Контролируемая стимуляция

Сейчас мы переходим к вопросу о влиянии своеобразного опыта на перцептивные способности. Чтобы получить на него ответ, исследователи систематически изменяли вид перцептивного опыта молодого организма и после этого замечали, как данный опыт оказал влияние на последующее восприятие. Не смотря на то, что в большинстве случаев эти опыты были направлены на изучение научения, оказалось, что определенные вариации опыта индивидов время от времени воздействовали и на врожденные процессы.

Отсутствие стимуляции.В самых первых опытах по контролируемой стимуляции ученые стремились выяснить, что окажется, в случае если выращивать животное при полном отсутствии зрительных стимулов. Они держали животных в темноте в течение нескольких месяцев по окончании рождения, пока те не созревали достаточно для тестирования зрения. Мысль опытов была в том, что в случае если животные обучаются восприятию, то, в первый раз заметив свет, они будут неспособны принимать что-либо. Результаты совпали с ожидаемым: шимпанзе, которых выращивали в темноте первые 16 месяцев, имели возможность обнаруживать свет, но не могли различать паттерны (Riesen, 1947). Но последующие изучения продемонстрировали, что долгое выращивание в темноте не просто исключало научение: оно приводило к вырождению нейронов в разных частях зрительной совокупности. Оказывается, для помощи зрительной совокупности нужно некое количество световой стимуляции. При полном отсутствии стимуляции начинается атрофия нервных зрительной коры и клеток сетчатки (Binns Salt, 1997; Moushon Van Sluyters, 1981).

Приведенные выше эти практически ничего не могут сказать о роли научения в развитии восприятия, но они полезны сами по себе. В общем, в случае если животного с рождения лишают зрительной стимуляции, то чем больше время депривации, тем посильнее ущерб. Иначе, закрывание одного глаза у взрослых кошек на продолжительный период не ведет к утрата зрения этим глазом. Эти наблюдения стали причиной идее существования критического периода в развитии врожденных зрительных свойств; под критическим периодом имеется в виду этап развития, за который у организма имеется оптимальная готовность к приобретению определенных свойств. Отсутствие стимуляции в критический для зрения период может окончательно сломать зрительную совокупность (Cynader, Timmey Mitchel, 1980).

Ограниченная стимуляция.Исследователи больше не лишают животных стимуляции на долгое время; сейчас их интересует, что будет, в случае если предъявлять животному стимулы на глаза, но лишь определенного рода. Ученые выращивали котят в таком окружении, где они видели лишь вертикальные либо лишь горизонтальные полосы. В следствии котята становились слепы к полосам той ориентации, которую они не видели (горизонтальным либо вертикальным соответственно). А изучения с внутриклеточной регистрацией продемонстрировали, что многие клетки зрительной коры у «горизонтально вежливых» котят реагируют на горизонтальные стимулы и не реагируют на вертикальные, в то время как у «вертикально вежливых» котят отмечается противоположная картина (Blake, 1981; Moushon Van Sluyters, 1981). Эта слепота позвана вырождением клеток зрительной коры.

Очевидно, экспериментаторы не лишали обычной зрительной стимуляции людей, но такое время от времени происходит естественным образом либо благодаря лечения. К примеру, по окончании операции на глазу последний в большинстве случаев закрывают. В случае если такое происходит у ребенка на первом году судьбы, острота зрения в закрытом глазу понижается (Awaya et at., 1973). Из этого направляться, что, как и у животных, у человека в раннем развитии зрительной совокупности существует критический период; в случае если в это время стимуляция ограничивается, зрительная совокупность не будет развиваться нормально. У человека данный период намного дольше, чем у животных. Он может продолжаться целых 8 лет, но самые уязвимыми являются первые два года судьбы (Aslin не сильный, 1978).

Ни один из этих фактов не показывает, что восприятию нужно обучаться. Скорее они говорят о том, что определенного рода стимуляция значительна для поддержания и способностей и развития, имеющихся при рождении. Но это не означает, что научение не воздействует на восприятие. Это подтверждает хотя бы свойство к распознаванию простых предметов. Тот факт, что привычные объекты мы определим легче, чем незнакомые — к примеру, собаку определить легче, чем трубкозуба, — конечно же, разъясняется научением (потому, что если бы мы выросли в таком окружении, где трубкозубы видятся довольно часто, а собаки редко, то легче выясняли бы трубкозуба, чем собаку).

Активное восприятие.В то время, когда появляется необходимость координировать восприятие с моторными реакциями, научение играется ключевую роль. Это подтвердили изучения, в которых испытуемые приобретали обычную стимуляцию, но им не давали нормально реагировать на эти стимулы. При таких условиях перцептивно-моторная координация не начинается.

В одном хорошем изучении, к примеру, два выращенных в темноте котенка взяли собственный первый зрительный опыт в «кошачьей карусели», продемонстрированной на рис. 5.31. Деятельный котенок, двигаясь, катал на карусели пассивного котенка. Оба они приобретали одну и ту же зрительную стимуляцию, но лишь у активного котенка она была результатом его перемещений. И лишь деятельный котенок удачно обучился сенсомоторной координации; к примеру, в то время, когда котят брали и двигали в направлении объекта, лишь деятельный котенок вытягивал лапы, дабы избежать столкновения.

Стимуляция яичников: выбор протокола и препаратов стимуляции. Н. Л. Шамугия

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector