Личность лектора. В случае если лектор есть увлекательным, разносторонне грамотным, эрудированным человеком, имеет опрятную наружность и заинтересованно излагает материал, это постоянно способствует установлению хороших контактов со слушателями и оказывает помощь поддерживать интерес к лекции.
лёгкость и Простота изложения являются главным преимуществом лекции в высшей школе. Путаное и неясное изложение имеет две обстоятельства: 1) не хватает глубокое познание лектором вопроса, о котором он говорит; 2) неумение лектора слушателям осознаваемую им идея. В конечном счете обе эти обстоятельства устраняются в следствии упорной подготовительной работы лектора над формой и содержанием лекции
Лектор обязан заботиться не только о том, что сообщить, но и как сообщить. К его речевой культуре предъявляются высокие требования. Лектора слушают десятки, время от времени много студентов, каковые принимают не только содержание лекции, но и язык. Верный литературный язык лектора содействует развитию и обогащению речи студентов. неряшливость и Небрежность в речи лектора снижают уровень качества лекции.
Наиболее значимыми качествами хорошей лекции являются образность и выразительность, облегчающие студентам восприятие материала.
Соответственно типологии И. П. Павлова возможно выяснить три главных стиля лекционного преподавания. Лекторы мыслительного стиля при чтении сосредоточивают внимание на содержание, заботятся о большой научности изложения. Они не придают громадного значения внешней форме лекции. Лекторы художественного стиля в собственных лекциях делают упор на изображение целостной картины излагаемого. Лекторы для того чтобы стиля владеют броским образным словом. Лекционный стиль среднего типаобъединяет главные черты мыслительного и художественного стиля. Он соединяет в себе достаток содержания, красивую выразительную речь и композицию лекции.
Павловская типология людей умственного труда имеет ориентировочный темперамент. Принципиально важно все: и содержание, и интонация, и манера изложения, и жесты, и мимика. Нужно не забывать, что практически добрая половина информации передается через интонацию. Одинаковые слова, сообщённые по-различному, смогут привести к противоположным итогам. Сказать направляться достаточно звучно, светло, четко, ясно и просто, дабы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими волнами (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления обязана соответствовать содержанию и учитывать обстановку. Не требуется стремиться к громкости за счет голосовых связок, нужно обучиться применять резонаторы: полость рта, носоглотку, лобные пазухи, грудную клетку.
А. Монро приводит следующие типы ораторов, чья речевая манера далека от совершенства:
• актерствующий краснобай, говорящий больше для демонстрации собственной персоны, чем для общения;
• прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает все и кроме этого больше заботящийся об аплодисментах, чем о понимании;
• отшельник, игнорирующий аудиторию;
• виноватый оратор, стыдящийся того, что он говорит;
• болтун, подавляющий аудиторию словесным потоком. непринуждённость и Естественность выступления, выбор и размышление, рождение слова на глазах аудитории крайне важны. Не помеха ли этому столь тщательная подготовка, о которой говорилось выше? Ответ неизменно однозначен: чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и ярче будет осуществляться им акт творения речи. Не нужно, дают предупреждение все речеведы в один голос, выучивать заблаговременно текст выступления. Это значительно чаще выливается в неестественное, негибкое изложение. Оратор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обдумывая их значения. Помимо этого, способ заучивания текста нехорош тем, что не дает возможности вносить трансформации, требующиеся для адаптации речи к реакции аудитории. Способ чтения выступления такой же негибкий, как и способ запоминания, и кроме этого формирует барьер между говорящим и аудиторией. Потому, что глаза говорящего должны быть прикованы к записям, он не имеет возможности наблюдать на собственных слушателей, а только бросает на них стремительные взоры. Если он не владеет особенными навыками чтения с страницы, то не имеет возможности применять и достаточную голосовую гибкость, интонационное достаток, отличающее живую обращение.
Влияние информации на человека. Телевидение как основной манипулятор (Лекция 1)