Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада

Детское общество оказывает многогранное влияние на психологическое развитие ребенка. Становление личности дошкольника будет полноценным только при условии благополучия эмоционально-психотерапевтического климата группы, в то время, когда каждому его участнику «легко дышится» в ней.

В реальности, но, выявляются дошкольники, каковые непопулярны среди сверстников. У них, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг об-

щения, они не являются участниками устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми.

При таких условиях предметом коррекции делается непопулярность ребенка в группе сверстников, а главными направлениями психокоррекционной работы — переориентация недоброжелательного отношения к нему детей и выработка совокупности хороших оценок. Корректирующие действия должны быть строго дифференцированы относительно каждой обстоятельства непопулярности.

Отклонения в формировании личности ребенка смогут обнаруживаться в рвении к уединению, отсутствии длительных контактов с другими детьми, неучастии в игровых объединениях. При таких условиях предметом психокоррекционной работы выступает симптом малообщительности. Внимание психолога направляется на внутренние переживания ребенка. Действенным приемом работы будет использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что окажет помощь ребенку эмоционально отозваться на принимаемое. Потом целесообразно предложить ребенку самому стать комментатором замечаемых игр сверстников, их споров, распрей. Аналогичному анализу подвергаются читаемые литературные произведения, рассматриваемые картины. Перед ребенком ставятся вопросы, отвечая на каковые он подчеркивает изюминке проявлений человеческих взаимоотношений, методы действия людей друг на друга. Так, ребенок накапливает типы выразительных экспрессивно-мимических перемещений, интонаций, обучается осознавать суть шуток, поддразниваний, приобретает опыт коммуникативной деятельности, отсутствие которого в основном опосредствовало его замкнутость. Затем возможно включать ребенка в условия настоящего общения, совместной игры с самые доброжелательными детьми, поддерживая все его попытки общаться.

Нарушения в поведении дошкольника смогут быть детерминированы наличием в группе твёрдой фиксации позиционных ролей во всех видах деятельности, общения. Наряду с этим опасность воображает фиксированная роль не только «подчиненного», но и «начальника». Предметом психокоррекции делается твёрдая фиксированность обеих этих ролей. Главное направление коррекционной работы — «расшатывание» либо снятие симптома фиксации ролей, создание условий, в то время, когда любой ребенок сможет быть как ведущим, так и ведомым. Взрослый обязан позаботиться о том,

1 —1(154. по:

дабы создать для детей с фиксированной ролью «подчиненный» ситуации’успеха в различных видах деятельности, особенно игре, и сделать их заметными для всех сверстников.

Предметом коррекционной работы смогут стать и дефекты операциональной стороны игровой деятельности дошкольников: неразвитость игровых навыков и умений, невладение хорошими методами сотрудничества, неадекватность способов игровых действий (излишняя медлительность, двигательное беспокойство, моторная импульсивность и др.). Одним из направлений коррекции наряду с этим делается обогащение представлений детей о фактически игровой деятельности: привлечение их внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их радостному весёлому настроению. Второе направление психотерапевтических действий — обучение детей реализации игровых планов, исполнению игровых действий (сначала в игре-занятии совместно с воспитателем); формирование умений сосредоточиваться на своей роли, применять по назначению игрушки; стимулирование ребенка к придумыванию собственной игры. Необходимо научить детей осознавать план товарищей, говорить о собственном, планировать совместную игру, определять последовательность действий. У детей с замедленной моторикой принципиально важно пробуждать интерес к играм с импульсивным содержанием. направляться максимально совершенствовать их игровые операции, поощрять соответствие действий для того чтобы ребенка действиям и общему темпу игры вторых партнеров. Не нужно включать медлительного ребенка в игры, в которых он, не обращая внимания на все старания, не сможет быть на высоте.

Для детей с повышенной моторной активностью необходимо создать такие условия, каковые бы разрешили им управлять своим двигательным тревогой. направляться не забывать, что неестественное ограничение подвижности таких детей только усилит их возбудимость и раздражительность. Действенным будет применение приема включения ребенка в игры с захватывающими развернутыми сюжетами, требующими высокого сосредоточения. В увлекательной сюжетной игре импульсивному ребенку возможно предложена ведущая роль, но наряду с этим он должен быть совершенно верно осведомлен взрослым о функции его роли и вытекающих правилах, о основной и промежуточной целях совместной игры.

Неадекватное поведение ребенка возможно приведено к исамкажениями в мотивационной сфере: отсутствие либо невы-

раженность игровых мотивов, симптом «дети-нелюдимы». На первых этапах коррекционной работы не нужно расширять контакты таких детей. Их общение со сверстниками направляться активизировать крайне осторожно, выявляя партнеров со схожими заинтересованностями. В следствии образуется микрообъединение с неспециализированными увлечениями, к которому неспешно смогут подключаться и другие дошкольники, вносящие игровую мотивацию.

Предметом коррекции мотивационной сферы станет и доминирование авторитарных эгоистических тенденций в поведении детей. Такие дошкольники смогут быть активны, инициативны, общительны. Но их рвение к игре мотивируется не столько жаждой играться, сколько личностной установкой «первенствовать , главным; не играться, а выигрывать». Эгоистические мотивы смогут быть выражены как в открытом поведении детей, так и в скрытой, завуалированной форме, в то время, когда употребляется второй ребенок для выражения собственной воли. Главная коррекционная работа в таких случаях будет направлена на установление гармонии между личностно-значимыми и публично полезными мотивами деятельности. Для этого целесообразна тактика включения дошкольников в разные виды социально нужной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении хороших переживаний, которые связаны с успехом в деле на неспециализированную пользу. Наряду с этим смогут быть использованы приемы, основывающиеся на мотивации типа: помощь приятелю, помощь собственной группе, судья конфликта. Основное, что ребенок реально показал социально значимое уровень качества и в один момент удовлетворил собственную потребность «главенствовать ».

Коррекционная работа более действенна, в то время, когда дошкольник систематически включается в публично полезную деятельность, вступая в отношения обоюдной ответственной зависимости, в обстановку обоюдных требований. Публичное вывод детской группы принципиально важно направлять на развенчивание фальшивого авторитета детей со скрытыми эгоистическими тенденциями поведения.

Предметом психокоррекции может комплекс и «стать Зо-лушки», что характеризует состояние отверженных в группе детей: негативное самовосприятие, отказ себе в достоинствах, безразличие к себе, неосторожность внешнего облика, равнодушие в делах, неуверенность в голосе, отрешенность. Стратегическим направлением коррекции будет включение для того чтобы ребенка в совместную деятельность с наи-

более доброжелательными сверстниками при необходимой помощи воспитателя. Принципиально важно переориентировать самовосприятие ребенка: привести к интересу к собственному внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным преимуществам. Поэтому первостепенное значение тут имеет энергично-положительное отношение педагога к детям, что обнаруживает и демонстрирует самому ребенку его положительные качества.

Психолог обязан обращать внимание на агрессивное поведение некоторых дошкольников, нередкие вспышки бешенства, озлобленность, разрушительную направленность деятельности. В этом случае предметом коррекции делается симптом открыто конфликтного поведения дошкольника. Первым шагом коррекции будет обеспечение ребенку возможности зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультипликационных фильмов. В будущем полезно упражнять ребенка в применении этически полезных норм взаимоотношений, научить его применять приемлемые в обществе методы разрешения распрей. Вся коррекционная рабо- , та обязана проводиться в единстве с семьей дошкольника. Крайне важно, дабы ребенок не замечал сцен агрессии как в настоящем окружении, так и в видеофильмах- и теле, комиксах и т. п. Необходимым правилом коррекции будет положительная оценка и поощрение доброжелательного отношения дошкольника к сверстникам, рвения и способности сдержать собственный бешенство.

Симптом антилидерства — еще один вероятный предмет коррекционной деятельности. Ребенок-антилидер пользуется авторитетом сверстников не благодаря своим хорошствам, а по последовательности вторых обстоятельств. Это возможно использование им физической силы, угроз, подкупа, обмана и др. Вмешательство таких детей в совместную деятельность носит деструктивный темперамент, потому что большая часть действий лишены конкретного смысла. Ребенок-антилидер ведет себя шумно, гиперактивно, недоброжелательно и немиролюбиво. Коррекционную работу в этом случае целесообразно направить на переживание и осмысление негативных форм поведения как сверстниками, так и самим ребенком. Эффективным приемом коррекции поведения антилидера будет применение приема моделирования им совместной деятельности, где ему предоставляется возможность быть режиссером и строить, к примеру, совокупность взаимоотношений храбрецов сказки. Нужны ежедневные упражнения

в этически полезных формах общения, в таком поведении, которое бы никого не оскорбляло, не унижало, не приводило к конфликтам. Серьёзным направлением коррекции должно стать изменение социальных установок ребенка: научить его видеть в сверстнике хорошего партнера, радоваться удачам вторых, восхищаться личными качествами детей; развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.

Симптом усталости кроме этого является предметом коррекционной работы. Он может оказаться у всех детей как защитная реакция и выражаться в приступах усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, руковожущие поведением. Ребенок ощущает глубокое и полное истощение, неспособность осмысливать происходящее, бессилие и свою незащищенность. Он «забывает» разумную программу взаимоотношений и поглощается эмоцией беспомощности. Действительность отражается в его сознании искаженно. Единственное, чем ребенок может себе оказать помощь, — это плач. Коррекция для того чтобы поведения ребенка однозначна: оказать помощь ему успокоиться. Дети очень нуждаются в утешениях. Соощущая страданиям ребенка, мы поможем ему избавиться от эмоции вины, бешенства, смущения, беззащитности.

В дошкольном детстве отмечается время от времени отклоняющееся полоролевое поведение, т.е. такое поведение ребенка, в котором имеют место проявления, характерные противоположному полу. Симптомами для того чтобы поведения, каковые и становятся предметом психотерапевтической коррекции, выступают неадекватные собственному полу ролевые предпочтения, проявления феминности, женственности — у мальчиков; маскулинности, мужественности — у девочек, рвение к принятию внешнего вида другого пола, мечты и фантазии, в которых ребенок выступает как представитель противопофальшивого пола, неудовлетворенность собственной социальной ролью (заинтересованность и завистливость в преимуществах другого пола; желание поменять собственный пол).

Коррекция отклоняющегося полоролевого поведения опирается на следующие правила: максимально раннее участие отца в жизни сына; обращение внимания ребенка на те преимущества, каковые снабжают его участие в активной деятельности, характерной вторым мальчикам; при необходимости разъяснение ребенку неосуществимости трансформации пола. Мальчишеское поведение девочек чаще не редкость только преходящей фазой развития. Они усваивают мужские полоролевые предпочтения, но сохраняют баз-

ную женскую идентичность Принципиально подход к коррекции проявлений маскулинности у девочек возможно таким же, как и к проявлениям женственности у мальчиков*.

Традиционно помощь психолога детям-дошкольникам сконцентрирована около их подготовки к школе. В этом направлении совершена громадная научно-практическая работа (Венгер Л.А., Безруких М.М., Смирнова А.С., Та-рунтаеваТ.В., Холмовская В.В. и др.). Не отрицая важности этого направления, мы полагаем, что оно есть прерогативой родителей и педагогов. Внимание же психолога направлено на решение чисто психотерапевтических неприятностей. Способствуя формированию произвольности психологических процессов, их регуляции, управлению поведением, оказывая помощь в профилактике, коррекции и диагностике недочётов детского развития, психолог вносит большой вклад в развитие личности ребенка, его социализацию и а также в подготовку к успешному обучению в школе.

Контрольные вопросы

1. Каковы психофизиологические базы способа психогимнастики?

2. Какие конкретно коррекционные функции делают сюжетно-ро-левые, режиссерские и творческие игры при эффективности детей?

3. Из-за чего у ребенка в группе сверстников смогут появляться трудности межличностного общения?

Темы для семинарских занятий

1. Психотерапевтическое сопровождение естественного развития детей.

2. коррекции и Методика диагностики межличностного взаимодействия в детском саду.

3. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их психологическая коррекция.

Задания для независимой работы

1. Разработайте программу психотерапевтической характеристики ребенка дошкольного возраста.

2. Подготовьте список обстановок, каковые возможно использовать при диагностике аффективного поведения детей.

3. Составьте сценарий одного занятия по психогимнастике.

* Методика создана Л.В. Финькевич (1997).

Литература

Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я желаю! Психологическое сопровождение естественного развития мелких детей. Кишинев; СПб., 1993.

Божович Л. И. ее формирование и Личность в детском возрасте. М., 1968.

коррекция и Диагностика психологического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997.

Ермолаева М.В.’ Миланович Л. Г. Способы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.

Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Степанова В.В. Как оказать помощь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1993.

Рассказ о группе раннего развития для детей

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector