Коррекция психического развития

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА НАЧАЛЬНОМ

ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

При поступлении ребенка в школу сложившиеся в дошкольном возрасте формы жизнедеятельности закономерно уступают место новым, более идеальным. Но некоторые дети в силу запаздывания неспециализированного психологического развития попадают сейчас в непростую обстановку: с одной стороны, для них еще не утратила актуальности игровая деятельность, иначе, социальная ситуация предъявляет новые требования, ставит детей перед необходимостью освоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где позицию лидера в собственности учебной деятельности. В среднем 15 — 20% первоклассников сталкиваются с трудностями принятия новой для них социальной позиции, вхождение в школьную судьбу для них затруднено.

При таких условиях учебная деятельность начинает осуществляться как внешняя по отношению к внутренней мотивации и личностным смыслам жизнедеятельности ребенка. Школьная судьба воспринимается им в первую очередь с формально-нормативной, а не с содержательной стороны. Ориентация на самоизменение и усвоение научного знания не становятся для него актуальной.

Исходя из этого на начальной стадии обучения громадное значение получает создание для таких детей особенных условий, органично сочетающих игровой и учебный типы жизнедеятель-

ности, т.е. организация необычной комплементарной деятельности (complementum — дополнение). По форме эта деятельность есть игровой, привычной и привлекательной для ребенка, а по направленности носит учебный темперамент.

В рамках простого учебного процесса преподаватель не имеет возможности уделять таким детям нужное индивидуальное внимание. Исходя из этого целесообразно выводить некоторые формы работы с данной детской группой за рамки урока и передавать их в компетенцию школьного психолога. Психолог не ведет обучение детей по школьной программе, однако своевременная и интенсивная коррекционно-развиваю-щая работа с детьми окажет помощь обеспечить естественный переход от фактически игровой к учебной деятельности.

Согласно точки зрения авторов методики (Андрющенко Л.Л., Карабе-кова Н.В., 1995), школьный психолог может вести работы с детьми в двух направлениях в один момент:

¦— доформирование главных психологических новообразований, каковые должны складываться у ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту и каковые являются нужными предпосылками учебной деятельности (доформирование новообразований прошлого возраста);

— формирование психотерапевтического потенциала, обеспечивающего успешное усвоение новой деятельности — учебной, ведущей для младшего школьника (вырабатывать актуальные новообразования).

Ответ этих задач связано с построением коррекци-онной работы средствами особенным образом организованной игровой деятельности, основанной на принципе компле-ментарности главных механизмов психологического развития (табл. 7).

Таблица 7 Содержание коррекционно-развивающих занятий

Направленность коррекции формирования и
Название игры
1. Формирование произвольности поведения: умение функционировать по правилу; овладение контрольно-оценочными действиями; овладение планирующей функцией речи Все упражнения и игры, 3-й и 4-й этапы всех игр, и работа со «Шкалами роста», «Офицер-воинов», «Троллейбусный маршрут», «Цветной город»
формирования и Направленность коррекции Наименование игры
2. Пространственная ориентировка: пространственные умения (определение пространственных признаков объекта, направления действия); пространственные представления, внутренний замысел действий; наглядное моделирование пространственных взаимоотношений; владение пространственной лексикой «Немногословная страница», «Офицер-воинов», «Пуговицы», «Поиск клада», «Цветной город», «Троллейбусный маршрут», «Пуговицы» 3-й, 4-й этапы , «Поиск клада». Все упражнения и игры
3. Развитие познавательных способностей: знаково-символического замещения (умение кодировать и декодировать данные, владение схематическим и знаковым письмом); владения перцептивными эталонами и действиями; владения мнемическими дейст- ‘ ВИЯМИ «Офицер-воинов», «Пуговицы», «Поиск клада», «Цветной город», «Немногословная страница». Те же «Пуговицы»
4. Формирование позиции ребенка как субъекта присвоения нового опыта (формирование внутренней позиции) Все упражнения и игры, работа со «Шкалами роста»

Коррекционные занятия проводятся с первоклассниками и обучающимися И—III классов с недостаточной сформиро-ванностью таких показателей возрастного развития, как внутренняя позиция школьника, произвольность поведения, внутренний план и пространственная ориентировка действий, некоторых интеллектуальных свойств.

В зависимости от развития и задач коррекции, от особенностей готовности ребенка к игровым занятиям (здоровье, исходная мотивация, кое-какие личностные изюминки и т.д.) школьный психолог образовывает личную программу работы, которая возможно коррекционной, коррек-ционно-развивающей и фактически развивающей.

В зависимости от продвижения ребенка в играх программы смогут уменьшаться либо дополняться от двух до пяти игр. Любая игра запланирована на 4—7 занятий, в среднем по 30 мин каждое.

«Офицер-воинов».Ребенок сперва делается воином и под управлением офицера (взрослого) делает разиндивидуальные команды, отмечая их на особой «Шкале роста» (подготовка к работе, работа воина, присвоение звания, тяжёлые задания). На этапе присвоения звания ребенок делается офицером, выбирает товарища по игре и обучает его тому, чему обучился сам. На этапе тяжёлых заданий взрослый обучает ребенка умению составлять знаковое письмо: цифра 7, две клеточки вправо, цифра 2, три клеточки вниз, цифра 5, четыре клеточки вверх и т.д.

«Пуговицы».Ребенок обязан запомнить размещение пуговиц на игровом шестиклеточном поле взрослого и воспроизвести их размещение на своем поле. Для лучшего запоминания места и описание пуговицы ее размещения дается вслух. На следующем этапе вводятся временные ограничения для «пришивания пуговиц» и дополнительное условие:’обрисовывать пуговицу про себя. Задание может усложняться при повышении количества и игрового поля пуговиц, трансформации роли ребенка, исполнении задания по схеме.

«Поиск клада».Ребенок обучается составлять замысел, искать по замыслу запрятанную вещь, обозначать запрятанную вещь на замысле, составлять замысел помещения. На последней стадии игры он обучает этим умениям собственного товарища и оценивает собственные удачи на графической шкале роста «Круги моих умений».

«Цветной и»Троллейбусный «маршрут город».Ребенка обучают умению ориентироваться в схемах трамвайных маршрутов и замысле города. Занятия проводятся в виде конкурса на лучшего знатока маршрута и города и предполагают большое разнообразие неспешно усложняющихся заданий.

Шкала роста «Знания растут».На ней отмечаются удачи в играх. Шкала представляет собой необычный градусник, на котором ребенок отмечает прохождение каждого этапа посредством передвигаемой планки-столбика.

Психолог, проводящий игры, всегда анализирует деятельность и поведение ребенка:

— сохранение и принятие игровой задачи;

— организованы ость пространственных действий в условном (схема) и умственном замысле;

— владение схематическим письмом, т.е. умением прочитывать символы;

— выраженность мотивации успехи — готовность участвовать в следующем этапе игры, темперамент выбора задачи.

Младший школьный возраст в силу его сензитивности к разнообразные действиям, среди них и психологическим, предоставляет психологу довольно широкие возможности для апробирования и демонстрации собственных умений и профессиональных знаний.

Контрольные вопросы

1. Что такое готовность к школе?

2. Каковы показатели дезадаптации и школьной тревожности?

3. Какие конкретно способы положены в базу коррекции школьной тревожности и страхов?

4. Какие конкретно показатели характеризуют ребенка как субъекта учебной деятельности?

5. В чем суть помощи психолога гиперактивным детям?

Темыдля семинарских занятий

1. Психотерапевтическая готовность ребенка к школе.

2. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

3. помощь психолога детям в случаях школьной дезадаптации.

Заданиядля независимой работы

1. Удостоверьтесь в надежности готовность к обучению в школе одного первоклассника по предложенной методике, дайте чёрта готовности.

2. Создайте психотерапевтические советы в помощь учителю начальных классов, трудящихся с гиперактивными детьми.

3. Вместе с преподавателем начальных классов составьте список заданий по формированию эмоционального компонента субъекта учебной деятельности.

Литература

Варга А.Я. Психотерапевтическая коррекция нарушений общения у младших школьников // Семья в психотерапевтической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сталина. М., 1989.

Гильбух З.В., Коробко С.Л., Андрющенко JI.JI. Методика распределения первоклассников по классам разных типов. Киев, 1988.

Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.

Кравцова Е.Е. Психотерапевтические неприятности готовности детей к школьному обучению. М., 1991.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.

Матвеева Л.А. Развитие особенностей субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Л., 1991.

Мухина B.C. Возрастная психология. М, 1997.

Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.

Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.

Психолог в начальной школе / Под ред. Л.Л. Андрющенко. Волгоград, 1995.

Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные способы работы школьного психолога. М., 1990.

30.03.2017 Вебинар: «Психолого-педагогические изюминки детей с задержкой психологического развития.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector