Кризисы природы и общества

Я приглашаю читателя совместно со мной возвратиться в сутки, что очень многое поменял в моем отношении не только к абстракциям науки и философии, но и к самым насущным проблемам повседневной действительности. Это было 11 сентября 1995 года. Шла конференция с долгим и, возможно, не весьма понятным заглавием:

«природа и Человек – неприятности социоестественной истории».

Конференции так как совсем не обязательно проводить в самое холодное время года и в самом скверном из вероятных мест. И потому конференция прошла в Феодосии, в Крыму, в первых числах Сентября. Часть совещаний проходила на открытом воздухе, конкретно на пляжах, у моря.

Это совещание, так врезавшееся в память, прошло в светло синий бухте на Южном берегу Крыма. Сутки был броский, как переводная картина. Неординарно чистый и прозрачный воздушное пространство разрешал видеть за пара десятков километров. Накупавшись, мы расселись на камнях и стали обсуждать доклад.

Три дня до этого мы говорили о том, что ни при каких обстоятельствах кризис общества не бывает лишь кризисом идеологии либо метода производства. Это неизменно природы и одновременный кризис общества.

Неизменно и в любых ситуациях кризис начинается с того, что почва оказывается не в состоянии прокормить столько людей. Историки в далеком прошлом ввели термин: относительное перенаселение. Относительное вследствие того что перенаселена страна лишь при существующем методе производства, а стоит поменять совокупность производства, и никакого перенаселения не будет. В Скандинавии времен викингов (X–XII века) жило меньше миллиона человек, и им, при тогдашнем?то малолюдстве, остро не хватало хлеба. Сейчас, при в десять раз большем, подходящем к 12 миллионам человек, населении Скандинавии вопрос о голоде, что именуется, не следует.

На протяжении относительного перенаселения людям не достаточно еды, и это вызывает сходу множество не только материальных, но и духовных неприятностей, сомнений, поисков. Раньше?то так как всем хватало пищи! Что же случилось сейчас?

Появляются сомнения и в религиозных догмах, и в правильности собственного поведения, сомнения в самых фундаментальных духовных сокровищах, в всевышних, во всем привычном, устоявшемся за века (казалось, что и на столетия!) комплексе представлении о самих себе, о человеке, о мире.

Общество так как всегда считает, что должно жить и живет верно, в соответствии с коренными законами мироздания. И до тех пор пока оно верно живет, будет этому обществу благо, среди них и хлеб насущный.

Имеется в этом убеждении что?то детское, что?то от «в случае если я буду прекрасно себя вести, мама даст мне конфету». Да, имеется.

Но такова людская психология, что сделать! В ней и правда довольно много детского.

В то время, когда начинается общества и кризис природы, это достаточно страшно. Почва перестает родить. Исчезают привычные с детства ландшафты и пейзажи. Начинает не хватать еды. Появляется множество нищих, несчастных и больных, обездоленных людей. Начинаются эпидемии, появляются новые, невиданные заболевания. Вся жизнь общества и все существование привычной природной среды в один момент оказывается на грани.

И люди нечайно задают вопрос: что же все?таки случилось? Одни пробуют осознать: что они сделали не так?

Другие: что всегда было не так? Третьи приходят к выводу, что в мире по большому счету ничего особенно хорошего нет, рассчитывать не на что, и миром правит зло и сатана. По крайней мере, верными ответами на вопросы пока не владеет никто. Эти ответы предстоит еще отыскать.

В то время, когда начинается общества и кризис природы, перед испуганным, мечущимся обществом стоит выбор из четырех возможностей. Одна, казалось бы, самая несложная: обучиться приобретать с той же почвы больше продуктов. Но именно эта возможность требует твёрдого переосмысления всего прошлого пути, пройденного обществом. И поиск нового пути.

Для того чтобы, в котором покажутся новые ответы на самые главные вопросы: кто я таковой? Как устроен мир? Где границы разрешённого? Это – поиск новой гармонии с окружающим миром. Гармонии, при которой возможно будет получать больше всего нужного с той же площади почвы.

К примеру, так было при переходе от подсечно?огневого земледелия к регулярному трехполью, а позже к многополью. В то время, когда стало нужным жить всю жизнь в одних и тех же многолюдных сёлах, возделывать с каждым годом одно да и то же поле. Прогресс весьма долго рисовали строго в розовых тонах: как обретение новых возможностей, решение проблем и без того потом. А имеется так как и вторая сторона прогресса, ужасная и некрасивая.

Во?первых, не все в состоянии перейти к новому мировоззрению, к новому образу судьбы. Прекрасно, в случае если возможно …, к примеру, на редко заселенный, богатый ресурсами восток. А вдруг бежать уже некуда? Все правильно, тогда – умирать. Кстати, кое-какие племена индейцев Южной Америки выбрали как раз таковой путь. Жизнь покинула им лишь два выбора: переход к земледелию либо смерть. И люди выбирали смерть. Садились на деревенской площади, приносили мелких детей. Потесней прижимались друг к другу, пока были силы – пели песни. И умирали.

Не уверен, что история прогресса предков была менее драматичной. Лишь индейцы умирали в десятнадцатом веке, на глазах у европейских путешественников, а славяне становились земледельцами, отказывались от подсечно?огневого земледелия уже весьма в далеком прошлом. Грязь, кровь и жестокость в далеком прошлом забыты, осталось лучезарное зрелище прогресса. Так сообщить, восхождения к более идеальным формам судьбы.

Во?вторых, за прогресс неизменно имеется и цена – отказ от какой?то части собственной культуры. И потому прогресс – путь не только приобретений, но неизбежных утрат. Что мы потеряли вместе с подсечно?огневым земледелием, возможно, мы ни при каких обстоятельствах так и не определим. По крайней мере, до конца.

Люди неизменно в случае если и не знают этого сознательно, то уж, по крайней мере, ощущают двойственность прогресса, кроме того самого нужного. И еще раз повторяю с полной убежденностью: люди не обожают прогресса.

Скажем открыто: общество весьма не обожает развития. По причине того, что развиваться – это изменяться. А трансформации непредсказуемы и для общества в целом, и для его отдельных участников. Только бог ведает, что будет лично с ним, в случае если начнутся трансформации. С ним лично, с его внуками и детьми, с его публичным кругом, с людьми, похожими на него психологически.

Люди не обожают развития, чреватого непредсказуемыми переменами. В случае если имеется хоть мельчайший шанс избежать развития, общество пытается его избежать. Либо уж в случае если перемены неизбежны, пускай их будет мельче. Чем меньше перемены, чем они формальнее, мельче, тем лучше!

На протяжении кризиса природы и общества имеется и еще три возможности, не считая развития.

Возможно завоевать богатую и культурную страну и какое?то время жить за ее счет. Непременно завоеванная страна либо стряхнет с себя завоевателей, либо ассимилирует их. Но какое?то время так жить можно! В этом случае возможно и не решать никакие вопросы развития общества. Не нужно отказываться от наследия умных предков, производить перерасмотрение привычные нормы людской общежития, не нужно трудиться ни больше, ни лучше, чем раньше. Возможно еще какое?то время жить так, как привыкли, совершая лишь одно упрочнение: дабы завоеванная страна, паче чаяния, не освободилась.

Так жили норманны в Бретани и в Сицилии, франки в Галлии, готы – в Италии, вандалы – в Северной Африке.

Имеется и вторая возможность: расселиться в географическом пространстве, освоить новые почвы. Для этого необходимо иметь громадный запас свободных земель, причем таких, на каковые возможно переселиться, не меняя привычных форм хозяйства. Тогда также возможно не решать никаких насущных неприятностей. У тебя мало хлеба? Переселяйся! Так двигались по земле племена индоарийцев, завоевавших Индию, но не чтобы ее ограбить (грабить было особенно нечего), а дабы в ней поселиться и жить. Так действовали буры в Южной Африке, уходя жить от побережья океана в богатые саванны за реку Вааль. Так расселялись племена германцев в Скандинавии.

Третий метод выглядит ужаснее всех, но он и легче: нужно, дабы людей снова стало мельче. Прекрасно, в случае если сам Всевышний отправил подходящую эпидемию либо голод. Как, к примеру, стало просторно в Европе по окончании пандемии чумы в четрандцатом веке! То уже начинался протестантский переворот, коренное изменение религии, форм и образа жизни людской общежития. Начинался, кстати, в славянской Чехии, о чем еще отправится обращение. А тут умерла треть населения, и на какое?то время стало ненужным ни открывать Америку, ни реформировать католическую религию! Вот радость?то!

Но общество может и организовывать собственную жизнь так, дабы людей все?таки становилось мельче. Те же походы викингов… В морские походы на непрочных дощатых судах?драккарах, «драконах моря», отправлялась молодежь.

Юные мужчины, цвет нации. Легко, без упрочнений которых не сможет существовать народ. Смерть каждого из которых будет означать и смерть не появившихся от него детей и смерть всех, кто не сможет прокормиться без этой пары рук.

какое количество скандинавских парней ушло на дно морей, было убито в сражениях, погибло от непривычной пищи и скверной воды в чужих государствах, знает лишь Господь Всевышний.

На примере Скандинавии, кстати, отлично видно, как совмещаются все три метода избежать развития.

Удастся завоевать громадную и богатую страну? К примеру, Бретань либо Сицилию? Отлично! Избыточное население уходит в том направлении, неприятность снимается.

Удастся отыскать «пустую» страну с климатом и похожей природой? Исландию, Гренландию, Америку? Значительно лучше!

В том направлении возможно расселиться, и неприятность также будет снята.

А вдруг кроме того завоевать никого не удается, а новые страны не находятся, также хорошо! Молодежь гибнет, людей делается меньше, неприятности возможно уже не решать, развиваться не обязательно.

Скандинавия времен викингов удачно избегнула «кошмаров» развития. Вот лишь потом это ей мало помогло. Все равно ситуация согрела для, в то время, когда было нужно изменяться и изменяться.

Природа финансового кризиса

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector