Культура на телевидении: состояние и проблемы

На сегодняшний день телевидение является самым доступным и распространённым средством массовой информации, одной из основных задач которого является обеспечение граждан необходимым для их существования количеством информации в любое время и в любом месте. Но помимо информационной функции телевидение призвано решать ряд задач, возникающих по мере его развития и соответствующих запросам и потребностям зрителя. Сегодня телевидение почти полностью заполняет досуг человека – оно несёт в себе развлекательную функцию, обучающую, воздействует непосредственно на духовные ценности, оказывает влияние на мировоззренческие принципы человека, на строй его мышления. Телевидение формирует стереотипы, представления о культурных ценностях.

Формирование информационной цивилизации, столь стремительное и скорое развитие средств массовой информации обуславливает становление и развитие информационной культуры, необходимой для гармоничного существования зрительской аудитории и экрана непосредственно. Работник телевидения, по словам профессора Б. С. Каплана, в первую очередь обязан являться носителем не только культуры профессиональной, но и культуры как таковой, в её широком понятии. А что же такое культура? Культура – область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности [1]. Иными словами, культура – это то, что человека очеловечивает. Так в чём же проявляется культура экранная? И есть ли ей место в нашей информационной повседневности? Одна из главнейших функций телевидения, по мнению Г. Кузнецова, функция культурно-просветительская [2].

Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм. Эти формы, принадлежащие собственно искусству, находятся за пределами журналистики, и за пределами нашего рассмотрения. Нас интересуют передачи, построенные по законам драматургии и гармонии в которых показаны произведения искусства с комментариями писателей, музыкантов, художников, искусствоведов.

Сколько бы не говорили о «неполноценности» приобщения к искусству посредством телевидения, следует признать: для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться с классикой и лучшими работами современных мастеров искусства.

Телевидение воспитывает не только, когда выступает в функции воспитателя, оно воздействует на зрительскую аудиторию языком звучащей с экрана речи, манерой поведения в кадре ведущих и участников передач, их внешним видом, присутствием в эфире людей, воплощающих наши представления об истинной интеллигентности и благонравии. Телевидение помогает войти нам в пространство духовности, оно становится художественным посредником, формирующим сознательно и безотчётно культуру зрителя и, как следствие, культуру общества в целом. Зритель, иногда сам того не понимая, становится ведом. Телевидение указывает, формирует, иногда заставляет принять ту модель поведения, которой живёт само. Ю. Белявский отмечает, что телевидение стремительно перестает быть средством массовой информации и не превращается в искусство. Причину этого явления он предложил искать не в сговоре власти и бизнеса, а в укореняющейся двойной морали в обществе, уменьшении нравственного начала, без которого культура теряет смысл в целом.

Создавая и тиражируя примитивные по смыслу образы в программах, далеких от норм отечественной культуры, нынешних требований жизни, оно формирует в общественной среде аналогичный образ, чей культурный код занижен до уровня крайнего примитивизма. Информационная культура, в частности культура телевидения на сегодняшний день вынуждена сталкиваться с рядом проблем, таких как нравственность на телевидении, общедоступность информации, язык в информационном пространстве. По мнению специалистов и исследователей, именно язык, являющийся незыблемой основой культуры государства, определяет уровень культуры, как таковой, и экранной в частности. Язык – это арсенал культуры, одно из важнейших условий национального существования. Он непосредственно связан с мышлением народа, с его менталитетом. Язык служит выражением культуры, особенностью жизни народа, национальной эстетики. Язык – первооснова культуры.

На сегодняшний день увеличивается количество непрофессиональных работников телевидения, что естественно отрицательно сказывается на уровне речевой культуры. Чаще всего это объясняется попросту неуважением к своему языку (отсюда и огромное количество заимствований). Передачи о языке непосредственно (учебные, научно-популярные) постепенно изживают себя, оставаясь лишь в ничтожно малом числе и лишь на частных телеканалах. Неуважительное отношение к языку многие объясняют еще и тем, что телевидение стало бизнесом, способом заработать и весьма неплохо.

По мнению языковедов, дерусификация нашего языка на телевидении – это огромная опасность для национальной культуры. Есть ли выход из этой ситуации? В первую очередь, говорят специалисты, следует повысить уровень речевой культуры среди народа, необходимо заинтересовать его и объяснить надобность данного процесса. Ведь именно язык – отражение государственности и народности.

Библиографический список:

Агора. Рэперы и власть, молодежная культура. Моргенштерн, Бергер, Бессонов. Эфир 08.12.2018

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector