Критика основных положений теории ж. пиаже

В первую очередь, подвергается критике и экспериментальной проверке само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка либо, по крайней мере, его выраженность, «глубина». Так, кое-какие исследователи пробуют доказать, что задачи Пиаже тяжелы для ребенка вследствие того что тщетны, эмоционально равнодушны для него. Либо что дети совершают неточности не из-за отсутствия логических структур, а вследствие того что не хорошо знают формулировки вопросов, не могут их запоминать, необычно истолковывают кроме того не задание как таковое, а всю экспериментальную обстановку полностью.

Продемонстрировано, что уже в дошкольном возрасте тенденция эгоцентризма удачно преодолевается в условиях намерено организованного обучения по способу планомерного формирования умственных понятий и действий (П.Я. Гальперин, Л.Ф. Обухова). Отмечается, что эгоцентризм обязан рассматриваться не как функция возраста, а как функция определенной организации деятельности ребенка (Л.С. Выготский, В.А. Недоспасова, Е.В. Филиппова). Эгоцентрические ответы смогут наблюдаться у взрослых в обстановках затруднений, но наряду с этим отсутствовать у детей, каковые прошли адекватное обучение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Охарактеризуйте эгоцентризм как познавательную позицию ребенка.

2. В чем состоит способ клинического интервью, по Ж. Пиаже?

3. Какие конкретно выводы были сделаны Пиаже по итогам бесед с детьми дошкольного возраста?

4. Что такое «феномены Пиаже», «задачи Пиаже»?

5. Разъясните понятия «операция» и «схема» в концепции Пиаже.

6. Какие конкретно стадии в обязательном порядке проходит индивид в собственном когнитивном развитии?

7. Какие конкретно факторы воздействуют на особенности интеллектуального развития человека?

8. В чем состоит «огромное завоевание» формального интеллекта в социальном замысле в подростковом и юношеском возрасте? Что дает свойство гипотетико-дедуктивного размышления для организации участия молодого человека в жизни общества?

9. Объясните, что стоит за данным афористическим высказыванием Ж. Пиаже: «Идея имеется сжатая форма действия».

ЗАДАНИЕ 1

Прочтите текст, выделите своеобразные для теории Пиаже понятия, главные положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки. «Говоря в общем виде, прогрессирующее уравновешивание между аккомодацией и ассимиляцией есть примером фундаментального процесса, осуществляющегося в когнитивном развитии, что возможно представлен в терминах центрации и децентрации. Ассимиляции, характерные для сенсорных и репрезентативных стадий, систематически искажающие действительность, по причине того, что не сопровождаются адекватными аккомодациями, означают, что субъект остается центрированным на собственных собственных действиях и на собственной мнению. Иначе, неспешно устанавливающееся равновесие между аккомодацией и ассимиляцией результат последовательных децентраций, каковые дают субъекту возможность занимать позиции вторых людей либо кроме того объектов. Первоначально мы упрощенно обрисовали данный процесс посредством социализации и понятий эгоцентризма. Но это, значительно более неспециализированная и фундаментальная изюминка познания, свойственная всем его формам, потому, что когнитивный процесс не сводится к ассимиляции информации: он влечет за собой процесс систематической децентрации, составляющий нужное условие самой объективности» (Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, опыты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001. С. 118).

ЗАДАНИЕ 2

Подберите вопросы с целью проведения клинической беседы (по Пиаже) с детьми дошкольного возраста, зафиксируйте ее ход и содержание, проанализируйте с позиций изюминок детского мышления.

Дополнительная литература:

1. Брунер Д. О познавательном развитии // Изучения развития познавательной деятельности / Под ред. Д. Брунера. М., 1971.

2. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных сотрудничеств в развитии интеллекта детей. М., 1991.

3. Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева. М., 1986.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 329—345, 377—397.

Возрастная психология. Педагогическая психология Эрнста Меймана.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector