Конкурс – одна из самых популярных форм досуга. Клубные учреждения применяют эту форму в работе с детьми, с пожилыми людьми, с молодежью, с семьей.
Конкурс – это массовая либо групповая форма работы, в базе которой лежит игра-соревнование на лучшие знания, умения, качества, на лучшее исполнение разных заданий. Это и познавательная, и развлекательная форма отдыха, разрешающая распознать лидирующих участников либо победителей, это состязание с условиями и определёнными правилами на проявление выдумки, инициативы, изобретательности, творчества, эрудиции.
Виды конкурсных программ зависят от их содержания –это:
- Конкурсы опытного мастерства (пианистов, певцов, «Преподаватель года», «Лучший парикмахер»);
- Конкурсы самодеятельного художественного творчества (ансамблей бального нища, «Студенческая весна»…);
- Конкурсы молодых (Юных) даров («Утренняя звезда», «Юные дары Тверскою края»);
- Шоу-конкурсы (конкурсы красоты…);
- Конкурсы-викторины (тематические либо театрализованные, интеллектуальные «Что? Где? В то время, когда?», «Умницы и умники»);
- Развлекательные конкурсы («Поле чудес», «Сто к одному», «Ь -клуб»);
- Конкурсы, в которых сочетаются и познавательность, и развлекательность, и творчество (домашние «Ты и я-одна семья», «Джентельмен-шоу», «Хозяюшка», «Вот так бабушка» — для дам).
Участвуя в конкурсе, человек удовлетворяет множество собственных .потребностей, и, в первую очередь, потребность в самоутверждении и самовыражении. Конкурсные задания решают многие воспитательные задачи, позволяют приобрести умения и новые знания, снимают усталость, дают энергии и эмоциональный заряд бодрости. Под действием игровых обстановок складывается благоприятный тип общения, основанный на неспециализированном интересе, неспециализированном переживании. Игровая коммуникация владеет воистину необычными особенностями. Так замкнутые, необщительные люди преобразовываются в активных и деятельных. Содержание игровых заданий довольно часто связано с мастерством, творчеством, содействует художественно-эстетическому формированию личности.
Так, правомерно сказать о таких функциях конкурсных программ как:
1. Познавательная – расширение кругозора, приобретение умений и новых знаний;
2. Коммуникативная – функция общения;
3. Воспитательная – действие на личность с целью её развития;
4. Рекреационная – восстановление физических и психотерапевтических сил;
5. самореализации человека и Функция самоутверждения, т.к. как раз в конкурсной программе он может продемонстрировать собственные знания, умения, реализовать собственный творческий потенциал.
Конкурс как форма досуговой программы имеет собственные особенности:
- Непросто отыскать предмет состязательности, занимательный и привлекательный для всех;
- Нереально прорепетировать всю программу;
- Малоизвестны заблаговременно результаты и ответы конкурсных заданий;
- Особенно ответственна роль ведущих;
- Нужна особая подготовки команд либо участников конкурса;
- Аудитория обязана также стать участником.
На протяжении проведения конкурсных программ сложилась их примерная структура:
- Вступительная часть: музыкальная либо зрелищная заставка, создающая торжественное настроение;
- Представление участников;
- Представление жюри;
- Приветствие, разминка, домашнее задание;
- Игровые формы конкурсных заданий, расположенные по степени сложности, чередующиеся с музыкальными заставками либо выступлениями творческих коллективов. Это смогут быть театрализованные либо эстрадно-сценические задания, турниры, эстафеты, викторины, шуточные аукционы, загадки и т.д. (по окончании каждого вида состязаний подводятся итоги);
- Подведение неспециализированного итога и награждение победителей.
Для сохранения динамичности, духа соревновательности нужно сохранять темпо-ритм программы, иметь варианты ответов на задания. И тут важную роль играется ведущий (либо ведущие) конкурса. Он обязан владеть хорошей дикцией, выдержкой, тактом, эмоцией юмора, правильным знанием условий для исполнения заданий, мочь функционировать в незапланированной обстановке.
Содержательную базу конкурса прекрасно дополняют, и усиливают эмоциональное действие на зрителя такие ясные средства, как:
- музыка (в живом звучании и в виде фонограмм);
- наглядное оформление (помещения, афиши, плакатов болельщиков, форма участников либо сценический костюм);
- художественные концертные номера;
- слова ведущего.
Кое-какие конкурсные программы требуют разработки параметров оценки либо регламентации числом и, возрасте участников, определения чётких условий проведения. В таких случаях разрабатывается Положение о конкурсе.
Положение включает в себя:
1. Наименование (тема) конкурса;
2. Цель и порядок его проведения;
3. условия и Сроки проведения;
4. Количественный и качественный состав участников, репертуар либо домашнее задание;
5. Критерии оценки результатов;
6. Состав жюри;
7. Определяются предлагаемые призы победителям;
8. Реквизиты организаторов для ответа вопросов организационного характера либо оказание методической помощи;
Положение утверждается советом, администрацией либо директором в зависимости от уровня конкурса (областной, межвузовский, открытый, районный и т. д.)
проведения конкурса и Методика подготовки включает в себя все разделы неспециализированной методики:
— создание инициативной группы либо оргкомитета по проведению конкурса;
— определение задач и целей, идеи и темы;
— разработку Положения о конкурсе;
— написание сценария конкурсной программы;
— подбор будущих участников конкурса и работу с ними;
— подбор ведущих конкурса;
— разработку конкурсных заданий соответственно возрасту и теме участников;
— формирование жюри;
— приобретение призов для награждения участников;
— оформление места проведения конкурса;
— репетиционно-постановочный процесс;
— подготовку художественных номеров, выступлений творческих коллективов;
— запись и подбор музыкального сопровождения.
Завершается вся подготовительная работа одной -двумя главными репетициями.
По окончании проведения конкурсной программы в обязательном порядке нужно совершить важное обсуждение, сделать важный анализ, дабы избежать повторения неточностей и закрепить самый удавшиеся моменты.