Личность в онтогенезе.

Личность в онтогенезе.

Проиллюстрируем примером из Леонтьева. Сразу после рождения личность человеку не нужна. Первое рождение личности может появиться в возрасте 3-х лет. Ребёнок заявляет, что он может сделать сам. Что-то он может делать сам, но о настоящей самостоятельности речи не идёт. Личность тут в социального индивида.

Феномен неприятной конфеты. Личность появляется при определенном поступке в неизвестной обстановке. Кладем на стол какой-то предмет, сажаем ребенка на стул так дабы не было возможности дотянуться. Вот дотянешься не поднимаясь со стула, возьмёшь конфету. Ребенку устроили мотивационный конфликт. С одной стороны его завлекает приз, а сдругой – имеется запрет. Где личность? Личность в ребёнке в том месте, где имеется договоренность со взрослым, социокультурный запрет. До тех пор пока взрослый в помещении, послушный ребенок не поднимется со стула. Будет испытывать фрустрацию[183]. Взрослый выходит и замечает через полупрозрачное стекло. Дети поднимаются со стула и берут предмет, а взрослому говорят, что не поднимались.

Личность в онтогенезе.

Социальному индивиду нужно лгать, играться нужно мочь. А личности лгать возможно? Бессмысленно. Личность обязана решить какую-либо проблему. Личность, которая лжет себе ни при каких обстоятельствах не примет решение какую-либо проблему. Ребёнок — это личность в социального индивида пары ребёнок-взрослый. В игре между сверстниками ребенок может лгать. Происходит феномен: ребенок имеется конфету-приз, она сладкая, но ребенок плачет. Леонтьев сообщит «Конфета выяснилось неприятной по личностному смыслу.» Рассуждать о личности на языке статистики[184] очень тяжело, по причине того, что это неповторимое явление. Любой случай увлекателен.

Результатом первого рождения личности есть появление структуры мотивов. Один из мотивов занимает ведущее положение, а второй подчиненное. У ребёнка нет потребности осознавать собственные мотивы, пока он находится в пары со взрослым. Мотивы будут функционировать и порождать личностные смыслы, но наряду с этим не осознаются. В случае если имеется ведущий мотив, другими словами и ведущие деятельности (эмоциональное общение с матерью, манипуляции[185] с предметом, RPG и т.д.). Но это так лишь в присутствии взрослого. Стоит взрослому выйти из помещения и заканчивается ведущая деятельность[186].

Хотелось бы пояснить словечко ребёнок. Готовый к росту, но не взрослый. Когда-то считалось в отеч. возрастной психологии ребёнок это 10-14 лет. В одной из работ подростковый возраст[187] 14-20 лет. А во всемирной психологии не различают подростковый возраст и юношеский[188]. В принципе в случае если человек независим, быть либо не быть. По Леонтьеву, второе рождение личности – это осознание её мотивов. Появляется вопрос неприятность и решить её необходимо самостоятельно. Структура мотивов имеется и был выяснен ведущий мотив. К примеру, не лги либо напротив лгать возможно. Человек начинает осознавать мотивы, в случае если желаешь поступить самостоятельно, то необходимо осознавать основание поступка — мотив. В следствии осознания может измениться структура мотивов. Значит сменяется ядро личности. И нужно добавить, что в принципе мотивы смогут не осознаваться до конца.

Пример режиссера Андрея Тарковского. Перед отъездом в Италию Тарковский отвечает на вопросы в громадном зале. Как Вы относитесь к собственному раннему творчеству, к фильму Иваново детство[189]? Он заявил, что не помнит этого фильма, в то время, когда снимал его он не осознавал тогда что такое кино. Внешняя мотивация была, социальная мотивация[190] была. И с фильма Андрей Рублёв он начал неспешно осознавать, чем он занимается. Внутренняя мотивация – это предметно-своеобразная для данной деятельности мотивация. Любой фильм Тарковского – это попытка осознать внутреннюю мотивацию собственной профессии, выбора.

Личность рождается только два раза: сперва в поступке (под управлением) а после этого в осознании. Любая задача есть неизменно второй, неизменно новой, творческой, в то время, когда нельзя опереться на личный опыт.

В то время, когда поймёшь собственные мотивы, как выяснить где культурный предмет. Скажем, ложка культурный предмет он изменяет перемещения руки. К примеру, произведения Шекспира – это культурные предметы. Но ещё нет обеспечений, что они являлись таковыми на протяжении их написания. А как разобраться в том, где культура на данный момент. Скажем книга «Улисс» в своё время считалась порнографической, её не печатали по культурным соображениям. А вот сейчас как разобраться. В конце 80-х Москву посещали люберецкие хулиганы. Они всецело уверенны, что в Москве живут одни хулиганы. И вот появляется несколько Любэ и они намеренно надевают формы этих люберецких хулиганов. И тогда их возможно кроме того не слушать. Но люберецких хулиганов не стало. Что такое несколько Любэ? Это культура, средство преобразования природы.

Произведение искусства – это неизменно интерпретация.

Свойства развитой появившейся второй раз личности: 1) личность по определению есть творческой; она выходит за пределы собственного прошлого опыта, собственных привычек. Происходит трансциндирование (выход за пределы). Возможно мнимый вопрос, а возможно настоящий. Что-либо бросать (привычки) нужно с громадной осторожностью. Нужно не бросать, а преобразовывать. Было время в то время, когда в доктора наук выбирали трудовым коллективом впредь до уборщиц и нянечек. Уборщицы говорят – не быть доктором наук, по причине того, что курит всё время. В Соединенных Штатах курить не вредно, в том месте курить стыдно. В том месте 20 лет отучали курить методом оперантного научения. Показывать курение как проблему неприлично. Выход: тень знай собственное место. Находиться на крылечке и курить в том месте. Да, я не ваш, я из России и у нас неприятности имеется, исходя из этого я и курю. Трансциндирование – это неизменно рвение к совершенству. Те кто кричат с плакатами, они не знают что такое любовь. А ведь любовь – это выход за пределы. На бытовом языке я желаю стать лучше, дабы добиться ответной любви, совершаю упрочнение. В случае если продолжать расти выше и выше, то где предел. Это любовь не к второму человеку, это любовь к всевышнему с маленькой буквы.

Мамардашвили приводит пример Солженицына. Был на каторге, автор живет в СССР. Он должен быть коммунистический автор. Коммунистический автор имел возможность взять травму из-за ленинской премии. Что с позиций понятия личности премия. Солженицын появился второй раз как личность и стал легко писателем. Ни Солженицын, ни Тарковский, ни Мамардашвили не именуют себя шестидесятниками (тем, кто ещё раз поверили в социализм с людской лицом, а это нереально). В действительности 7-8 ноября праздник красно-тёмный сутки траура по отечественной загубленной Отчизне. Тот кто это вычисляет праздником несет плакат с надписью «Социализм либо смерть». В ситуации Робинзона пропадёт «либо». 2) личность есть множественной, сохраняя наряду с этим целостность. Лотман наблюдает и удивляется кто таковой Пушкин: с одной стороны приятель декабристов чуть не вышедший на сенатскую площадь, с другой – приятель царя уверенный монархист; с одной — донжуан и гуляка, с другой – уверенный семьянин и домостроевец. В случае если идут люди с плакатами «Пушкин с нами» — монархисты, либо декабристы либо домостроевцы, то они не знают кто таковой Пушкин. Личность множественна.

Лекция 9-10 (21-27.11.97)(наверх)

Тема 4 развитие и Возникновение психики[191]

Из истории отечественной психологии (0:10)

В данной теме актуальна книга Леонтьева «Неприятности развития психики». А.Н.Леонтьев создавал для собственных учеников «парниковый эффект». В то время, когда создавался факультет, декану необходимо было быть умелым социальным индивидом и наряду с этим оставаться личностью. Сравнительно не так давно один плохой человек назвал отечественного президента атаманом. Леонтьев был царь-батюшка и в хорошем смысле атаман. диссертацию «Развитие психики» он издал в 1959г., в 61 он ложью и правдой добился, дабы книга взяла ленинскую премию, так он вырастала в глазах правительства. Отправился на каждые уловки, дабы в 65г. как раз в Москве организовать съезд психологов, куда приезжал и Пиаже. Возможно заявить, что Пиаже благословил открытие факультета. Тогда уж в случае если в Москве, то и в Ленинграде влияниям ничего не осталось, как открыть факультеты. Психологи большое количество курят. Леонтьев не то, что курил, он не вынимал сигарету изо рта. На факультете дым стоял. Что же это указывает. Гештальттерапевт Перлз сообщит, что курить – это пускать пыль в глаза. Из Кремля наблюдают, что у них в том месте происходит, может беспорядок какой, чего-нибудь плохое, наблюдают, а в том месте дымовая завеса. Сравнительно не так давно юные люди сделали фильм о советских психологах, и оказалось, что вся психология как кусок грязи. Про книгу «Развитие психики». В том месте имеется весьма различные части, к примеру, такие, где Леонтьев подлизывается к властям. Но мы будем брать лишь то, что прошло культурную диагностику временем. Личность – это критический испытатель культурных предметов. Мы сейчас испытаем Леонтьева на прочность.

Первый вопрос. Критерии психологического. Догадка о развитии и возникновении чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец) (0:33). Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность[192] (П.Я.Гальперин) (0:22).

Критерии психологического.

Имеется неприятность выделения, неприятность понятия психики. По Аристотелю понятие имеет количество (класс объектов входящих в понятие) и содержание (признаки[193]). Леонтьев, к примеру, категорически думал, что растений психики нет. Разговор нужно затевать не с вопроса имеется ли у того либо иного психика, а с того каков критерий психики. В случае если критерий отыщем, будем рассуждать логически. За Леонтьевым выделяем разные параметры: а) Хорошие параметры; б) Современные параметры: структурный подход и функциональный подход[194].

а)Хорошие параметры: 1) Антропопсихизм. Лишь человек может дать о себе субъективный отчёт. Он владеет рефлексией (интроспекцией). Но это через чур узкий критерий, скажем для изучения животных. 2) Панпсихизм. Вторая крайность – психика это свойство любой материи, всё около одушевлено. И тогда покажется, что данный критерий предлагает мистик-шаман. Но ничего аналогичного! Его предлагают французские философы-материалисты в 17-18 столетиях. Тут имеется материалистическая хитрость – в случае если психика везде, то это также самое, что её нигде нет. Изучайте материю с позиций физики, химии, но не с позиций психологии. Психика как каждая вторая материя. Панпсихизм не выделяет критерия психики по большому счету. 3) Биопсихизм. Био – это жизнь. По количеству понятие таково. Психика – это свойство живой материи. Критерии судьбы: рост, размножение, свойство к передвижению. Утверждается, что в случае если субъект жив, то у него имеется психика. Но что такое психика снова не говорится. Критерия психики тут также нет. Классика покинула проблему критерия психики (либо через чур узкий либо критерия нет по большому счету).

б) Современные параметры: (к личности имеется два подхода: структурный (ищутся свойства субъекта) и функциональный (человек без особенностей); в современности эти два подхода видятся.) 1) Структурный подход будет именоваться нейропсихизм. По количеству это психика имеется в том месте, у тех живых существ, у которых имеется нервная система[195]. Это хороший объективный критерий, что не устраивает Леонтьева. Вот у человека развитая нервная совокупность, совсем ясно, что психика имеется. Отправимся ниже по эволюционной лестнице. Ганглионарная, сетевидная совокупность и т.д.. Самое простое существо, к примеру, инфузория. У неё имеется нервная совокупность? И при ответе появляется неприятность: а что такое нервная совокупность? Это снова тупик. 2) Функциональный. Изменяется вопрос. Не «где имеется психика?», а «для чего она нужна?» Это психики единства и принцип сознания, жизнедеятельности и единства психики. Сперва нужно определить, в какой окружающей среде существует живое существо, после этого – какие конкретно у этого живого существа жизненные задачи, а после этого – постараться разглядеть, нужна ли для ответа этих задач психика. И в случае если окажется, что нужна, то лишь тогда возможно дать согласие, что имеется и телесное подкрепление психики – нервная совокупность. Другими словами нервная совокупность как следствие развития (в окружающей среде приходится решать задачи, и тогда нужна нервная система и психика).

Психика тут рассматривается как функциональное свойство организма. Заберём, к примеру, свойство сказать на зарубежном языке. Язык[196] изучается в школе для хорошей оценки[197], одноклассников и уважения учителя и в случае если после этого мы ни при каких обстоятельствах не попадем в среду носителя языка, то мы его, точно, забудем. Другими словами функциональное свойство может провалиться сквозь землю. А вдруг человек окажется в стране с тем языком, то он всё то, чему учили в школе отыщет в памяти и начнёт сказать на этом языке.

Догадка о происхождении чувствительности. Леонтьев опирается на А.Н.Северцев. Тот говорит, что психика имеется и он разглядывает её как фактор эволюции. Психика нужна как фактор развития живым существам на каком-то этапе развития. Леонтьев за Северцевым выделяет два типа внешней среды. Первый тип – однородная (гомогенная) окружающая среда. В таковой всё вредное и нужное растворено как в бульоне. Второй тип – разнородная (неоднородная), это предметно-оформленная среда, страшное и вредное в ней – это предметы. Это условное разделение. Гомогенная среда по большому счету вряд ли существует в природе. Нужно узнать, нужна ли отечественному живому существу психика, необходимо ли ему отражать мир? В гомогенной среде, пожалуй, не требуется. По причине того, что неизменно имеется и нужное и вредное. И тогда необходимо иметь не отражение, а раздражимость[198]– это свойство отвечать на действия крайне-важных особенностей среды. Животное подплывает в том направлении, где пищи больше и, скажем, отплывает от мест с опасностью. А сейчас поместим живое существо в неоднородную среду. А тут что ему следует сделать? К примеру, тут ответственные для жизни вещества оформлены как вещи, предметы, значит, яркого контакта с ними может не быть. И значит, пищу необходимо деятельно искать, проявлять активность организма. И что же побуждает искать пищу? Представим, что у существа имеется датчик, что информирует о том, сколько в организме серьёзных для жизни веществ (к примеру, глюкозы в крови). В случае если датчик начинает информировать, что энергии осталось мало и её нужно восполнить. Предполагаемое существо лишено психики совсем. Оно вероятнее не выживет. По причине того, что для поиска пищи нужно трудиться, функционировать, тратить энергию. Но в то время, когда энергии мало, то существо без психики не решается тратить остатки на поиски пищи.

У живого существа появляется отражение собственных потребностных состояний. Побуждает к активности голод (актуальное состояние пищевой потребности). Имеется эмоции, аффективная сфера. Леонтьев этого не желал учитывать, п.ч. сказать об чувствах весьма тяжело объективно. Приблизительно сообщить об чувствах мартышки ещё возможно, но не об чувствах какой-нибудь бактерии. Итак, голодное животное деятельно ищет пищу. Ему нужно отражать предметы. В предметной среде отражаются не сами предметы. К примеру, паучок плетёт паутину для пищи. Но паучок отражает не сам предмет, а свойства – вибрации паутины. Возможно поставить вместо мухи камертон. Паучок побежит на камертон. Значит достаточно отражать свойства предметов – показатели ответственных для жизни веществ. Леонтьев именует свойство отражать свойства среды как показатель психики – чувствительность как особенный случай раздражимости. Раздражимость – это свойство реагировать на что-то внешнее в принципе. Чувствительность – реагировать на биологически нейтральное. Без психики субъекта не одурачишь. А вот паучка возможно одурачить, его психика отражает свойства. Чувствительность делает сигнальную функцию.

Чувствительность (свойство чувствовать) – это свойство субъекта отражать биологически нейтральные (абиотические) особенности среды, каковые объективно связаны с биологически серьёзными (биотическими) особенностями и как бы показывают на них.

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность. (П.Я.Гальперин)

Гальперин шёл как бы рядом с Выготским и развивал его, он не ученик, а соратник и сотрудник Леонтьева. Гальперин создал теорию постепенного формирования умственных действий[199].

10 лекция. У Гальперина личная точка зрения на то, чем есть психика. Леонтьев занимался тем как появилась психика, Гальперин – тем как она осуществляется уже появившись. Гальперин вопрос что такое психика и вводит термин – ориентировка. Всякое воздействие включает в себя три части: 1. ориентировку в условиях, в которых необходимо функционировать; 2. выполнение действия; 3. контроль результата. Так вот ориентировка свидетельствует для Гальперина как синоним предварение действия, последующее направление и мысленное предвосхищение. Формально он берёт термины у Павлова – ориентировочный рефлекс[200] (физиологический механизм, заданный врожденно рефлекс, в котором психика не участвует) и ориентировочно-исследовательская деятельность (изучение условий, особенный рефлекс любопытства, поиска нового, рефлекс «что такое?», «в каких условиях я нахожусь?»). Гальперин берёт эту вторую часть и именует её легко ориентировочной деятельностью, по причине того, что исследовательская деятельность – это частный случай ориентировки. Ориентировка предполагает не только изучение, в её состав входят; 1. изучение обстановки; 2. оценка объектов по их значимости; 3. выяснение дорог вероятного перемещения; 4. примеривание собственных действий к представленным в данной обстановке объектам; 5. управление выполнением этих действий. Т.е. ориентировочная деятельность участвует на любых этапах. Это не только познавательная деятельность. Скажем, чтобы испытать чувство также нужна ориентировка. Скажем, в то время, когда задают вопросы нежданно позади, испытывают испуг либо удивление – а это само собой разумеется также ориентировка. Самый сильный вывод Гальперина – в случае если все разные формы душевной судьбе это практически формы ориентировочной деятельности, то тогда и предметом психологии есть ориентировочная часть психологических функций. Где Гальперин находит психику, в каких обстановках? Он задаёт вопрос: «В каких обстановках психика как ориентировка нужна и, в каких она нужна?». Не нужна в том месте, где стандартные условия поведения. В стандартных условиях ориентировка не нужна.

Растение мухоловка ловит насекомых. Нужна ли тут психика? Нет, по причине того, что всё обусловлено физиологически. В принципе для того чтобы механизма достаточно для жизни. Либо муравьиный лев, зарывается в песок и сидит, покинув только головку с челюстями. Песчинка от муравья попадает на головку льва и рефлекторно захватывается челюстями муравей. К примеру, в то время, когда мы идём по привычной улице, то мы идём как бы чисто инстинктивно и можем попутно с кем-то говорить. Когда-то ходьба потребовала ориентировки, а на данный момент уже нет. Либо, к примеру, лягушка, которая ловит мошек. Она реагирует на мигание перед глазами. Со своей стороны змея завлекает лягушку своим мелькающим язычком и ловит, так, лягушку. Так психика нужна в новых условиях. В то время, когда душно, нужно открыть форточку. Растение на протяжении заморозков . В тропиках растение засыхает. Животное же, ведущее деятельный образ судьбы, ищет пищу в изменяющихся условиях. Скажем, овца владеет привлекательным для волка запахом[201]. Волку в настоящих условиях необходимо выполнять решающий скачок на овцу за одну попытку, т.е. необходимо заблаговременно ориентироваться в конкретных условиях. К примеру, белый медведь, подкрадываясь к тюленю, закрывает собственный тёмный шнобель дабы сливаться с окружающей снежной местностью. И если он не ловит тюленя, то возвращается на то же место с которого прыгал и тренируется пара раз совершая одинаковый прыжок. Гальперин выделяет весьма правильный, строгий критерий психики – предвосхищение действия. Знать заблаговременно и направлять воздействие – вот функция ориентировки. Принципиально важно подметить, что мы применяли слово воздействие, которое правомерно применял Гальперин применительно к животным. В случае если животное предваряет что-то, значит действует. У Леонтьева слово «функционировать» будет иметь более надежный суть. При рассказе о Леонтьеве направляться избегать слов воздействие и цель. По причине того, что Леонтьев вычислял целенаправленное воздействие характерным лишь людям.

Второй вопрос. поведения развития животных и Стадии психики (0:50)

08 Субъект, индивид, личность

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector