Подходы к появлению человека как биологического существа, как социального и духовного существа конкретизируются в разных концепциях антропогенеза, т.е. концепция происхождения человека. К главным из них относятся:
1. Неспециализированная теория космологической эволюции, в соответствии с которой эволюция космоса направлена в сторону увеличения свободы, целенаправленности материальных объектов, одним из которых есть и человек. Но человек не просто пассивно вовлечен в космическую эволюцию. Он деятельно, при помощи собственной деятельности участвует в этом ходе.
2. Синтетическая теория эволюции. Сущность, которой в том, что человек рассматривается в целом как следствие генетических мутаций и естественного отбора.
3. Теория трагедий Ж. Кювье, который считал, что появление человека имеется итог неожиданного, огромного, качественного, быстрого трансформации в структуре земной поверхности, т.е. природной трагедии.
4. Несколько религиозных и мифологических концепций, связывающих происхождение человека с фантастическими деяниями мифических персонажей либо с актами божественного творения. К примеру, в христианстве человек рассматривается как подобие и образ всевышнего, как один из объектов мира сотворенных Всевышним. В Древнеиндийской мифологии считается, что люди, как и вся земная природа, появились из разных частей вселенского, огромного прачеловека ? Пуруши. В первобытных племенах было распространено религиозное верование — тотемизм, сущность которого содержится в освящении растений, животных либо явлений природы, каковые считаются предками данного рода либо племени.
5. По показателю места происхождения человека выделяются:
O Афроцентристская концепция, заключающаяся в том, что человек появился в Африке;
O Азиоцентристская концепция, утверждающая, что люди показались в Азии;
O Евроцентристская концепция, полагающая, что человеческий род зародился на территории современной Европы;
O Полицентристская концепция, приверженцы которой заявляют, что люди показались сходу в нескольких местах планеты, где для этого сложились подходящие условия.
6. Уфологическая концепция отстаивает точку зрения о том, что человек случился от внеземных существ, каковые посещали Почву и оставили на ней людей в качестве экспериментальных существ с целью ответа на вопрос: «Приживутся ли они в условиях Почвы?». Все прошлые виды гоминид (синантроп, питекантроп, австралопитек и пр. архантропы) не выжили.
7. Концепция трудовой теории антропогенеза. Эта концепция есть самая признанной в XX в. среди ученых по обстоятельству громадного количества подтверждающих её фактов. Она господствует в науке с середины XIX в. и вытекает из учения биоэволюции Ч. Дарвина. Эта концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных мартышек. Современный вариант данной концепции связывает трудовую деятельность с природными факторами на протяжении становления человека. К ним относятся:
- Активная деятельность вулканов;
- Горообразовательные процессы;
- Изменение климата;
- Повышенный естественный радиационный фон;
- Космические действия.
Предполагается, что эти факторы имели возможность послужить обстоятельствами мутации, каковые в единстве с естественным отбором стали причиной происхождению гоминидного квартета биологических показателей:
v Тела, приспособленного для прямостояния и прямохождения;
v Развитой для узкого манипулирования кисти рук;
v Развития громадных полушарий головного мозга;
v Появления обнажённой кожи.
Одновременно с этим появляется гоминидная триада социальных показателей:
1. Мышление;
2. Членораздельная обращение;
3. Трудовая деятельность.
Происхождение человека имеется процесс, который связан с прекращением видообразования и с началом новой творческой эволюции. В соответствии с трудовой концепции не природные трансформации, а труд явился решающим причиной происхождения человека. Развитие трудовой деятельности сопровождалось одновременным развитием мышления и языка. Что привело, в конечном итоге, к появлению первых публичных взаимоотношений. Результаты труда неспешно накапливались и создали особенный мир человека, его культуру.
7.2 Происхождение человека — Философия для бакалавров