События «исторического периода» распределены на четыре раздела: предыстория Троянской войны (XI, 194-785); Троянская война от жертвоприношения Ифигении до превращения Гекубы (XII, 1 – XIII, 622), причем события, изображенные в «Илиаде», не пересказываются, а замещаются повествованиями Нестора о кентаврах и лапифах, о Периклимене и Геркулесе; странствия Энея (XIII, 623 – XIV, 440); италийские сказания (XIV, 441 – XV, 745). Венцом всей огромной цепи метаморфоз призваны стать рассказ о превращении Юлия Цезаря в звезду и предреченное обожествление Августа (данный мотив подготовлен в последнем разделе – обожествлениями Энея, Ромула, Герсилии).
Границы разделов практически нигде не совпадают с членением на книги; более того, время от времени цельный эпизод переходит из книги в книгу. Это светло показывает, что Овидий стремился не к четкому композиционному делению; его цель – создать чувство непрерывности повествования, написать «carmen perpetuum» – «постоянную песнь» (I, 4). Этому же содействуют светло чувствуемые читателем аналогии либо контрасты настроений либо мотивов в смежных эпизодах, мотивные реминисценции, заставляющие отыскать в памяти какой-либо из эпизодов предшествующих и заметить в нем предвосхищение будущего (к примеру, превращенье в растения любимых Аполлоном Гиацинта и Кипариса заставляет отыскать в памяти о метаморфозе Дафны). Одновременно с этим читательский интерес без конца поддерживается полной непредсказуемостью того, где и в то время, когда данный эпизод будет происходить. Место действия поэмы в целом – вся вселенная, время действия – от сотворения мира до современности поэта. Мгновенные перемещения всевышних, полет Медеи в колеснице, запряженной драконами, Персея – на крылатых сандалиях и т. п. – вот внешние мотивировки неожиданных смен места действия кроме того в отдельных эпизодов. Вставные эпизоды в рассказах персонажей переносят читателя не только в второе место, но и в прошлое, прерывая мнимохронологическую последовательность событий. Сама композиция «Метаморфоз», – все время подгоняющая читательский интерес вперед, к новому и неожиданному, и вместе с тем контрастами и аналогиями мотивов оживляющая в памяти прежнее, прочтённое, – динамически напряжена в этом двойственном устремлении.
36.Поздняя лирика Овидия: ее образы и основные мотивы.
Поздняя лирика Овидия.
Талант автора угасает в ссылке. Произведения периода:
Скорбные песни складывается из пяти книг элегических двустиший. В книгах он обрисовывает прощальную ночь в Риме, обращается к приятелям, жене, сетует на судьбу. Вторая книга – жалобное моление к Августу о помиловании. Автобиография: определим о его отце, трех браках, склонности к поэтическому творчеству.
«Письма с Понта» воображающие собой элегии в четырех книгах. Однообразие тона, сетования на судьбу, просьбы о помиловании. Новостью есть обращение к влиятельным приятелям с упоминанием их имен, чего раньше Овидий не делал, опасаясь навлечь бешенство Августа со собственных адресатов.
«Ибис», «Рыбная ловля», «Орешник» — или незаконченные, или малоинтересные, или вызывающие большие сомнения в плане авторства.
Пушкин подмечает, что в последних более подлинного эмоции, больше простодушия, более индивидуальности и менее холодного остроумия. какое количество яркости в описании чужой земли и чуждого климата, сколько живости в подробностях! и какая грусть о Риме, какие конкретно милые жалобы!.
37. его роль и Роман в литературе Древнего Рима. Роман Петрония «Сатирикон»
Роль романа в литературе. Петроний «Сатирикон»
Римский роман. Греческий роман и романтический и приключенческий. Римский же более приключенческий. Он отвечает реалиям судьбы, каковые завлекают читателя того времени. Греческие романы далеки от судьбы. В них в большинстве случаев изображались необычайной красоты любовники, целомудренные люди, их разлука, поиски друг друга, приключсения, преследования со стороны какого-либо божества и либо легко удары судьбы, битвы меду соперниками и, наконец, встреча соперников.
Петроний (Арбитр?) деятельный и умелый в исполнении консульских обязанностей. Был принят в число приближенных Нерона. Был обвинен в участии в заговоре Пизона, не ждя решения суда, покончил с собой. Последние часы совершил на пиру среди друзей. Перед смертью отправил Нерону собственного рода завещание, в котором заклеймил его преступные деяния и разврат.
«Сатирикон» либо «Книги сатир» произведение дошло в отрывках. Попытки вернуть произведение – неудачны.
Содержание:
Главными храбрецами Сатирикона являются бродяги, юноши Энколпий, Аскилт и мальчик-ребёнок Гитон. Позже к данной компании присоединяется бывший ритор-преподаватель, старик Эвмолп. Все они развратники, преступники, люди, попавшие на дно римского общества. Двое из них, Энколпий и Эвмолп, достаточно опытные люди, они разбираются в литературе, мастерстве, Эвмолп пишет стихи. Бродяги скитаются по Италии, живут подачками богатых людей, к каким их для развлечения приглашают то на обеды, то на ужины. Храбрецы при случае не прочь что-либо похитить. На протяжении собственных скитаний они, не считая Аскилта, попадают в город Кротон, где Эвмолп выдает себя за богача из Африки и распускает слух, что покинет собственный наследство тому из кротонцев, кто будет за ним лучше заботиться. Таких охотников нашлось много, матери кроме того отдают собственных дочек в любовницы Эвмолпу в надежде взять достаток старика по окончании его смерти.
В довершение всего Эвмолп объявляет претендентам на его наследство, что они должны по окончании его смерти разрубить труп и съесть его.
На этом рукопись обрывается.
Сатирико-бытовой приключенческий роман. Продемонстрированы разные социальные группы. Создатель пессимистически наблюдает на его настроение и жизнь передается его храбрецам, каковые не видят цели в жизни.
Они довольно часто говорят, что кругом царит произвол, что везде — власть золота.
Так, Энотея говорит (гл. 137):
Тех, кто с деньгами, постоянно подгоняет ветер попутный,
Кроме того Фортуной они правят по воле собственной. Стоит им захотеть,- и в жены заберут хоть Данаю,
Кроме того Акрисий-отец дочку доверит таким, Пускай богач слагает стихи, выступает с речами,
Пускай он тяжбы ведет — будет Катона славней. Пускай, как законов знаток, собственный выносит ответе —
Будет он выше, чем встарь Сервий иль сам Лабеон. Что толковать? Захоти чего желаешь: с деньгой да со взяткой
Все ты возьмёшь. В мошне в наше время Юпитер сидит… (Б. Ярхо.)
В то время, когда Энколпий и Аскилт заметили потерянную ими тунику в руках поселянина, то один предлагает обратиться с просьбой о помощи к суду, а второй ему быстро возражает (гл. 14):
Что нам окажет помощь закон, в случае если правят в суде лишь деньги,
В случае если бедняк никого не одолеет вовек?
Да и те мудрецы, кто котомку киников носят,
Также за деньги иногда истине учат собственной.