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector