Лекция № 17. страхи детей

К концу дошкольного возраста поведение ребенка начинает быстро изменяться. В случае если раньше кроха легкомысленно предавался играм, беготне, а желание двигаться, шуметь было одним из его главных жажд, в случае если его мало интересовали происходящие около него события, и он еще не улавливал связи между явлениями, а закономерности, по которым протекают явления, еще совсем были ему недоступны, то неспешно ребенок постигает мир с его законами, взаимозависимостями, взаимопереходами, сложностями и противоречиями. И это первое постижение мира во многом стимулируется эмоциями, каковые именуют интеллектуальными. Появляются эти эмоции в ходе познания окружающего мира, в ходе ответа тех задач, с которыми человек сталкивается в жизни. Это – и удивление перед сложным либо непонятным явлением, и желание определить что-то новое, еще не познанное, и сомнение в правильности отысканного ответа, и радость по поводу сделанного открытия, уверенность либо неуверенность в правомерности того либо иного вывода и т. д. Перечисленные эмоции далеко не однозначны, отличаются по собственному содержанию, по сложности, и потому, конечно, они далеко не сходу появляются у ребенка. Одни из них формируются и проявляются уже в дошкольном возрасте, другие возможно замечать только у взрослого человека.

Но все-таки кроха начинает испытывать удивление перед непонятным и неизвестным, радость при ответе не смотря на то, что и несложной, но уже задачи, любознательное рвение познавать, чувство наслаждения от своих первых, еще робких интеллектуальных действий. К 4–5 годам раньше практически равнодушный ко всему, не считая игр кроха внезапно начинает нас практически засыпать вопросами: «Отчего Луна то круглая, то остренькой делается?»; «Откуда звезды берутся?»; «А кто качает деревья?»; «Что такое граница, для чего ее защищают, кто живет за рубежом, какая она – граница?»; «Из-за чего рыбы живут в воде, а из-за чего они умирают, в случае если их вытащить из воды? А как это – умирают? А что рыбы кушают? А осьминог – это также рыба? Неужто кит – не рыба, и как это возможно?». У ребенка дошкольного возраста в ходе познания действительности включается эмоциональный компонент, делающий данный процесс захватывающе увлекательным. Исходя из этого ребенок не просто наблюдает события – он желает определить их обстоятельство, ему весьма интересно узнать, что около него происходит и из-за чего как раз так, а не в противном случае.

Ребенок полон доверия к словам взрослого, уверен, что мама, отец, бабушка все знают, и о чем бы их ни задал вопрос, смогут дать исчерпывающий и ясный ответ.

Все тревожит ребенка, на все он жаждет услышать ответ, и потому теребит взрослого: «А из-за чего?», «Отчего?», «Для чего?». В этот самый момент позиция взрослого должна быть полностью четкой: либо правильный, ясный, понятный ребенку этого возраста ответ, либо ссылка на то, что данное явление еще и взрослым не совсем ясно, либо сознательное завуалирование того, что ребенку еще не нужно знать. Время от времени наряду с этим нужно и самому посмотреть в энциклопедию либо в соответствующие справочники, книги, сходить в библиотеку, дабы растолковать ребенку то, о чем он так упорно задаёт вопросы.

Но все же в тех обстановках, где содержание либо обстоятельство явления смогут быть легко установлены самим ребенком без помощи взрослого, легко нужны отечественные настойчивые требования: «А ты сам поразмысли», «Разгляди пристально сама, возможно, и додумаешься»; «Сам постарайся сделать, тебе это уже под силу». Как раз таким методом мы и будем стимулировать в ребенке желание самостоятельно что-то определить, о чем-то додуматься, установить что-то общее, закономерное, что неразрывно после этого соединится с интеллектуальными эмоциями, а в будущем станет базой интереса, любознательности, а после этого и творчества. Но ни при каких обстоятельствах запрещено на вопросы ребенка отвечать: «Отстань», «Не мешай мне со собственными дурными вопросами», «Я занята, позже». А «позже» уже и не нужно, по причине того, что в случае если интерес к познанию не будет своевременно поддержан, согрет и разожжен, то будет уже поздно. Прекрасно, в случае если ребенок сам пытается к познанию, сам что-то ищет в книгах, задаёт вопросы у других. А вдруг этого страстного жажды познать у него не будет? Boт, тогда-то мы и столкнемся: «Я не желаю учить эту ненавистную химию, не буду решать задачи, надоело», «Не стану я просматривать „мир и Войну“ – достаточно того, что наблюдал по телевизору». И мы волнуемся, переживаем, нервничаем, ужасаемся: «Не хочет сын обучаться! Так бы хотелось, дабы закончил 10 классов, но хотя бы до 8 дотянул!»; «Ни за что дочка не желает завершать десятилетку, уперлась – отправлюсь в торговлю трудиться: это увлекательнее, чем целыми днями зубрить!» Возможно, обстоятельство этого – то равнодушие к вопросам ребенка, к его заинтересованностям, к его жадному и благородному рвению познать, которое мы так бездумно подавляли, в то время, когда он был мелким?

Нужно поддерживать в ребенке это зарождающееся чувство познания, стимулировать любознательность, пробуждать чувство удивления перед малоизвестным, умение заметить новое, разобраться в непонятном, приводить к самостоятельному желанию осознать неясное, сделать для себя известным малоизвестное. Такие эмоции в будущем будут стимулировать интеллектуальный поиск ребенка. Уже в дошкольном возрасте начинает развиваться процесс мышления, а потом он будет все большее место занимать в психике ребенка, и потому интеллектуальные эмоции, неразрывно связанные с процессом мышления, будут все более и более нужны ребенку. Они станут базой его заинтересованностей, соответственно, и жизненных целей, они будут стимулировать не только процесс познания и учебную деятельность, но и творчество. «Какой бы неустойчивой и шаткой ни казалась нам (особенно в первые годы) умственная судьба ребенка, мы все же не должны забывать, что ребенок „от двух до пяти“ – самое пытливое существо на земле и что большая часть вопросов, с которыми он обращается к нам, позвано насущной потребностью его неутомимого мозга вероятно скорее постичь окружающее», – пишет К. И. Чуковский.

Но в случае если интеллектуальные эмоции лишь формируются в дошкольном возрасте, то нравственные уже достигают определенной «зрелости». Мы уже говорили о том, что к 6 годам у ребенка достаточно определенно проявляется чувство сострадания, что он уже испытывает это чувство и под его влиянием соответственно поступает по отношению к окружающим людям. У детей дошкольного возраста начинает закрепляться кроме этого чувство стыда, формируются первые элементы совести как острого переживания собственной вины, чувство симпатии к сверстнику перерастает в устойчивую привязанность, ребенок остро переживает разлуку с матерью, отцом, с родными, он скучает, будучи лишенным общения со сверстниками, может обижаться, испытывать ревность во взаимоотношениях с приятелями, т. е. палитра его эмоций делается все более яркой и многоцветной. Все это говорит о том, что ребенок неспешно осваивает все те эмоциональные состояния, каковые характерны человеку. В общении со сверстниками, родными, привычными и незнакомыми людьми ребенок испытывает разные эмоции: радость, обиду, бешенство, ужас, скорбь, сострадание, жалость, стыд и др. Одни из них мимолетны, преходящи, другие оставляют какой-то след в психике ребенка, третьи прочно и основательно закрепляются и смогут давать о себе знать спустя долгий временной отрезок. Особенно довольно часто такое случается с эмоцией страха. В особой педагогической литературе достаточно обстоятельно обрисованы факты проявления эмоции страха у детей, а в медицинской – нервозность детей как последствие таких страхов. Первые проявления этого эмоции (а возможно, еще и не эмоции?) появляются у весьма мелкого ребенка: он может испугаться какого-либо резкого звука, ужас у него может появиться в каких-то новых и непривычных для него условиях, его может испугать кроме того неожиданное появление известного предмета. По мере развития ребенка чувство страха не исчезает, оно только видоизменяется и переключается на другие объекты. Да, вправду, кое-какие страхи уходят, в то время, когда дети становятся старше, а вот кое-какие остаются, и остаются на долгое время.

Из воспоминаний взрослых людей возможно лучше осознать отечественного собственного малыша и извлечь для себя кое-какие уроки. В первую очередь, то, что ужас, пережитый ребенком, не такое уж невинное чувство, и в случае если кроха плачет, упирается, если он приходит в аффективное состояние, необходимо задуматься над тем, нужно ли его тащить как раз на данный момент на прививку, нужно ли продолжительно и обстоятельно ругать либо бить за какой-то поступок, нужно ли держать в вечном страхе. Так как какими-то неизвестными дорогами довольно часто переживаемый ужас, а особенно в случае если это ужас наказания, неспешно «расползается», сковывает инициативу, волю ребенка, сдерживает его свободу, убивает уверенность и самостоятельность в себе. Сильное чувство страха может окончательно «вонзиться» в психику ребенка, острые приступы страха человек будет испытывать не только в настоящих обстановках, но и в мнимых. Само собой разумеется, имеется много обстановок, в которых ребенок может испугаться и каковые мы, родители, к сожалению, просто не в силах предусмотреть: на ребенка нежданно набросилась собака, он заметил в лесу змею, он испугался грозы, ему стало страшно в чёрной помещении. Но имеется и ситуации, подвластные нам. Само собой разумеется, не следует из-за каждого пустякового случая наказывать ребенка, тем более бить, не нужно из-за каждой нехорошей оценки подвергать ребенка жёсткой каре, лучше постараться узнать обстоятельства неуспеваемости. Стоит поразмыслить над тем, оставлять ли мелкого ребенка одного дома, в особенности зимний период, в то время, когда рано наступают сумерки. Не нужно запугивать ребенка уколами, докторами, милицией – вряд ли такая мера даст хорошие результаты. Все-таки много страхов у детей вызываем мы сами, то ли в силу непонимания того, что может ребенка испугать, то ли из-за собственной жестокости, то ли из-за несложной беззаботности. Поразмыслите, нет ли в вашем поведении по отношению к вашему ребенку того, что рождает его страхи. Имеется много информации о том, что обстоятельство таких недугов детей, как неврозы, заикания, бессонница, раздражительность, что такие черты характера, как трусливость, робость, неуверенность в себе и собственных силах, заключена в тех остроаффективных переживаниях страха, каковые испытал ребенок в собственном общении с людьми либо в собственном восприятии окружающей действительности.

К доктору-психоневрологу частенько обращаются родители и растолковывают, что ребенок начал заикаться либо у него появилась «нервность» по окончании того как на него выскочила из-за забора огромная собака и звучно залаяла; второй начал просыпаться по ночам, кликать мать, кричать, по окончании того как за ним погнался козел; третий капризничает, по окончании того как старший брат переоделся в вывернутый наизнанку тулуп и заревел, как медведь. Продолжительное время считалось, что обстоятельством неврозов у ребенка есть только испуг, в особенности у впечатлительного, чувствительного ребенка, имеющего не сильный нервную совокупность. Но не смотря на то, что невроз у ребенка начинается большей частью за психологической травмой либо испугом, обстоятельства происхождения нервного расстройства более сложны и связаны со всем процессом воспитания. Имеется суть остановиться более детально на этих обстоятельствах, поскольку, оказывается, многие из них позваны неточностями воспитания. Событий, каковые смогут у ребенка привести к испугу, достаточно, но весьма интересно то, что не у каждого ребенка одно да и то же событие может вызнать чувство страха, и, помимо этого, довольно часто не само по себе событие приводит к страху, а та пугающая оценка, которую ему дают взрослые. Вот из-за чего нужна спокойная реакция своих родителей кроме того в тех случаях, в то время, когда обстановка вправду может вызвать у ребенка чувство страха. Так как дети храбрее нас, взрослых: они не опасаются упасть с балкона, перевешиваются с перил лестницы, нисколько не опасаясь перевернуться, высоко взлетают на качелях. Детям не страшно легко вследствие того что они еще не поймут опасности – не оценивают расстояния, не предвидят боли, не знают того, что смогут упасть. Ребенок может нормально находиться около огня, но достаточно ему хотя бы один раз испытать боль от ожога, дабы он начал бояться всего тёплого. Само собой разумеется, мы заблаговременно должны давать предупреждение вероятные опасности: «не доходи к плите», «не трогай спички», «слезь с подоконника, в противном случае упадешь», «не дразни собаку – укусит». Все это мы говорим нормально, растолковываем ребенку доброжелательно и доступно. Но стоит нам продемонстрировать собственный кошмар, найти тревогу, беспокойство, и ребенок за нами может пережить аффективное состояние страха. Доктора рекомендуют для предохранения детей от нервных срывов как возможно спокойнее относиться к всякого рода происшествиям, каковые смогут испугать ребенка, растолковывая, что в них нет ничего ужасного, не запугивать детей, стараться по возможности делать разумную просьбу ребенка, выраженную в спокойной форме, и одновременно с этим пристально следить, дабы нервные проявления ни при каких обстоятельствах не приносили ему каких-либо польз.

В медлитературе обрисованы и без того именуемые навязчивые страхи у детей. Но в случае если ребенок наряду с этим не переживает острого состояния со всеми симптомами аффекта (дрожь, бледность, расширенные зрачки, холодные конечности и др.), то возможно и не весьма беспокоиться – невротического тут ничего нет. Но в случае если ужас вправду навязчив, и ребенок не имеет возможности от него избавиться, если он любой раз дрожит от кошмара, в то время, когда сталкивается с предметами, вызывающими у него чувство страха, то нужно обратиться к доктору-психоневрологу. Это принципиально важно еще и вследствие того что не так долго осталось ждать ребенок отправится в школу.

Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют громадное значение для предстоящего развития ребенка. Исходя из этого крайне важно, дабы взрослые с терпением и пониманием относились к ребенку сейчас. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребенком (запрещено все разрешать крохе либо все запрещать). Принципиально важно согласовать стиль поведения со всеми участниками семьи. Запрещено оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но наряду с этим нужно попытаться растолковать ему, что у его отца и матери и других родственников имеется другие дела, не считая заботы о нем, и что в ответе некоторых неприятностей он может оказать помощь. Принципиально важно давать ребенку делать самостоятельно задания, дабы он почувствовал собственную автономность. Необходимо поощрять его инициативу, побуждать к ней (в случае если ее нет). Но наряду с этим ребенок должен в любой момент чувствовать одобрение и поддержку значимого для него взрослого. Необходимо не забывать, что повышение и запрет голоса – самые неэффективные средства воспитания, и постараться обходиться без них.

В то время, когда ребенок станет чуть-чуть старше, принципиально важно расширять круг знакомств ребенка, чаще давать ему поручения, которые связаны с общением с другими взрослыми и сверстниками. Наряду с этим направляться усиливать уверенность ребенка в собственных силах. Но нужно не забывать, что ребенок в поступках и своём поведении подражает взрослым, и попытаться подавать ему хороший персональный пример. Но все это вероятно лишь в том случае, если у ребенка с взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.

Поступление в школу считается переломным моментом в жизни ребенка. В случае если раньше, в дошкольном периоде дети вычисляют себя фактически свободными, то в школе к ним сразу же предъявляют последовательность определенных требований, в первую очередь организационного характера. Их жизнь подчиняется совокупности правил. Ребенок обязан не только систематично приобретать новые знания, новую данные, время от времени в весьма громадном количестве, но и нести определенную ответственность перед преподавателями, одноклассниками и родителями. Все это, без сомнений, ведет к стрессовым обстановкам. У всех детей это проявляется по-различному. Кое-какие продолжительное время не смогут привыкнуть к новой обстановке.

Главным новообразованием младшего школьного возраста есть отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, и свойство детей произвольно регулировать собственный поведение и руководить им. Первое оказывает помощь ребенку в будущем осваивать научные понятия и оперировать ими. А второе делается серьёзным качеством личности ребенка.

В дошкольном возрасте появляется сознательное управление поведением, но волевые действия обычно перемежаются с действиями непреднамеренными. Кроме этого в это время закладывается умение удерживать цель в центре внимания.

Кроме этого, начинается саморегуляция, дети обучаются в определенной степени руководить своим поведением. Начинается рефлексия, т. е. умение ребенка осознавать то, что он делает, и аргументировать любой собственный поступок. У него формируется внутренний замысел действий. Накапливаются умения чтения, письма, способности выполнять математические вычисления.

Кроме этого формируется уверенность в себе либо, напротив, при затруднениях неуверенность в собственных силах. На этом же этапе происходит формирование уровня самооценки. Появляются новые отношения в коллективе, классе, новые авторитеты. Значительно чаще это преподаватель. Игры занимают уже вторичную позицию. Сейчас ребенок деятельно обязан привлекаться к домашнему и публичному труду с целью овладения навыками домашнего труда.

Работа со страхами. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция № 15, часть 2 из 2.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector