Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только совокупность охранительного сознания, предпочитающую прошлую совокупность правления (независимо от ее содержания и целей) новой, но и очень определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к стране, социальному порядку и т.д. Консерватизм появился как реакция на Великую Французскую революцию 1789—1794 гг. Потрясенные попытками радикального политического переустройства духовные отцы этого направления – Жозеф-Мари де Местор, Луи де Бональд и особенно Эдмунд Берк пробовали утвердить идея о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

Совокупность воззрений консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной более чем иерархичности людской сообщества, а значит, и привилегией известных слоев населения, и соответствующих моральных правил, лежащих в базе семьи, собственности и религии. Согласно их точке зрения, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям. Ясно, что такие правила отрицали оптимизм либеральной идеологии относительно публичного прогресса, тот дух личной свободы, что, с позиций консерваторов, разрушал целостность людской сообщества.

На базе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:

1) признание существования раз и окончательно установленного универсального морального порядка, разрешённого религией;

2) естественное неравенство людей нужным образом дробит их на управляемых и управляющих, что есть базой для правления аристократии;

3) в силу неразумности «людей» и «природной» греховности функции власти должны быть закреплены за страной (предпочтительный политический режим – монархия);

4) неверие в силу прогресса, опора на классические, проверенные временем управления и способы власти;

5) отношение к конституции как к проявлению высших правил, воплощающих неписаное божественное право, каковые не смогут исходя из этого произвольно изменяться человеком;

6) убежденность в обязательности правления и необходимости закона моральных оснований в деятельности свободного суда;

7) понимание гражданского законопослушания как формы личной свободы и т.д.

Эти принципы и основополагающие идеи, но, заметно модифицировались в ходе публичного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление разного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., каковые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Тут проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, рвение к силовым способам разрешения распрей.

В послевоенный период, в то время, когда консерватизм должен был обратиться к более узкой и сложной апологетике капиталистического образа судьбы, появились новые формы данной идеологии. Так, попытки обосновать «третий» (в отличие от предлагаемых социализмом и либерализмом) путь публичного развития, напоследовательности с классическими течениями, вызвали разнообразные национальные формы консерватизма, и технократический (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «другие» типы и реформаторский консерватизм данной идеологии. Существенно мягче относясь и к национальному регулированию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об упрочнении законности, порядка и государственной дисциплины, не признавали инициированных реформ. Консерваторы, в рвении пересмотреть идею народовластия с собственных позиций, предлагали кроме того дополнить выборность народных представителей выдвижением в органы управления самые «достойных» (с позиций правительства) граждан.

Последние десятилетия обозначили явное рвение консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (к примеру «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным сокровищам. Второе направление эволюции консервативных идей самый ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, организовавшемся в качестве необычного ответа на финансовый кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные перемещения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

В целом неоконсерватизм очень удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. усиление стилей и Многообразие жизни всесторонней зависимости человека от технической среды, нарушение и ускоренный темп жизни духовного и экологического равновесия – все это породило важный ориентационный кризис в публичном мнении западных государств, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации. В этих условиях неоконсерватизм внес предложение обществу духовные религии и приоритеты семьи, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и их взаимопомощи и государства, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком национальном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоёв и страт, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто людских качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит появившегося в людских душах духовного вакуума.

Главная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, что обязан в первую очередь рассчитывать на личные силы и локальную солидарность соотечественников. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно мешать превращению страны в «дойную корову», развращающую человека собственной помощью. Эта модель отличалась от либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать суть бытия, «договариваться» с страной и т.д.

Государство неоконсерваторов должно было основываться на сохранении целостности и моральных принципах общества, обеспечивать нужные индивиду жизненные условия на базе правопорядка и законности, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая университеты гражданского общества, сохраняя сбалансированность взаимоотношений общества с природой и т.д.

Наровне с признанием того, что предпочтительным политическим устройством для таковой модели взаимоотношений гражданина и страны есть народовластие, теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Кристалл и др.) уделяли громадное внимание разработке программ, преодолевающих недостаток управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социальных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования распрей и проч. Наряду с этим в американских предположениях неоконсерватизма выговоры, в большинстве случаев, делались на определении дорог эволюции националенности и организации власти, тогда как в западноевропейских течениях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, усовершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности индивида.

Предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического сохранения и роста политической стабильности, предполагавшие разрешение неприятностей, вызванных ростом благосостояния, новое познание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д., не могли решить многие вопросы общественного развития стран, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции, таких как инфляция, обнищание населения и т.п. Но если сравнивать с его свойством дать человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его запросам и основным нуждам, все эти частности отходили на второй план. Основное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными правилами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным страной.

Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, каковые сейчас были талантливыми защитить человека на новом технологическом витке индустриальной совокупности, выяснить приоритеты личной и общественной программ жизнедеятельности, очертить вид политики, талантливой вывести общество из кризиса. Более того, на таковой идейной базе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, и последовательности вторых учений. И не смотря на то, что неоконсервативной идеологии придерживаются лишь кое-какие большие политические партии в западных государствах (республиканская в Соединенных Штатах, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев данной идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

Консерватизм: понятие, классификация, типология.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector