Личность и я

Человек как родовое существо конкретизируется в настоящих индивидах. Понятие индивида показывает на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и социума. Любой индивид в праве на собственную особенность — это его при-родная данность, развернутая социализацией. Индивид как особенная единичная цельность характеризуется рядом особенностей: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во сотрудничестве со средой, активностью. Понятие индивида имеется только первое обозначение предметной области изучения человека, содержащее возможности предстоящей конкретизации с указанием его качественной специфики в индивидуальности и понятиях личности.

На данный момент существуют две главные концепции личности: личность как функциональная (личность) и ролевая характеристика человека как его сущностная черта.

Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а правильнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого нюанса понимания личности (он имеет громадное значение в современной прикладной социологии) он не разрешает раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя лишь его поведение, которое не всегда и не обязательно высказывает его настоящую сущность.

Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает ее уже не в функциональном, а в сущностном замысле: она тут — сгусток регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, ядро характера и источник воли, субъект свободных действий в рамках социума и внутренней жизни человека. Личность — личное сре-доточие и выражение публичных функций и отношений людей, преобразования мира и субъект познания, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.

Личность имеется владеющий мировоззрением и самосознанием человек, достигший понимания собственных социальных функций, Собственного места в мире, осмысливающий себя как субъект исторического творчества, как звено цепи поколений, а также родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а второй — в будущее. Личностные качества человека имеется производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа судьбы. Полем проявления личностных особенностей помогает его жизнь — личная и социальная.

Дабы проиллюстрировать зависимость личностного становления человека от развитости его окружающего и самосознания его социума, в мыслях посмотрим в глубь столетий. В то время, когда появляется личность в философском понимании этого слова? Вместе с возникновением человека как биологического вида? Нет. Отечественный отдаленный предок, пребывавший в условиях первобытной среды и на начальных стадиях формирования сознания, еще не был личностью, но уже был человеком. Личность — это публично развитый человек. Не только исторически, но и генетически человек делается личностью по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере собственного личного приобщения к ней. Ребенок, в особенности в самом раннем возрасте, — это, очевидно, человек, но еще не личность. В нем только «проклевывается» личность, он еще будет ею. В случае если же нарушаются социальные связи человека либо происходят патологические процессы в организме (душевные расстройства и т.д.), личность распадается всецело либо частично в зависимости от силы для того чтобы рода негативных и ужасных событий.

Так, личность — это результирующая функция социального и биологического начал человека. Без какого-либо из этих ингредиентов личность не состоится; более того, кроме того при частичном ущемлении либо биологического, либо социального начала в человеке эта деформация сразу же скажется на личности.

Вместе с тем личность не сводится ни к ее телесным, антропологическим, изюминкам, ни к ее многообразным социальным функциям. Личность — это замкнутая в себе целостность, ее телесные и социальные проявления сущность ее атрибуты. Иначе, и биологическое, и социальное играются равноправно решающие роли в генезисе личности.

Что образовывает личность отдельных людей, которых мы знаем как представителей разных сфер деятельности — писателя, продавца, доктора, землекопа, конторщика? Что образовывает ту внутреннюю душевную храмину, которая закрыта для людей, но открыта для Всевышнего? Таким вопросом задается С.Н. Булгаков. На него возможно ответить так: данной внутренней духовной стихией есть в первую очередь мировоззрение, осознаваемое в самом широком смысле этого слова: чем живет человек, что он вычисляет для себя самым святым и дорогим, как он живет, как помогает собственной святыне. Определить человека как личность — значит определить главные изгибы его душевного состояния, «паутину» его мыслей, эмоций, надежд и желаний, его ценностные ориентации, его убеждения и веру.

Личность формируется в ходе деятельности, общения. В противном случае говоря, формирование ее имеется в сущности процесс социализации индивида. Данный процесс происходит методом внутреннего формирования неповторимо-неповторимого его вида и требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной коррекции собственных действий, поведения, поступков. Это со своей стороны приводит к необходимости развития свойства самооценки на базе развития самосознания. В этом ходе отрабатывается характерный как раз личности механизм рефлексии. самооценка и Самосознание в совокупности образуют тот главный стержень, около которого складывается неповторимый по разнообразию и богатству узких оттенков неповторимый «узор» личности, свойственная лишь ей специфика.

Личность имеется совокупность трех ее главных составляющих: биогенетических задатков, действия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра — Я. А что такое Я? Это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Оно представляет собой как бы внутреннюю базу личности, ставшую феноменом психики, определяющую темперамент, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, методе соотнесения собственных заинтересованностей с публичными, уровне притязаний. Я — это база формирования убеждений, стоимостей-ностных ориентации, словом, мировоззрения. Оно же есть базой формирования социальных эмоций человека: эмоции собственного преимущества, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических правил и т.д.

Относительно с личностью чистое Я воображает значительно более сложный предмет для изучения. Я имеется то, что в каждую данную 60 секунд сознает, в это же время как эмпирическая личность имеется лишь одна из сознаваемых действительностей. Иначе говоря чистое Я имеется мыслящий субъект, верховная самость отечественного едино-цельного духа. Душа, дух, трансцендентное Я — вот разнородные заглавия для этого субъекта мысли и воли. Личность делается личностью лишь при наличии в ней самосознающего Я. Возможно сообщить, Я — это верховный, регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой центр личности.

Границы личности существенно шире границ не только тела человека, но и его духовного мира. Границы личности возможно уподобить кругам, расходящимся на воде от какого-либо центра: ближайшие круги — это плоды созидания, родные люди, личная собственность, приятели (они так как — зеркало отечественной сущности). Уходящие вдаль круги вливаются в море социума и потом в пропасть Космоса.

Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я — он-то и является основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он желал бы быть, каким имел возможность бы быть, если бы желал. Наряду с этим личность оценивает себя и конкретно, и опосредованно — через оценку вторых. Прислушайтесь, как человек оценивает вторых, и вы определите его самооценку: оценка вторых — это собственного рода зеркало самооценки. Процесс соотнесения образа Я с настоящими жиз-ненными событиями, результирующийся в направленности и мотивациях личности, является базой для самовоспитания, т.е. для постоянного процесса совершенствования, развития. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, тре-бующий неустанной душевной работы.

Главным результирующим свойством личности, ее духовным стержнем выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, вставшего до большого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? для чего я явился в данный мир? в чем суть моей жизни, мое назначение? живу ли я в соответствии с велениям бытия либо нет? Лишь выработав то либо иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, приобретает возможность осознанно, целенаправленно функционировать, реализуя собственную сущность. Мировоззрение — это как бы мост, связывающий личность и целый окружающий ее мир, это воззрение на мир, выход в него.

В один момент с формированием мировоззрения складывается и темперамент — психотерапевтический стержень человека, стабилизирующий его активность. «Лишь в характере индивидуум получает собственную постоянную определенность» .

Особенным компонентом личности есть ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется» на очень многое. Социальные события часто приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву собственной личности. В таких ситуации он преобразовывается в марионетку социальных сил, и это причиняет непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-различному реагируют на опробования: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социаль-ного насилия, а вторая — закалиться. Лишь нравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания собственной «не-личности», т.е. неспособности выполнять то, что диктует сокровенный суть Я. Лишь вольно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного преимущества. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и есть показателем степени развитости самой личности.

Так, личность — это мера цельности человека: без внутренней цельности нет личности.

Ваша личность — иллюзия? Встреча с участниками Академии смысла

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector