Контрпропаганда как психологическое средство усиления и нейтрализации информационно-пропагандистского воздействия

пропаганда и Контрпропаганда кроме этого тесно связаны между собой как контрразведка и разведка. Они смогут выступать как два независимых средства и как единое средство совокупности политической коммуникации. В последнем случае контрпропаганда есть составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от вероятных контраргументов соперника (оппонента) и усиливающим её психотерапевтическое действие на массовое сознание. Как пример приведём листовку «Румыны венгерской армии», распространяемую советскими спецпропагандистами в 1942 г. среди военнослужащих венгерской армии румынского происхождения. Вот её текст:

«Мы — два трансильванских румына попали в плен к русским. Мы задали себе вопрос: «Что нехорошего нам сделали русские?». И ответили: «Ничего». Это Гитлер и Антонеску сделали нам не хорошо, дав Северную Трансильванию в руки венгров. В лагере с нами обращаются прекрасно. Уж лучше вести войну против венгров, чем против русских. Сдавайтесь в плен и возвратитесь живыми к своим семьям!».[49]

Элементами контрпропаганды, призванными усилить психотерапевтическое действие и нейтрализовать вероятные контраргументы соперника об адских муках нахождения в советском плену являются две фразы: «Мы — два трансильванских румына попали в плен к русским» и «В лагере с нами обращаются прекрасно». Сильной стороной листовки есть то, что она составлена как свидетельство (данный приём своеобразного внушения мы разбирали в разделе 2.1.) двух очевидцев о хороших условиях нахождения в советском плену. А опровергать рассказ очевидцев неизменно не легко. Более сильным видом контрпропаганды в агитационном действии на соперника есть обратный отпуск военнопленных по своим воинским частям и их индивидуальные свидетельства о хороших условиях нахождения в плену. Данный приём довольно часто применяли советские спецпропагандисты на протяжении Второй мировой.

Условно контрпропаганду возможно поделить на наступательную и оборонительную. К наступательной контрпропаганде, с позиций автора данной работы, относятся: негативная реклама, тёмный PR, применение слухов, смешных рассказов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов.

Наступательная контрпропаганда выстроена по принципу асимметрии и применяет против соперников (оппонентов) непредсказуемые и, на первый взгляд, абсурдные действия. Главная цель наступательной контрпропаганды — нанесение ударов по сопернику на его собственной территории. Разглядим главные приёмы наступательной контрпропаганды, применяемые в избирательных технологиях и психологической войне:

«Ловушка». Пребывает в заманивании соперника (оппонента) на то информационное поле, где позже по нему будет наноситься удар. Идя вслед, соперник не осознаёт, что он попал на «заминированное поле».[50] Этот приём был удачно применён «телекиллером» С. Доренко против Ю. М. Лужкова и Е. М. Примакова — фаворитов блока «Отечество — Вся Российская Федерация».

«Перенос неодобрения»[51] — формирует у избирателей негативное отношение к определённому кандидату посредством демонстрации в массмедиа тех групп лиц, каковые поддерживают данного кандидата, но вызывают у электората такие эмоции, как отвращение, ужас, неприязнь. К примеру, поход девушек легкого поведения по Тверской улице в поддержку «их клиента» С. Кириенко либо демонстрации геев в Красноярске в поддержку «настоящего мужика» А. Лебедя. Так, неодобрения переносится и на соответствующего кандидата.

«Перенос негативного образа» — проекция негативных качеств человека либо какого-либо объекта, предмета либо моральных сокровищ на другого человека либо идею с целью их дискредитации. К примеру, на протяжении избирательной кампании 1986 г. во Франции социалисты выпустили плакат с изображением волка с надписью и длинными зубами: «А из-за чего, милые правые, у вас такие громадные зубы?».

«Способ «юридической безопасности» употребляется при проталкивании непроверенной информации. Дабы обезопасить себя от судебных преследований, при таких условиях при подаче информации употребляются слова: по слухам, по всей видимости, по версии, по предположению и т.п. Информация при применении аналогичных слов получает предположительный темперамент, и осудить автора за клевету становится довольно проблематично. Избиратель дополнительные слова, в большинстве случаев, забывает и предполагаемое событие принимает либо запоминает как настоящее.

«Публичное неодобрение». Употребляется для иллюзии неодобрения тех либо иных действий кандидата со стороны публичного мнения. Осуществляется подбором разных высказываний групп влияния, «представителей» разных слоёв населения, соответствующих данных социологических опросов и т.п. Использовался против парламентариев от КПРФ А. Макашова и В. Илюхина по окончании их «антисемитских» высказываний во второй половине 90-ых годов двадцатого века.

«Имитационная дезинформация» состоит во внесении трансформаций в пропаганду соперника, каковые придают ей содержание и иное направление, снижают доверие к ней, создают негативный образ. Как пример возможно привести выпуск листовки с дизайном конкурентов и избирательной программой, но «программа» содержит положения, неприемлемые для электората.

«Пугающие сообщения и темы» являются одними из самых действенных способов психотерапевтического действия на потенциальных избирателей. Цель — представить избрание того либо иного кандидата в качестве угрозы для жизни, благосостояния и безопасности граждан и т.д. К примеру, на протяжении выборов президента 1996 г. в Российской Федерации против фаворита КПРФ Г. Зюганова употреблялись листовки со слоганом: «Приобрети еды в последний раз!».

«Смещение по семантическому полю» воображает скачок из «за» в «против». Пример: профашистский «Саюдис» в Литве подавал собственную деятельность как защиту от русского Интерфронта, что, дескать, борется не за права русских в Литве, а против литовцев.

«Контрастная пропаганда»[52] — тенденциозный подбор фактов, сведений, образов, на фоне которых оценка определённых элементов имиджа принимает нужный оттенок. Для того чтобы рода подбор осуществляется на макроуровне — уровне идей и тем, обсуждаемых в массмедиа. К примеру, в Российской Федерации достаточно распространены ссылки на опыт других государств, по окончании чего производится сравнение с обстановкой в собственной стране. Осуществляя так подбор этих ссылок, в сознании избирателей возможно организовать представления о неправильности тех либо иных действий соперника, их несоответствии всемирный практике.

Применение слухов. Слухи являются своеобразный способ наступательной контрпропаганды. Главные изюминки этого способа — анонимность и «не пересекаемость» его тем с темами СМИ. Применение слухов есть весьма действенным способом психотерапевтического действия на избирателей и может значительно усилить те либо иные представления электората и латентные стереотипы.

От наступательной контрпропаганды перейдем к оборонительной. Оборонительная контрпропаганда есть хорошей контрпропагандой, её основная задача — противодействие подрывной пропаганде соперника. Разглядим её главные приёмы (способы):

«Прямое опровержение». Способ пребывает в прямом опровержении разных пунктов пропаганды соперника. Без дополнительных мероприятий редко бывает действен. В первую очередь, это связано с психотерапевтическими изюминками восприятия человека: уничтожить создавшийся стереотип значительно сложнее, чем создать новый.

«Игнорирование». Способ содержится в намеренном игнорировании тех либо иных тем пропаганды соперника. Базируется на том предположении, что негативная тема, остающаяся «на слуху», приносит больший ущерб если сравнивать с темой, показавшейся не надолго. Способ не редкость достаточно действен, в особенности при незначительности темы пропаганды соперника либо недочёта его ресурсов.

«Отвлекающая пропаганда» пребывает в переносе и отвлечении внимания целевой аудитории с главных тем пропаганды соперника на другие темы. Они смогут быть связаны с избирательной кампанией, противостоящим соперником, а также будут быть и произвольными темами, воображающими интерес для публичного мнения. Способ владеет высокой эффективностью.

«Уменьшение значимости темы» — перенос выговоров на элементы какой-либо темы, владеющие «меньшей негативностью», неупоминании и кратком «затрагивании» данной темы и т.д. В большинстве случаев, употребляется в сочетании с способом «Отвлекающая пропаганда».

«Предупредительная пропаганда»пребывает в предупредительном применении агитационной темы, которая возможно использована пропагандой соперника — с поменянными и смягчёнными компонентами либо элементами для уменьшения доверия к теме. В избирательных кампаниях часто употребляется с развитием темы о вероятных провокациях, применением «нечестных способов со стороны соперников», выдвижением подобных обвинений, каковые предполагала применять пропаганда второй стороны и т.д. Это ведет к понижению неспециализированного уровня доверия к любой информации, а также негативной. Видятся случаи выдвижения разумеется надуманных обвинений в адрес кандидата с последующим широким опровержением этих обвинений. К примеру, на протяжении избирательной кампании в одном из регионов РФ якобы со стороны одного из кандидатов было выдвинуто обвинение в присвоении средств вторым кандидатом, а после этого обеспечено широкое опровержение, которое связано с отсутствием данной формы кредита в банковской практике. Использование этого приёма разрешило нейтрализовать контрпропаганду соперников, основанную на подобном факте присвоении кредитов, но владевших намного большей достоверностью.

Применение контрслухов. В силу своеобразных изюминок слухов в качестве противодействия им одним из самые эффективных способов есть применение соответствующих контрслухов.

Применение эвфемизмов — способ «приклеивания ярлыков» напротив. Пребывает в замене эмоционально окрашенных слов менее эмоциональными либо менее понятными словами. К примеру, вместо журналистского заголовка «воровство национальных денег» употребляется выражение «не целевое применение бюджетных средств».

«Смена приоритетности сообщений». Пример: объявляется, что, придя к власти, оппонент разгонит местный альянс ветеранов. Подобное высказывание должно иметь место в устах его «активного приверженца».

«Усиленная выдача информации, не соответствующей истине». Пример: чтобы помешать ведению пресс-конференции, объявляется, что на ней будут обсуждаться вопросы антисемитизма. В следствии все вопросы сопернику будут лишь на эту тему.

«Нарушение процессов выдачи информации». Пример: журналисты приобретают неверную данные о времени визита соперником тех либо иных мероприятий.

Подведём итоги:

1. пропаганда и Контрпропаганда смогут выступать как два независимых средства и как единое средство совокупности политической коммуникации;

2. В последнем случае контрпропаганда есть составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от вероятных контраргументов соперника (оппонента) и тем самым усиливающим её психотерапевтическое действие на массовое сознание;

3. Условно контрпропаганду возможно поделить на наступательную и оборонительную;

4. К наступательной контрпропаганде относятся: негативная реклама, тёмный PR, применение слухов, смешных рассказов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов.

5. Главная цель наступательной контрпропаганды — нанесение ударов по сопернику на его собственной территории;

6 Оборонительная контрпропаганда есть хорошей контрпропагандой. Её основная задача — противодействие подрывной пропаганде соперника.

Заключение.

Политическая пропаганда, являясь неотъемлемым элементом совокупности политической коммуникации, представляет собой своеобразный информационный процесс, направленный на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Эффективность психотерапевтического действия пропаганды определяется не столько совершенством и разнообразием её технологий и форм, сколько психотерапевтическими изюминками массового сознания, среди которых возможно выделить:

* Блокирование другой точки зрения;

* Эмоциональность;

* Чёрно-белая картина мира;

* Деятельный поиск неприятелей;

* Внушаемость;

* образность и Стереотипность мышления.

По собственной природе политическая пропаганда тоталитарна, потому что, как и массовое сознание, не приемлет иную точку зрения. Другая пропаганде информация опровергается, а её источник разными методами дискредитируется посредством контрпропаганды.

Политическая пропаганда — замечательное информационное оружие, и в кого это оружие выстрелит, зависит от того, в чьих руках оно находится.

***

[49] Репко С.И. пропаганда и Война (XV — ХХ в.в.). Кн.1. М.: Новости, 1999. С. 223.
[50] Почепцов Г.Г. Информационно-политические разработки. М.: Центр, 2003. С.339.
[51] Данный и все последующие контрпропагандистские приёмы забраны из книги: Малишевский Н.Н. организация и Технология выборов. Мн.: Харвест, 2003. С.213-221.
[52] У Малишевского данный приём именуется Применение контраста. Термин Контрастная пропаганда заимствован автором из книги Г. Почепцова Информационные войны. С. 470.

Возможно ли «зазомбировать» правдой либо действенна ли контрпропаганда?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector