Каждый — личность

Елена Макарова

ЗАПИСКИ ПЕДАГОГА

Москва, «Мастерство в школе», 1996

«ВЫСВОБОДИТЕ СЛОНА»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Елена Макарова — автор (создатель двух сборников повестей и рассказов), скульптор, живописец (собственные литературные произведения она иллюстрирует сама), превосходный педагог. Все это вы почувствуете по первым же страницам данной книжки. Разностороннее дар — не так ли? По-моему, нет. Мне думается, что это только различные проявления одного — главного дара. Елена Макарова — человек, страно ярко не забывающий собственный детство. В то время, когда просматриваешь ее автобиографические произведения, осознаёшь, что каждое событие, относящееся к четырех-пятилетнему возрасту, она переживает, как произошедшее день назад.

Как нам иногда не достаточно данной живой памяти о собственном детстве! Как тяжело не редкость осознать собственного ребенка, прочесть, что прячется за его молчанием либо капризами. Основная цель данной книжки — достучаться до взрослых, спрятавшихся за собственными взрослыми делами, предрассудками и представлениями. Ребенок не в состоянии пробиться через данный барьер. По счастью, находятся взрослые, каковые по праву становятся полномочными представителями детей. Такими людьми были Корчак, Сухомлинский. Они учили нас — своих родителей — обожать детей. Эту эстафету в числе лучших педагогов приняла Елена Макарова.

Эта книжка не только о том, «как обожать детей» (цитирую наименование одной из книг Януша Корчака). Она еще об обучении лепке. Но как ни необычно, в ней нет практически никаких практических советов. Ни изложения конкретной методики обучения, ни совокупности последовательно усложняющихся заданий. Возможно, многие родители будут разочарованы. Где же советы по эстетическому формированию ребенка? Где рецепты формирования художественных свойств?

Дорогие родители, не торопитесь. Прочтите книжку еще раз — возможно, вы увидите то, что пропустили при первом чтении, торопясь добраться до «главного»: правильных и четких указаний по организации занятий с ребенком. Основное не это. Основное — позиция педагога, метод общения с ребенком, неспециализированный подход к предмету (в этом случае — лепке). Без этого каждая методика мертва, бездушна. В лучшем случае она окажет помощь научить ребенка техническим навыкам, но содействовать художественному развитию, формированию свойств, непременно, не будет.

Так попытайтесь почерпнуть из книжки то, что в ней имеется, а не искать то, чего нет. Кстати, кое-какие методические приемы — и очень увлекательные — Елена Макарова обрисовала. Но вот беда: среди них нет и не может быть приемов универсальных, пригодных для каждого ребенка. Исходя из этого и приводятся они лишь в качестве примеров: смотрите, как изобретается методика для Тани, для Вовы, для Маши. Если вы осознали — нет, вернее сообщить, прочувствовали — педагогическую (и просто людскую) позицию, изложенную в книжке, вы сами сможете изобрести методику для собственной дочки либо собственного сына. Точно она окажется для вашего ребенка нужнее, чем самая идеальная методика, рассчитанная на «ребенка по большому счету». В данной книге большое количество обобщений и психологических наблюдений. Я не рискнул бы назвать их научными в строгом смысле слова. Скорее, это те «донаучные» обобщения, каковые помогают необходимым трамплином для фактически научного изучения. Их база — пристальный интерес к людям, «вчувствование», интуитивное познание ребенка, свойственные всем хорошим педагогам.

Для самой Елены Макаровой психотерапевтические наблюдения являются материалом, из которого рождаются педагогические выводы. Но не будут ли фальшивыми выводы, основанные на «донаучном» материале? В принципе такая опасность существует, но, на мой взор, Макаровой она не угрожает. Ее педагогика по самой собственной сути экспериментальна. Любое предположение, не подтверждающееся на практике, отвергается. А если оно «работает», то разве так уж серьёзна теоретическая обоснованность исходных посылок?

К сожалению, таковой подход видится нечасто. Я уж не говорю о опытных педагогах, но кроме того родители иногда годами пробуют воплотить в судьбу собственные воспитательные идеи, не подмечая того, что развитие ребенка не укладывается в эти идеи, уродуется в их прокрустовом ложе.

И последнее, что мне хочется отметить в данной книге,— подход автора к проблеме опытной подготовки «живописца (в самом широком смысле слова). Макарова совершенно верно отметила самое острое несоответствие, характерное для современного обучения в данной сфере: мы желаем воспитать творца, а учим его воспроизводить шаблоны — пускай кроме того великие. Желаем, дабы он высказывал собственный неповторимое отношение к миру, а учим повторять чужое.

Но так как обучение нереально без образцов, без передачи человеку того, что накоплено людской культурой за многие столетия. Как же быть? Создатель отвечает: давать ребенку лишь те ясные средства, потребность в которых уже созрела на протяжении предшествующего развития, отвечать на запрос, исходящий от самого ребенка. Не утопия ли это? Не знаю. Но в случае если и утопия, она показывает верное направление поиска.

В этом мелком предисловии я не пробовал дать путеводитель по книге, которую вы на данный момент прочтете. Я желал только обратить ваше внимание на серьезность поставленных в ней неприятностей. Надеюсь, что за непритязательными историями об родителях и отдельных детях вы рассмотрите глубокие и эмоционально насыщенные размышления Елены Макаровой о детях, об искусстве, о Человеке.

Венгер Л.А.,

профессор психологии

Фильм АВТОБУС серии 1-4 Любой новый пассажир-личность Комедия, мелодрама приключения HD

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector