Лекция 2. периодизации профессионального становления личности

Замысел

1. Четыре стадии опытного становления личности (Т.В. Кудрявцев).

2. Периодизации жизненного пути специалиста (Е.А. Климов).

3. Этапы становления специалиста (А.К.Маркова).

4. Этапы опытной зрелости (Дж.Сьюпер).

Вопрос 1. Четыре стадии опытного становления личности (Т.В. Кудрявцев)

Т.В.Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко изучивших проблему опытного становления личности, в качестве параметров выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень исполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

1) формирование и возникновение опытных намерений;

2) опытное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию активное ее нахождение и освоение себя в производственном коллективе;

4) полную реализацию личности в профессиональном труде

Вопрос 2. Периодизации жизненного пути специалиста (Е.А. Климов)

Е.А.Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:

1) стадия оптации (12— 17 лет) — подготовка к сознательному выбору опытного пути;

2) стадия опытной подготовки (15—23 года) — овладение знаниями навыками и умениями будущей профессиональной деятельности;

3) стадия развития специалиста (от 16—23 лет до пенсионного возраста) — вхождение в совокупность межличностных взаимоотношений в опытных общностях и предстоящее развитие субъекта деятельности.

В более поздней периодизации жизненного пути специалиста Е.А.Климов предлагает более подробную группировку фаз:

• оптация — период выбора профессии в учебно-опытном заведении;

• адаптация — вхождение в привыкание и профессию к ней;

• фаза интернала — приобретение опытного опыта;

• мастерство — квалифицированное исполнение трудовой деятельности;

• фаза авторитета — достижение специалистом высокой квалификации;

• наставничество — передача специалистом собственного опыта.

Вопрос 3. Этапы становления специалиста (А.К.Маркова)

А.К.Маркова в качестве критерия выделения этапов становления специалиста избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 этапов и 9 уровней:

1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;

2) профессионализм складывается из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;

3) суперпрофессионализм кроме этого складывается из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;

4) непрофессионализм — исполнение труда по профессионально искривленным нормам на фоне деформации личности;

5) послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности

Вопрос 4. Этапы опытной зрелости (Дж.Сьюпер)

За границей широкое признание взяла периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять главных этапов опытной зрелости:

1) рост — развитие заинтересованностей, свойств (0— 14 лет);

2) изучение — апробация собственных сил (14—25 лет);

3) утверждение -— упрочение и профессиональное образование собственных позиций в обществе (25—44 года);

4) поддерживание -— создание устойчивого опытного положения (45—64 года);

5) спад -— уменьшение опытной активности (65 лет и более).

Контрольные вопросы

1. Четыре стадии опытного становления личности (Т.В. Кудрявцев).

2. Перечислите уровни профессионализма личности.

3. Периодизация Дж. Сьюпера.

4. Периодизация жизненного пути (Е.А. Климов).

5. Охарактеризуйте фазу интернала. (Е.А. Климов).

6. Черта суперпрофессионализма.

Взросление как становление независимой личности

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector