Философия — это обнаружение, аналитика предельных (конечных) оснований людской бытия.
Наряду с этим вероятны два пути либо подхода к аналогичной аналитике. Один из них — рефлексия, не выходящая за границы какой-то отдельной области людской бытия (какой-то отдельной культурной системы): науки, искусства, политики, права, хозяйства, морали, исторической памяти. Становясь традициями, подобные дискуссии покупают в общем контексте философского знания относительную самостоятельность, становятся собственного рода философскими дисциплинами: философией (методикой) науки, философией мастерства (эстетикой), философией политики, философией права, философией религии, философией хозяйства, философией морали (этикой), философией истории. Акцентирование места самого человека в мире, как раз людских качеств как оснований бытия, стало причиной появлению философской антропологии в качестве отрасли философского знания.
Второй подход, так же реализующийся в истории философской мысли — осознание общих, другими словами универсальных, имеющих отношение ко всем сферам людской бытия (культуры) оснований.
! |
! |
С данной позиции, предельно неспециализированной чёртом всего, что попадает в поле зрения рефлексии выступает нюанс существования, либо бытия. Философия имеет дело с мыслимой действительностью, с действительностью, представленной в формах мышления. Но это указывает свойство мысли полагать что-то в качестве собственного предмета, в качестве некоей действительности, того, что «имеется», «бытийствует». Совокупность вопросов, сводящихся к обнаружению смысла категории бытия и их обсуждение кроме этого оформились, в виде довольно независимой отрасли философского знания — онтологии, либо учения о бытии.
Столь же фундаментальной по собственному статусу отраслью философии выступает гносеология (теория познания, эпистемология). Это раздел философии, в котором анализируются вопросы, характеризующие отношение мышления, знания к действительности, основания достоверности знания, его границы и источники знания.
С середины ХIХ в. в философский обиход входит понятие аксиологии, которым обозначается философская теория, учение о сокровищах. Сокровища высказывают нюанс свободы людской бытия, являющейся, по словам Гегеля «субстанцией, сущностью духа». Свобода имеется возможность выбора, которым опосредованы каждые проявления людской активности. «Все свойства духа, — писал Гегель, — существуют только благодаря свободе, …все они являются только средствами для свободы…» [11]. Ценности и являются конечные основания выбора. Хорошим пояснением сути дела может послужить следующее суждение современного публициста: «Мастерство госдеятеля содержится не в каком-то особенном вкусе либо сверхтонком музыкальном слухе, а в способности выбрать из массы возможностей настоящий продукт — вещь, а не подделку, руководствуясь наряду с этим мыслями вечности, а не сиюминутности. В противном случае власть делается заложницей придворных и завхозов маляров» [18]. Ценности, так, неотделимы от оценки. Природа, сущность сокровищ и составляют главную проблему аксиологии.
! |
Сопоставимой по степени общности аксиологии, в современной философии есть такая ее отрасль, как философская герменевтика (от греч. термина, обозначающего — толковать, истолковывать, трактовать). Это неспециализированная теория понимания, либо людской коммуникации. Человек проявляет себя не только в том, что он действует, познает, рефлектирует, но и в том, что способен передавать собственный опыт вторым поколениям и людям. Уже древние скептики (софисты) нашли трудности и парадоксы аналогичной коммуникации. В «проблеме понимания» находит обобщенное выражение совокупность вопросов, которые связаны с интерпретацией людской коммуникации. Особенную актуальность неприятности этого рода купили в связи со развитием и становлением гуманитарных наук, поскольку последние предполагают неизменно коммуникацию (диалог) с исследуемой действительностью, которая не может быть исходя из этого противопоставлена исследователю в форме объекта, подобным дисциплинам естественнонаучного типа образом [1].
!Задание 1.6.К компетенции какой отрасли философского знания относятся неприятности:
— Что имеется истина?
— Любая ли цель оправдывает средства?
— Существует ли Всевышний?
Лекция 1: Понятие о философии. Структура философского знания