Кредита 1 семестр

Деятельный РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

«философия и История науки» ФОГП

кредита 1 семестр

Семинар №8 «Постпозитивизм 2012-2013 уч.год

Ассоц. проф. Джаныкулова Сауле Калиевна

Краткое содержание [1]

1. Разные подходы в определении параметров научной истины:верификационный, фальсификационный К. Поппера

В современной логико-методологической литературе (особенно западной) процедура проверки научных положений выражается понятиями верификация и фальсификация. Понятие верификация (лат. — подлинный и делаю) обозначает процесс установления истинности научных утверждений методом их эмпирической проверки. Последняя содержится в соотнесении данного утверждения с настоящим положением дел посредством наблюдения, измерения либо опыта. Различают верификацию прямую (конкретно выходящую к фактам, экспериментальным данным) и опосредованную (выходящую к ним через другие проверенные положения).

Понятие фальсификация (лат. — фальшивый и делаю) обозначает процедуру, устанавливающую ложность догадки, теории либо другого научного утверждения в следствии их эмпирической проверки. Данный процесс описывается логической схемой модус толленс: в случае если А, то В; неверно В, следовательно, неверно и А. Всякое научное положение должно допускать возможность собственного опровержения — лишь в этом случае оно заслуживает важного рассмотрения.

Поппер выдвинул идею фальсифицируемости научной теории, призванной заменить процедуры верификации при определении критерия демаркации. В случае если верификация в неопозитивистской модели науки – это перенос с протокольных предложений хотя бы некоей степени истинности на теоретические высказывания, то фальсификация, напротив, является опровержением теоретических суждений на базе ложности вытекающих из них эмпирических высказываний. Тем самым Поппер предлагает увеличить понятие эмпирического базиса научной теории до множества как подлинных, так и фальшивых эмпирических высказываний (т.е. таких высказываний, каковые интерсубъективны и смогут быть обоснованы либо опровергнуты в разных эмпирических способах научного познания)

Фальсификация по Попперу (опровержение неистинности) — это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относящегося к науке. Данный принцип употребляется Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Поппер утверждал, что подлинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом. Утверждает взор на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то трансформации. Причем развитие научного знания на направляться воображать как прогрессивный процесс, т.е. процесс накопления. Научные теории свободны друг от друга. В науке всегда происходит процесс перестроек теории.

2. «Парадокс подтверждаемого» Гемпеля

Парадо?кс во?ронов, узнаваемый кроме этого как парадокс Гемпеля либо во?роны Гемпеля — логический парадокс, сформулированный германским математиком Карлом Густавом Гемпелем в 1940-х годах, для иллюстрации того, что индуктивная логика время от времени входит в несоответствие с интуицией.

Тёмный ворон

Гемпель обрисовал данный парадокс следующим образом. Предположим, что существует теория, в соответствии с которой все вороны тёмные. В соответствии с формальной логике, эта теория эквивалентна теории, что все предметы, не являющиеся тёмными, не являются воронами. В случае если человек заметит большое количество тёмных воронов, то его уверенность в том, что эта теория верна, увеличится. В случае если же он заметит большое количество красных яблок, то это увеличит его уверенность в том, что все не тёмные предметы не являются воронами, и, в соответствии с сказанному выше, должно кроме этого расширить и его уверенность в том, что все вороны тёмные.

Но данный вывод противоречит интуитивному восприятию обстановки человеком — в реальности так не происходит. Наблюдение красных яблок увеличит уверенность наблюдателя в том, что все не тёмные предметы не являются воронами, но наряду с этим не увеличит его уверенность в том, что все вороны тёмные.

Разные подходы в определении параметров научной истины:

3. «парадигмальный» Куна

самая известной работой Томаса Куна считается — «Структура научных революций» В книге Кун обрисовывает науку не как эволюционный процесс накопления знания, в отличие от другого философа науки Карла Поппера. По Куну обычное научное развитие имеет революционный темперамент, где революции происходят не в рамках отдельных теорий либо догадок, а происходит смена главной научной парадигмы — другими словами, в взглядах и научных методах. Главный тезис Куна, наука — это социальная конструкция, и зависит она не от конкретных научных деятелей и конкретно истины, а от социальных положений, университетов, политики раздельно забранного страны и тп.

Для концепции Т.Куна, по большей части созданной им в книге Структура научных революций, свойственны следующие главные понятия:

— парадигма

— дисциплинарная матрица

— обычная наука

— задачи-головоломки

— несоизмеримость парадигм.

2. Критерий научности Ильина

Создатель монографии Критерии научности В. Ильин выделяет, что критерии научности задаются диспозициями (комплектом предписаний, руководств, рекомендаций, императивов, запретов), санкциями (начинающими действовать благодаря игнорирования либо деформации диспозиций), условиями (фиксирующим! особенности вероятных обстановок в науке). Потому, что критерии научности неоднопорядковы, их направляться классифицировать и, в соответствии с точке зрения В. Ильина, подразделить на три группы.

1. Критерии группы А отделяют науку от ненауки при помощи формальной непротиворечивости, умелой проверяемости, рациональности, воспроизводимости, интерсубъективности.

2. Критерии группы Б являются исторически преходящие нормативы, требования к рнтологическим схемам, догадкам существования. Они фиксируют культурно-стилистические размерности мышления ученых.

3. Критерии группы В составляют дисциплинарные параметры научности, предъявляемые к профессионально расчлененным отраслям знания. Они являются инструментом аттестации конкретных деятельности и видов знания, отображающие частные параметры науки6.

3. Диалектические правила научной истины

Конкретность истины либо же отрицание существования абстрактности И. свидетельствует, что истина связана определенными условиями, в которых пребывать объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Верховная ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех признаков и сторон явления.

Диалектика абстрактного и конкретного — это обычный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой только исчезающий момент в ходе отражения конкретной действительности в ее неспециализированной связи и развитии, т.е. в ходе успехи конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает тут как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а только как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

Практика как критерий практического определителя и истины связи предмета с тем, что необходимо человеку.Критерий И. не может быть отыскан ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Потому, что И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле “истина относится не только к субъекту, и к объекту”, постольку критерий И. обязан воображать собой определенное отношение, хорошее от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом есть обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере получает опосредованный темперамент, потому что теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются яркой проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон цены в политической экономии и т. д.). Та либо другая научная теория подлинна, в случае если на базе взятых из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.

How to Dramatically Increase Your Credit Score (Short Term Strategy)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector