Духовная жизнь общества включает: МОРАЛЬ, РЕЛИГИЮ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКУ, МАСТЕРСТВО и т.п.
1. Культура – с лат. «Возделывание почвы, обработка земли», 1 в. н.э. Цицерон.
Культура (в широком смысле)- все, что создано человеком.
Культура (в узком смысле слова) – процесс активной творческой деятельности, на протяжении которой создаются, распространяются и потребляются духовные сокровища.
Материальная культура — все, что связано с освоением и производством окружающего мира (техника и предметы быта, транспорт, сообщение, строения и т.д.). Всё, что мы относим к материальной культуре, в большинстве случаев, имеет определенную цену, и временные пределы потребления.
Духовная культура – это мир социальных и личностных сокровищ: совершенства мастерства, нормы нравственности, философские учения, политические убеждения, религиозные верования. Успехи духовной культуры бесценны, смогут не иметь временных рамок потребления, другими словами быть вечными.
Культурология – наука о культуре.
Функции культуры(именовать и растолковывать хотя бы 3 функции):
1. Познавательная – формирование целостного представления о народе, стране, эре.
2. Оценочная – осуществление разделения сокровищ, обогащение традиций.
3. Регулятивная – формирование требований общества и системы норм ко всем индивидам во деятельности и всех областях жизни.
4. Информативная – осуществление обмена и передачи знаниями, опытом и ценностями предшествующих поколений.
5. Коммуникативная — сохранение, тиражирование и передача культурных сокровищ; совершенствование и развитие личности через общение.
6. Социализации – усвоение индивидом совокупности знаний, ценностей и норм, приучение к социальным ролям, нормативному поведению.
Диалог культур – сотрудничество культур между собой.
Субкультура – «культура в культуре». Часть культуры общества, которая отличается от главной культуры системой ценностей, символикой, языком и т.п. (Готы, эмо, панки, скинхеды, трейсеры и др.).
Контркультура – течение, отрицающее ценности главной культуры (преступный мир, скинхеды-националисты и т.п.)
Интернационализация– создание единого культурного пространства для наций и разных народов. Неприятность, позванная процессом интернационализации – сложность сохранения собственной национальной культуры.
Три формы культуры (прочесть всем, вникнуть. Тем, кто совершенно верно сдает ЕГЭ и ходит на олимпиады – выучить):
Народная культура – культура, создаваемая народом и бытующая в народных весах | Массовая культура – явление, сложившееся в XX веке в условиях индустриального общества. | Элитарная культура – культура, потребителем которой есть элита. Элита – наиболее способная к духовной деятельности часть общества. |
— коллективная творческая деятельность | — коммерческая направленность | — узкий круг потребителей |
— устная передача текстов народной культуры (в большинстве случаев, н/к – фольклор) | — понятные всем темы и образы | — сложные по содержанию произведения и тексты |
— анонимность | — ориентируется на обычный образ потребителя | — получение прибыли не есть непременной целью, создатели произведений элитарного мастерства стремятся к самовыражению. |
— постоянное потребление | — неотъемлема от СМИ | — источник идей для массовой культуры |
2. ОБРАЗОВАНИЕпредставляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, навыков и умений, или по их совершенствованию.
Образовательные учреждения:
— школа (начальное образование, главное общее 5-9 кл., среднее общее — 9-11 кл.)
— средне-особое образование (колледж, техникум)
— высшее образование (университет, академия, университет)
— духовные учебные заведения
— Учреждения по увеличению квалификации
Тенденции современной совокупности образования:
- Рост длительности образования
- Непрерывность образования
- Гуманизация образования – внимание педагогов к личности обучающегося.
- Гуманитаризация образования – увеличение роли публичных (гуманитарных) дисциплин в образовании.
- Интернационализация образования – создание единой совокупности образования для различных государств.
- Компьютеризация образования – внедрение компьютерных разработок в процесс образования.
- Профилизация образования — увеличение знаний получающего образование выбранной им сфере наук.
Hamilton: the musical (Animatic version)