Лекция № 10. кризис 6–7 лет

В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. В соответствии с изучениям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, неестественное, неестественное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский растолковал их тем, что детская непосредственность теряется. В этот период кроме этого появляется осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку внезапно делается ясно, что у него присутствуют личные переживания. Ребенок осознаёт, что они принадлежат лишь ему, сами переживания покупают для него суть. Это связано с очень своеобразным новообразованием – обобщением переживания, т. е. изменяется отношение ребенка к окружающему миру.

Согласно точки зрения Л. И. Божович, кризис 6–7 лет позван возникновением новообразованиятак называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок фактически не вспоминал о собственном месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными. В данном возрасте у детей появляется осознание собственного социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить собственную значимость.

Л. И. Божович показывала, что у ребенка в возрасте 6–7 лет появляется потребность в деятельности, которая снабжает его социальную позицию. Внутренняя позиция входит в несоответствия с той социальной обстановкой, в которой находится ребенок сейчас. С позиций взрослых он еще мелок, а оттого беззащитен и несамостоятелен. Но в собственных глазах ребенок уже взрослый, а потому может осуществлять социально значимую деятельность. Как вычисляет Божович, в базе кризиса 6–7 лет находится конфликт, что появляется от столкновения показавшихся в ходе развития новых потребностей и неизменившего отношения жизни и образа ребёнка к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, каковые у него появились. Это ведет к происхождению фрустрации, депривации потребностей, каковые порождаются показавшимися к этому времени психологическими новообразованиями.

В старшем дошкольном возрасте дети смогут быть подразделены на две группы:

1) дети, каковые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;

2) дети, каковые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.

Для детей, которыми владел к первой группе, кризис 6–7 лет делается следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, которыми владел ко второй группе, негативных признаков не будет, если не стремиться через чур скоро начать учебную деятельность. В случае если же дети, находящиеся в собствености ко второй группе, начнут обучаться с 6 лет, то случится насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».

Л. С. Выготский изучал стабильные и критические возрасты. Он показывал, что стабильные возрасты складываются из двух этапов. На начальной стадии идет накопление трансформаций, формирование предпосылок нового возраста. На втором этапе уже имеющиеся предпосылки реализуются, т. е. ведут за собой большие трансформации личности. Выготский думал, что у всех критических возрастов имеется направляться строение, т. е. они складываются из следующих фаз: предкритической, фактически критической, посткритической.

Кризис 6–7 лет возможно разглядеть в соответствии с знанию об этих фазах.

На докритическойфазе ребенка уже не устраивает «чистая» игра как ведущий тип деятельности. Ребенок пока не поймёт, с чем связана эта неудовлетворенность. Уже имеется все предпосылки чтобы от игровой деятельности переходить к учебной. На докритической фазе начинается период модификации игры, приспособления ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра видоизменяется, приближается к имитации деятельности. Значительно изменяются в лучшую сторону отношения между окружающими людьми и ребёнком (имеется в виду совершенствование коммуникативных навыков и умений). Идет деятельный процесс подготовки ребенка к обучению в школе. На протяжении докритической фазы еще не хватает организованы предпосылки перехода от игровой к учебной деятельности. Ребенка в полной мере устраивает игра, его устраивает позиция, которую он занимает в обществе, т. е. ребенка не тяготит, что окружающие взрослые вычисляют его мелким. Однако, в ходе общения с приятелями-школьниками, в ходе подготовки в детском саду либо дома к школе, и под действием вторых обстоятельств у ребенка формируется субъективное желание пойти в школу.

По окончании модификации игровой деятельности у ребенка проявляется заметный интерес к неигровым формам деятельности, к примеру к конструированию, лепке, рисованию, а после этого неспешно ребенок переходит к деятельности, которая положительно оценивается взрослыми людьми. К примеру, ребенок пытается что-то сделать по дому, делает поручения взрослых, хочет чему-то обучиться и т. д. В этот период у ребенка формируется рвение пойти в школу, он уже имеет определенное представление об учебной деятельности. Но у старшего дошкольника сам переход в школу – событие, которое вероятно лишь в будущем. Соответственно, дошкольник попадает в латентный период. Ребенок готов обучаться, но сам процесс обучения еще не начат. Чем дальше отстоят друг от друга возможности и сроки готовности пойти в школу, тем посильнее в поведении ребенка проявляются негативные симптомы.

Критическаяфаза характеризуется дискредитацией мотивов игровой деятельности. Они уже фактически не интересуют ребенка, у него появляется желание пойти в школу. Ребенок принимает себя как взрослого. Его тяготит несоответствие занимаемой своих устремлений и социальной позиции. Для этот фазы характерен негативные симптомы и психологический дискомфорт в поведении. Часто складывается чувство, что у ребенка тяжелый темперамент. Негативные симптомы имеют функцию – привлечь интерес к себе, к своим переживаниям, и внутренние обстоятельства – у ребенка происходит переход на новый возрастной этап. Критическая фаза связана с началом обучения в школе. Ребенок может чувствовать, что в полной мере готов к школе. Ему возможно весьма интересно подготовиться к школе, в полной мере быть может, что у ребенка имеется определенные удачи в подготовке к школьным занятиям. Но на протяжении начала обучения у ребенка появляются неприятности. Они смогут быть как важными, так и не весьма, к примеру, замечания преподавателя, неудачи в исполнении заданий и т. д. По окончании нескольких неудач ребенок уже отказывается идти в школу. Он переживает несоответствие своих желаний и позиции школьника и возможностей. Неспешно у ребенка появляется все больше обстоятельств чтобы не хотеть идти в школу. Ребенку возможно тяжело сидеть и делать задания преподавателя, его не устраивает распорядок дня, установленный для школьника. Соответственно, ребенок утрачивает интерес к учебе. Часто в этом случае родители усложняют обстановку дополнительными занятиями, каковые выполняют самостоятельно дома. В поведении ребенка появляются негативные дополнительные симптомы, капризы, упрямство. Лишь неспешно благодаря игровой деятельности, которая крайне важна для ребенка в таковой период, и благодаря учебной деятельности, которую ребенок неспешно осваивает, происходит подготовка предпосылок перехода к учебной деятельности.

Посткритическаяфаза характеризуется тем, что с началом школьного обучения у ребенка появляется осознание собственного нового социального положения. Негативная кризисная симптоматика исчезает, ребенок осознаёт, что отношение к нему изменилось. Он уже «взрослый», у него имеется обязанности и занятия.

У некоторых детей кризис начинается в начале школьного обучения. В этом случае схема протекания кризиса будет другой. Посткритическая фаза вероятна лишь при постепенном освоении учебной деятельности. Ребенок неспешно поймёт соответствие собственных возможностей требованиям в школе, создается мотивация. Первые удачи приводят к тому, что ребенок начинает комфортно ощущать себя в школе.

Невнимание к ребенку на протяжении кризиса 6–7 лет может привести к риску заболевания неврозом.

Воспитание детей 3-7 лет. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция № 20

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector