Коммуникативные методы

Следующая, вторая, закономерность, которую методика берет за базу второй группы способов, определяет назначение, функцию языка быть средством общения, коммуникации, и самовыражения.

В случае если язык — средство общения, то обращение — само общение с помощью языка. В случае если язык — средство внутреннего диалога, самовыражения, то «обращение для себя» и имеется самовыражение, творчество.

В этом случае «коммуникация» понимается в широком смысле: это и сообщение поколений, и сообщение времен…

Из коммуникативной функции языка выводится вторая несколько способов обучения речи, вернее — развития речи обучающихся: коммуникативные способы.

Требования, установки этих способов:

во-первых, любое высказывание обучающегося, устное либо письменное, как и взрослого, очевидно, мотивировано: вытекает из потребности что-то сообщить либо написать, с кем-то вступить в контакт, поделиться чувствами и своими мыслями. Эта потребность, со своей стороны, вытекает из так называемой речевой ситуации, сложившейся в жизни либо созданной искусственно, с педагогической целью. Предпочитая естественные обстановки, коммуникативные способы допускают в учебных целях и создание искусственных: диалогов, споров, дискуссий, ролевых игр, переписки, бесед на экскурсиях и прогулках.

Кроме того в неестественных обстановках мотивация быстро повышает самостоятельность получающих образование речевой деятельности;

во-вторых, говорящий либо пишущий должен быть в достаточной мере подготовлен к содержательному высказыванию, т.е. ему нужно располагать широким, точным, значимым (личностно либо социально) материалом для собственного выступления. Данный материал, в большинстве случаев, никто ему не подсказывает (как в имитативной методике). Без свободного владения материалом школьник не сможет осуществить акт коммуникации, ее цель не будет достигнута: Сам материал должен быть подвергнут систематизации, структурированию, должен быть отобран. Содержание должно быть подчинено авторскому плану, высказывать авторский взор, должно быть расположено логично, по продуманному замыслу;

в-третьих, коммуникативная цель будет достигнута только в том случае, если обучающийся достаточно обладает языковыми средствами: богатым и прекрасно активизированным словарным запасом, способностью скоро и точно образовывать грамматические формы, строить предложения и связывать их в тексте, если он может выбирать наилучшие средства языка для данной коммуникативной ситуации;

в-четвертых, обращение обучающегося, его рассказ либо произведение действительно играют свою роль в общении, в жизни. В случае если это вопрос — на него должен быть дан ответ; в случае если это рассказ — он должен быть прочтён либо выслушан классом, на него должен быть дан отклик; произведение должно быть прочтено хотя бы одним человеком; выраженные мысли должны быть обсуждены, приняты либо отвергнуты; в случае если это письмо оно прочитывается адресатом, пишется ответ; в случае если это статья, заметка она должна быть помещена в газете, в издании либо мотивированно отвергнута. Кроме того простой ответ ученика на уроке, с позиций коммуникативного способа, является мотивированным высказыванием, которое будет действенно, в случае если включено в совокупность познавательной деятельности всего класса.

Коммуникативные способы опираются па теорию речевой деятельности, в частности на исследование речевого акта: способ учитывает все его ступени — и ситуативную, и мотивационную, и воспри&на данный момент;ятие собеседником, и обратную сообщение.

Коммуникативные способы имеют собственный комплект приемов, средств обучения, типов заданий упражнений:

создание речевых обстановок либо выбор их из потока судьбы;

ролевые игры, труд, экскурсии и походы, картины, намерено организованные наблюдения, другие методы накопления материала, впечатлений;

каждые виды деятельности, каковые смогут привести к потребности высказываний;

рисование картин, ведение записей и дневников;

создание сюжетов по воображению, а также сказочных;

выбор разнообразных жанров — докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы;

наконец, «пробу пера» — литературно-творческие попытки в прозе, в стихах, в драматических жанрах. По последней причине способ часто именуют коммуникативно-творческим.

Разглядываемый способ предполагает совокупность умений обучающихся, реализуемых (и формирующихся) в ходе различного рода письменных и устных речевых упражнений — произведений и пр. В большинстве случаев выделяют семь групп таких умений, в собственной последовательности создающих методику:

умения, которые связаны с темой произведения, с ее пониманием, определением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы;

умение подчинить, собственный произведение определенному плану, выразить в нем собственную идея, собственную позицию, собственные эмоции, отношение к лицам, их поступкам и пр.;

умения собирать, накапливать материал, отбирать ответственное, основное и второстепенное в соответствии с замыслом и темой;

умение систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять замысел, трудиться над композицией — началом, завершением;

умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста, в устном варианте — обдумывание интонаций, обращений и пр.;

умение составлять текст, в устной речи — импровизировать, в письменной — записывать без неточностей, располагать текст на листах, дробить его на абзацы (в ветхой риторике данный этап именовали акцио — выполнение);

умение совершенствовать написанное, редактировать (устное слово вылетело не поймаешь), контролировать орфографию, пунктуацию.

Добавим к сообщённому: умение критически разбирать собственную и чужую обращение, элементарно рецензировать произведения вторых обучающихся, и растолковывать допущенные неточности, выявлять их обстоятельства, методы проверки.

Необходимо помнить, что произведения, рассказы владеют огромной воспитательной силой, это самовыражение личности ученика. Сочинение имеется метод включения детей в социальную судьбу, в общение. Большую роль играется и выбор тем: о России, ее истории, о природе, о людях, на литературные темы, о добром и красивом, о познании и труде.

Казалось бы, два способа — «по примерам» и коммуникативный -в достаточной степени снабжают практику развития речи детей. Но для полноты нужен еще один способ, что опирался бы на закономерности языка (отметим, что первый способ опирается на литературные образцы, второй — на потребность общения), на изучаемый в школе материал, что ученики имели возможность бы сознательно применить, конструируя предложения и текст.

Коммуникативные методики. За и против.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector