Литературные альманахи

Критика в литературных альманахах аналогична и во многом созвучна журнальной. Но есть тут существенные, хотя и не всегда заметные отличия. Главная разница состоит в том, что журнал представляет собой относительно свободное, необязательное по составу материалов издание (есть, правда, практика подготовки и выпуска тематических номеров, приуроченных к знаменательной дате, важному событию, серьёзному вызову времени, но это скорее исключения из общего правила). Альманах же обычно задумывается как тематически, интеллектуально и духовно цельное собрание элементов, где каждый дополняет и углубляет другие. Нередки случаи, когда история альманаха ограничивается выходом первого (и единственного) номера. Причины тут могут быть разные: гнев властей, раскол в инициативной группе, изменение общественно-политических обстоятельств, отсутствие финансирования и т. п.

Показательным представляется тот факт, что внешнее отсутствие периодичности не отменяет специфических особенностей этого издания: альманах остаётся и признаётся альманахом, даже если был издан один-единственный номер. На рубеже 70–80-ых годов ХХ века скандальную известность в советском обществе приобрели составление и широкая огласка не подцензурного альманаха «Метрополь» (инициаторы – В.П. Аксёнов, Е.А. Евтушенко, Вик. В. Ерофеев и др.). Власти СССР приняли меры против того, чтобы собранные вместе материалы не были опубликованы в рамках социалистической идеологии, но альманах был несколько раз издан и переиздан за рубежом. Попыток организовать и обнародовать «Метрополь-2» или нечто подобное, насколько известно, не предпринималось, но в историю новейшей литературы это издание вошло именно как альманах.

Альманах (слово арабской этимологии, означающее астрономический календарь, а по смыслу близкое к понятию – ежегодник) тоже относится к типу периодических изданий, но эта периодичность значительно менее определена, нежели в журнальной, а тем более в газетной практике. Регулярность выхода такого вида печатной продукции ослабляется большим периодом обращения. Это обстоятельство располагает альманах к более размеренному, спокойному, созерцательному темпу существования, что отражается на названиях, которые часто звучат несколько задумчиво, поэтично и даже элегично. В истории русской культуры мы встречаемся с такими памятниками литературно-критической печати, как «Аониды», «Денница», «Золотое руно», «Мнемозина», «Невский альманах», «Полярная звезда», «Северная лира», «Северные цветы», «Утренняя заря», «Шиповник». Отчасти к этому же жанру можно отнести сатирическое приложение к «Современнику» – «Свисток». В Лондоне издавал еженедельный русскоязычный альманах «Полярная звезда» А.И. Герцен. В советское время популярностью публики пользовались такие издания: «Альманах библиофила», «Весть», «День поэзии», «Истоки», «Литературная Москва», «Поэзия», «Прометей», «Парус», «Тарусские страницы», «Тверской бульвар, 25».

В начале XXI столетия русская литературная критика нередко находила своё воплощение благодаря формам альманаха: «Илья», «Московский Парнас», «Новое поколение», «Путь мастерства», «Русское поле»и др.

Композиции альманаха, как правило, сопутствует продуманное художественное и смысловое решение, особого рода художественное оформление, шрифтовое решение и нестандартный формат. Вольный дух неприятия общепринятых канонов сообщает специфическую раскованность и свободу и критическим выступлениям, входящим в состав сборника. Многим таким материалам присуще отчётливо выраженное эссеистическое начало.

Оригинальной формой альманаха можно признать случаи, когда содержание составляют тексты одного автора (он же выступает и в роли составителя). И хотя сам он может не обозначать жанр своего синтетического выступления, характерные видовые признаки в них присутствуют. Так, например, неординарная книга Н.В. Гоголя «АРАБЕСКИ»(1835), несомненно, обнаруживает в себе элементы литературно-критического и публицистического альманаха. Аналогичные черты явственно проступают в авторском проекте Ф.М. Достоевского «ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ»(1873-1881). В конце ХХ века подобные попытки предпринимались М.М. Поповым («ЭГОИСТ», 2004), П.И. Ткаченко («СОЛЁНАЯ ПОДКОВА»,первый выпуск-2006) и др. Иногда к такого рода изданиям применяют термин «моножурнал», но он не получил широкого распространения

Что почитать из литературных журналов?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector