Космология первого этта

В первой половине 80-ых годов XX века, во время моего преподавания в Рунической гильдии, я интуитивно осознала принцип, на базе которого руны старшего футарка соотносятся с мифологией — в основном, с мифами, повествующими о разрушении и сотворении мира. (Советую читателю купить «Старшую Эдду» и пристально изучить «Прорицание вёльвы».) Фрагменты этого раздела я частично разместила в том же году в издании «Годисмаль» [13].

Как нам уже известно, в футарке — три этта, любой из которых складывается из восьми рун, расположённых в строго фиксированном порядке. Данный порядок был задуман и создан как собственного рода шифр, призванный оказать помощь будущим поколениям вернуть потерянные знания. Составители футарка предвидели наступление христианства и приняли меры к сохранению старой религиозной традиции, основанной на Асатру — исконных местных культах, средоточием которых являлись руны и мифы.

Следующий потом материал, в основном, был уже затронут в разделах, посвящённых отдельным рунам первого этта. Но чтобы представить старую северную космологию как согласованное целое и продемонстрировать, что руны футарка выстроены в чёткую логическую последовательность, я сочла нужным привести напоследок каждого этта неспециализированный обзор входящих в него рун.

Космологию Севера возможно примерно поделить на три уровня. Первый из них — уровень творения, первый толчок, повлёкший за собой рождение упорядоченного мироздания. Он связан с первым эттом и проиллюстрирован первыми четырьмя рунами. Феху символизирует первозданный пламя Муспелльсхейма, а Уруз — вечные льды Нифльхейма. Эти два мира во всём противоположны друг другу, но из столкновения огня со льдом рождается всё сущее. Две эти противоборствующие силы соединяются в пучине Гиннунгагап и порождают первое живое существо — корову Аудумлу, олицетворяющую женское творческое начало Природы и, следовательно, воображающую собой первое воплощение Богини-Матери. Данный образ всецело охватывает собою значение двух первых рун — Феху и Уруз, — представленных как пара взаимодополняющих противоположностей (обе эти руны, среди другого, связаны со жвачными животными).

За Аудумлой из той же смеси огня со льдом появился гигант Имир. В то время, когда он заснул, из пота в его подмышке появились дочь и сын. От них случились все гиганты — род существ, который связан с руной Турисаз (Thurs свидетельствует «гигант»). После этого Аудумла вылизала из ледяной глыбы первого аса — Бури, предка Одина; данный миф отражён в четвёртой руне, Ансуз, наименование которой свидетельствует «ас», либо «всевышний». Затем контроль над процессом творения захватили асы. В первую очередь они убили Имира и создали почву из его тела. После этого они прописали пути Солнце и Луне и установили ночи и смену дня, что отражено в символике руны Райдо.

Солнце и Луну возможно образно представить как небесные факелы. Это связывает их с руной Кеназ, потому что Kenaz свидетельствует «факел». Помимо этого, Кеназ символизирует знание, которое получили асы благодаря участию в ходе творения. Нельзя исключать, что на данной же стадии собственную роль в структуре мироздания начали играться ваны; по крайней мере, тут в первый раз вступает в воздействие Фрейя, научившая Одина тайнам волшебства.

Итак, мы проследили процесс творения на этапах формирования стихий, рождения великанов и асов. После этого асы сотворили Мидгард и Асгард, подготовив сцену для следующего акта космической драмы.

Следующая руна — Гебо — олицетворяет собою дар судьбы, что трое асов — Один, Хёнир и Лодур — вручили двум деревьям, Аску и Эмбле. Аск и Эмбла стали первыми людьми — женщиной и мужчиной. После этого люди умножились и заселили Мидгард. Вуньо, последняя руна первого без сомнений, показывает на то, что процесс творения окончился, будучи доведён до совершенства, — потому что скрытый суть руны Вуньо и имеется «совершенство». Наступил золотой век. Человечество наслаждалось невинными эйфориями, асы мастерили себе прекрасные игрушки из золота, и всё шло прекрасно. Никто ещё не ведал зла.

Данный очерк мифа творения в связи с последовательностью рун футарка мы продолжим в последних разделах секций, посвящённых оставшимся двум эттам.

Сакральная Космология: изюминки, каналы, обучение и посвящение

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector