Конклюзии и начало печатных афиш

Наровне с фольклорными вариантами изобразительной рекламы со времени царствования Алексея Михайловича практикуется тиражирование профессионально изготовленных картин. «В конце XVII столетия фряжский стан для печатания эстампов на меди заведен был в царском дворце при Верхней, т. е. Придворной, типографии»37. Как раз с продукции этого стана ведет начало жанр конклюзии в русской культуре. Это понятие имеет пара значений. Нас интересуют конклюзии, являвшие комплекс гравированного (довольно часто аллегорического) изображения и текста приглашения на отвлечённые споры и придворные праздничные дни. Кое-какие конклюзии представляли собой изложение программы грядущего события. Так они совмещали три впоследствии расслоившихся рекламных жанра: зрелищную афишу, театральную пригласительный билет и программку.

Жанр конклюзии процветал при русском дворе во время правления царевны Софьи. Его с радостью применяли начальствующие лица Славяно-греко-латинской академии для приглашения знатных вельмож на устраиваемые тут философско-религиозные «диспутации», время от времени продолжавшиеся по два-три дня, и на игравшиеся студентами пьесы школьного театра. Часто компонентом конклюзии являлись строки посвящения события той либо другой влиятельной фигуре, например, софьиному фавориту князю В. В. Голицыну. Тем самым организаторы спора либо спектакля высказывали собственный упование на поддержку, покровительство и защиту той личности, которой направлялось посвящение.

Как мы знаем, придворный театр в Российской Федерации входит в обыкновение при царе Алексее Михайловиче, а при Петре I начинает покупать широкий публичный темперамент. Из этого потребность в широком оповещении о зрелищах потенциальных зрителей, с чем жанр конклюзии — изысканный, дорогой, элитарный — совладать не имел возможности. Наступает эра печатной театральной афиши.

В театральном музее им. Бахрушина возможно заметить афишу первого публичного театра, открытого по повелению Петра I в выстроенном для данной цели строении на Красной площади в 1702 году. Славянской вязью по яркому фону тут перечислены ожидающие визитёра «действа». Они имеют темперамент цирковых представлений.

Со стилистикой вербальной составляющей русских зрелищных афиш XVIII века возможно познакомиться по уже упоминавшемуся нами выше лубку, что посвящен прибытию «аглицких комедиантов». Слово «аглицкий» означало тип представления, а не национальность артистов труппы. О характере зрелища свидетельствуют изображения акробатов, гимнастки, жонглера, обрамляющие текст, что гласит:

«С милостивым позволением местных высоких командующих будет сюды прибывшая Аглицкая компания.

Во-первых, начинает младая женская персона больше как двадцатью позитурами, яко же тут продемонстрированы, чего нигде во всем свете не бывало, позже шутливая толстая мужская персона такие дивные скоки, которые против натуры являются быти, делает.

А по окончании паки женская персона — танец с десятью обнаженными шпагами… Первая фигура показывает на принципала, что на скрипке играется и купно танцует так дивно и штучно, что всяк удовольствован быть имеет»38.

В Екатерининское время театральные представления купили более цельный темперамент. В обеих столицах действовали стационарные театры, а к концу XVIII века к ним присоединилось большое число крепостных театров у князей Шереметьевых, Юсуповых, Голицыных и др.

Бытописатель М. И. Пыляев упоминает о том, что театральные афиши XVIII столетия назывались «перечневые». Они «печатались для лучшего объяснения публике хода и содержания представления»39.

Приведем еще один пример «перечневой» афиши. В этом случае таковую распространяли обладатели крепостного театра, расположенного в сельской глубинке. Текст дается в сокращении, поскольку его полное цитирование было бы через чур громоздким. Дабы передать «запах эры», сохраняем архаичную орфографию. «…Этого числа, опосля обеду по особливому сказу крепостными людьми прапорщика Алексея Денисовича совместно с крепостными брата его Маера (т. е. майора, — авт.) Петра Денисовича при участии духовного хора Александры Денисовны Юрасовских на домовом театре Сурьянинском

Представлено будет:

Разбойники Средиземного моря

либо Благодетельный Алжирец

громадной пантомимной балет в 3-х действиях, соч. Г. Глушковского, с сражениями, великолепным спектаклем и маршами.

Сия пиэса имеет роли, исполненныя отменною приятностью и полным удовольством, из-за чего на Петербургских и столичных театрах довольно часто играна и завсегда благосклонно публикою принимаема была. Особливо хороши декорации: наружная часть замка Бей, сражения и пожар.

За сим дано будет:

…Препотешной, разнохарактерной, комической, пантомимной дивертисман, с принадлежащими оному различными танцами, ариями, мазуркою, русскими, тирольскими, камаринскими, литовскими, казацкими… плясками.., а напоследок всево духовный хор крепосных людей Александры Денисовны Юрасовской выполнит пара партикулярных песен и припевов40.

Но не только театральные зрелища являлись объектами печатных афиш. В качестве таковых выступают народ и праздничные шествияные гулянья, организуемые правительством по случаю больших церковных дат и ответственных политических событий.

В прошлых главах мы разглядывали типы шествий, характерные для древней и средневековой западноевропейской культуры. Некоторые из них носят темперамент ритуального действия: такова повторяющаяся с каждым годом актуализация событий священной истории, содержащая элементы конфессиональной рекламы. В Российской Федерации подобную роль выполняли крестные ходы, которые связаны с церковными празднествами. В Москве они происходили в среднем один раз в тридцать дней. Особенной зрелищностью отличалось так именуемое «шествие на ослята», символизировавшее вход Иисуса Христа в Иерусалим незадолго до его казни.

Вот как обрисовывает данный зрелищный ритуал германский наблюдатель Адам Олеарий по результатам собственного участия в голштинском консульстве в первой половине 30-ых годов семнадцатого века: «в первых рядах, на большой и широкой, но низкой телеге везли дерево, на котором было нацеплено большое количество яблок, фиг и изюма. На дереве сидели четыре мальчика, певшие Осанна». Потом, говорит создатель, шли представители духовенства с кадильницами, дьяки и вельможи со свечами. «Позже следовал Князь в прекрасных одеждах и с короною на голове. Его вели под руки знатнейшие советники… Сам он вел за долгие уздцы лошадь патриарха. Лошадь была покрыта сукном; ей были приделаны долгие уши для сходства с ослом. Патриарх сидел на ней боком; на его белую круглую шапку, осыпанную весьма крупным жемчугом, кроме этого была одета корона. В правой руке его был золотой, осыпанный драгоценными камнями крест, которым он благословлял окружающий народ. Народ же очень низко кланялся и крестился на него и на крест его. Рядом с патриархом и сзади него шли митрополиты, другие священники и епископы, несшие то книги, то кадильницы. Тут же пребывали 50 мальчиков, одетых большею частью в красное; одни снимали перед Князем собственные одежды и расстилали их на дороге; другие же вместо одежды расстилали многоцветные куски сукна (локтя в два величиною) чтобы Патриарх и Великий князь прошли по ним»41.

Утверждение превосходства священства над светской властью тут демонстрировалось очень наглядно. Элементы конфессиональной рекламы находились тут, как и в иных ритуальных акциях, о которых говорилось ранее.

37 Забелин И. Домашний быт русского народа XVI-XVII столетий. Ч. 1 — М., 1985. С. 220.

38 Ровинский Д. Русские народные картины. В 5 т. Т. 2. — М., 1881. С. 72.

39 Пыляев М. И. Ветхая Москва. — М., 1997. С. 116.

40 Евреинов Н. Н. Крепостные актеры. — Л., 1925. С. 49-51.

41 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. — СПб., 1906. С. 138.

Как сделать афишу в фотошопе

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector