Концентративная и деконцентративная стратегии.

Удачно выполненный психотехнический прием изменяет актуальное психологическое состояние. Новое использование того же либо иного приема переводит психику в новое состояние. Кое-какие психотехнические приемы выводят психику за пределы простых состояний, нормативных для данной культуры и нужных для жизнедеятельности. Кое-какие из этих ненормативных (среди них и сверхнормативных) состояний мимолетны, но имеется и пространство стабильных состояний, лишенных значения культурной нормы и потому именуемых поменянными . Терминологические границы между понятиями «состояния сознания» и «психические состояния» до сих пор совсем не установились и обычно эти термины употребляются как синонимы. Мы будем применять термин «психологические состояния» для различий и характеристики вариаций в рамках одного класса нормативных состояний. Для выражения же различий между классами состояний, и, тем более, различий между нормативными и ненормативными состояниями, будем говорить о «состояниях сознания», сознавая зыбкость терминологических границ и, самое основное, отсутствие фундаментальных работ по их различению.

Говоря о принципиальных различиях, мы должны ввести собственного рода масштаб состояний. Нам известно три нормативных состояния, нужных и достаточных для адекватного поведения и сохранения жизнедеятельности человека в течение его жизни — бодрствование, сон со снами (стремительный сон) и сон без сновидений (медленный сон). Различия для того чтобы же масштаба и будем именовать различиями между состояниями сознания, а меньшего — различиями между психологическими состояниями. Состояния сознания, не совпадающие ни с одним из трех нормативных состояний, будем именовать поменянными состояниями сознания.

От каждого психотехнического приема идут траектории трансформации психологических состояний впредь до поменянных состояний сознания. Эти траектории формируются последовательным применением тех либо иных приемов.

Сравним психотехнические траектории, идущие от концентративных и деконцентративных приемов.

Нам необходимо выяснить то начальное состояние сознания, к которому используется и КВ и дКВ. Существует множество классификаций состояний сознания. Мы воспользуемся классификацией, данной Вьясой во «Вьяса-бхашья» — комментариях к «Йога-сутра» Патанджали.[20]Для нас она владеет особенной сокровищем, потому, что состояния сознания рассматриваются как соотнесенные со ступенями сосредоточения.

Комментируя первый афоризм Патанджали, Вьяса пишет:

«Йога имеется сосредоточение, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях. Ступени сознания: блуждающее, тупое, произвольно направленное, собранное в точку, остановленное».

Т. о., рассматриваются пять состояний сознания:

Ksipta , «блуждающее», рассеянное, неспокойное, спонтанно направленное на внешние объекты, нестабильное, с преобладанием энергетического (radjas) компонента;

Mudha , «тупое», «ослепленное», направленное на все объекты в один момент без их выделения и различения преимущественных, с преобладанием инерционного (tamas) компонента;

Viksipta , «произвольно направленное», «рассеянное», «разбросанное», избирательно и довольно стабильно направленное на определенный объект, но без конца прерываемое и сменяющее собственный объект;

Citta-ekagrata , «собранное в точку», реализуемое при помощи преодоления процесса спонтанной избирательности (т. е. состояния viksipta ), стабильно направленное на объект и “высвечивающее» его, “как он существет в действительности”, достигшее предела избирательности;

Niruddha , «остановленное», остановленное на самом себе, прекратившее собственный развертывание.

Конечно, тут напрашиваются сопоставления. Ks?ipta , исходное, неорганизованное состояние сознания может перейти или в viksipta (чему в отечественной совокупности соответствует начало перемещения к КВ), или в mudha (начальная фаза дКВ). Т. о. траектория последовательных трансформаций исходного состояния сознания разветвляется. Предстоящее перемещение по концентративной ветви ведет к citta-ekagrata (глубокой КВ, при которой в поле внимания остается лишь один объект), а по деконцентративной — к состоянию, аналога которому в тектсе Вьясы нет, к состоянию, в котором внимание всецело распределено по всему полю восприятия без выделения преимущественных объектов, но в котором инерционный компонент замещен энергетическим. Поле восприятия перевоплощено в фон, что есть единственным “объектом” сосредоточения. Это не состояние citta-ekagrata, потому, что фон не владеет чертями дискретного объекта, но и не состояние niruddha , потому, что предмет сосредоточения — фон — владеет качественной определенностью, этостью , и этим он отличается от множества вторых фонов .

Предстоящее углубление и КВ и дКВ приводят к однообразному результату — состоянию niruddha . В первом случае внимание утрачивает единственный объект КВ и переходит к КВ на чистом сознании, во втором дКВ переходит к базе всех фонов — чистому сознанию. Но и это не предел. Чистое сознание или включает в себя возможности появления новых организованных структур и соответствующего им фона, или нет. Этому соответствует «самадхи с семенем» и «самадхи без семени».

Но КВ и дКВ и йогическая техника сосредоточения включены в разные контексты. Йога преследует не технологические цели, а сакральные. Настоящие процедуры в йоге сопровождаются бессчётными приемами, разрешающими не упускать из виду трансцендентные цели, ничего общего не имеющие с прагматическими задачами психотехнологий. Исходя из этого тут не идет обращение о гомологиях. Состояния подобны, но они порождаются совсем другой цепочкой приемов, формируются на базе разных классов состояний, приобретают разную интерпретацию и переходят состояния, каковые нельзя отождествить.

???Новости Стратегий #10 — Самые ожидаемые стратегии 2019 года: новые RTS, пошаговые, тактические

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector