Тони извлекает ключи из зажигания. Ему необходимо что-то теребить, пока он говорит.
— Все то время, что мы ехали и просто сидели в машине, кроме того в то время, когда тебя тошнило, я пробовал придумать, как тебе поведать, — начинает он.
— Ты увидел, что я не испачкал твою машину.
— Угу, — радуется он, глядя на ключи. — Благодарю. Я это ценю.
Закрываю дверь автомобили, думается, мне стало лучше.
— Она пришла ко мне, — говорит Тони. — Это был мой шанс.
— Для чего?
— Клэй, ты же знаешь, почему мы тут.
— У меня также был шанс. — Снимаю наушники. — На вечеринке. Тогда как мы целовались, у нее началась истерика, а я и не догадывался, в чем обстоятельство. Я имел возможность бы что-нибудь для нее сделать.
В машине мрачно и негромко. Окна закрыты, а окружающий мир, наверное, замер.
— Мы все виноваты, — говорит он. — По крайней мере, частично.
— Итак, она пришла к тебе…
— С велосипедом. С тем самым, на котором ездила в школу.
— С голубым, — вспоминаю я. — Дай-ка я додумаюсь — ты снова копался в машине?
— Кто бы имел возможность поразмыслить, — смеется он. — Но она ни разу ко мне не заходила, исходя из этого я был пара удивлен. Но мы наподобие мало общались в школе, исходя из этого я не придал этому особенного значения. Что было необычно, так это обстоятельство, по которой она зашла.
— Из-за чего?
— Она желала дать мне собственный велосипед. — Я не вижу выражения его лица, поскольку он отвернулся, но слышу, как глубоко и не легко он дышит. Его слова повисли в воздухе. — Она желала, дабы он остался у меня. Ей он был больше не нужен. В то время, когда я задал вопрос из-за чего, она просто пожала плечами. Это был символ. Но я его не увидел.
— Она раздавала собственные вещи.
— Она заявила, что я был единственный, кому, как ей казалось, был нужен велик. — Тони кивает головой. — Я водил самую ветхую в школе машину, сообщила она, и в случае если тачка внезапно сломается, у меня должен быть запасной вариант.
— Но эта крошка ни разу не ломалась, — говорю я.
— Да что ты, с ней неизменно какие-то неприятности, — отвечает он. — Легко я неизменно все скоро чиню. Я сообщил Ханне, что могу забрать велик лишь при условии, что она заберёт у меня что-нибудь вместо.
— И что ты ей дал?
— Ни при каких обстоятельствах этого не забуду, — говорит он, глядя на меня. — Ее глаза, Клэй. Она наблюдала на меня не отрываясь и внезапно разрыдалась. Она ничего не делала, мы , как нежданно у нее по щеке потекла слеза, позже еще одна. — Он смахивает слезы и проводит рукой по губам. — Я должен был что-нибудь сделать. Она давала нам символы, но мы не желали их подмечать.
— Что Ханна желала за собственный велосипед?
— Она задала вопрос, откуда у меня кассеты, каковые всегда играют в машине. — Тони наклоняется вперед совершает глубочайший вдох. — И я поведал, что записываю их сам на стареньком папином магнитофоне. — Он делает паузу. — И она задала вопрос, нет ли у меня какого-нибудь оборудования, которое может записывать голос.
— О боже.
— К примеру, диктофона. Либо чего-то похожего. Я не спросил, для чего он ей, подождать, пока схожу за ним.
— Ты дал ей диктофон?
— Клэй, я понятия не имел, что она планирует с ним делать!
— Находись-находись-находись. Я тебя ни в чем не обвиняю, Тони. Но она кроме того не намекнула на то, что планирует сделать?
— Как ты думаешь, сообщила бы она мне, если бы я задал вопрос?
Нет. К этому времени она уже все для себя решила. Если бы она желала, дабы ее кто-нибудь остановил, спас от самой себя, она знала, что может обратиться ко мне.
— Она бы ничего не сообщила, — соглашаюсь я.
— Через пара дней, — продолжает Тони, — в то время, когда я пришел к себе по окончании школы, то заметил на крыльце коробку. Я отнес ее в помещение и начал слушать запись. Но это была какая-то ерунда.
— Она оставила тебе какую-нибудь записку?
— Нет. Лишь кассеты. Я ничего не имел возможности осознать, по причине того, что в тот сутки у нас с Ханной был неспециализированный урок, и я не забываю, что она была в школе.
— Что?
— Исходя из этого в то время, когда ко мне попали записи, то я их скоро перемотал, дабы определить, упоминается ли в них мое имя. Но его в том месте не было. И тогда я выяснил, что она покинула мне второй набор пленок. Исходя из этого я поспешил позвонить ей к себе, но никто не отвечал. Тогда я позвонил в магазин ее своих родителей, определить, нет ли ее в том месте. Они задали вопрос, все ли у меня прекрасно, по причине того, что, уверен, голос мой звучал мало необычно.
— Что ты им сообщил?
— Заявил, что что-то не так, что им необходимо поскорее ее отыскать. Но я не имел возможности растолковать из-за чего. — Он набирает в грудь побольше воздуха. — А на следующий сутки она не пришла на занятия.
Я желал сообщить ему, как мне жаль, что я не могу представить, каково ему было. Но после этого я поразмыслил о том, что будет на следующий день в школе, и осознал, что все это мне также предстоит — заметить людей, о которых говорит Ханна, в первоначальный раз по окончании того, что я о них определил.
— Возвратился к себе я рано, — говорит Тони. — Притворился, что плохо себя ощущаю. В действительности так оно и было, я не имел возможности прийти в себя еще пара дней. Но в то время, когда я опять смог пойти в школу, Джастин Фоли уже смотрелся как линия. Позже Алекс. И тогда я поразмыслил: прекрасно, большая часть из них заслуживают этого, исходя из этого я буду делать то, о чем она просила, и удостоверюсь, что вы все услышали то, что она желала сообщить.
— Но как тебе это удается? — задаю вопросы я. — Как ты додумался, что кассеты у меня?
— С тобой было несложнее несложного, — отвечает он. — Ты похитил мой плеер, Клэй.
Мы оба засмеялись, и мне стало легче. Это похоже на хохот на похоронах, неуместный, но таковой нужный.
— А вот с другими было нужно помучаться. Я бежал к машине, когда звенел последний звонок, и подъезжал к лужайке перед школой как возможно ближе. Пары дней хватало, дабы прослушать записи. Исходя из этого, зная, кому на данный момент должны достаться кассеты, я ожидал до тех пор пока он, либо она, выйдет из школы, по окончании чего приветственно махал ему рукой и кликал по имени.
— А позже ты , взяли ли они записи?
— Нет. Они бы стали все отрицать, согласен? Исходя из этого я брал кассету и предлагал им сесть в машину, дабы послушать новую весьма крутую песню. Любой раз я ожидал, как они отреагируют.
— И тогда ты включал одну из записей Ханны?
— Нет. Если они не удирали, то я какую-то музыку, — растолковывает он. — Первую, что попадалась под руку. А они сидели рядом и думали, какого именно черта мы слушаем эту ерунду. Но в случае если я появился прав, то они сидели со стеклянными глазами, очевидно думая о чем-то втором.
— Отчего же она выбрала тебя? Из-за чего дала тебе второй экземпляр собственной исповеди?
— Не знаю, — отвечает он. — Единственная идея, которая приходит мне в голову, — по причине того, что я дал ей диктофон. Она считала, что я смогу остаться вне данной истории.
— Тебя нет в перечне, но ты все равно один из нас.
— Мне необходимо ехать. — Он наблюдает в лобовое стекло и потирает руль.
— Я не желал тебя обидеть. Честно.
— Знаю. Но уже поздно, отец начнет тревожиться, не сломалась ли у меня машина.
— Что, не желаешь, дабы он снова ковырялся под капотом? — Открываю дверь, а после этого кое-что вспоминаю, перед тем как уйти. — Мне необходимо, дабы ты кое-что для меня сделал. Можешь поздороваться с мамой?
— Не вопрос.
Просматриваю в телефоне последние вызовы и набираю мамин номер.
— Клэй?
— Здравствуй, мам.
— Клэй, ты где? — Ее голос звучит рассерженно.
— Я не заявил, что, быть может, задержусь.
— не забываю. Легко считала, что ты позвонишь раньше.
— Забудь обиду, у меня еще имеется дела. Вероятнее, нужно будет остаться ночевать у Тони.
Передаю ему трубку.
— Здравствуйте, госпожа Дженсен.
Она задаёт вопросы, не выпивал ли я.
— Нет, мэм. Клянусь.
— Ну, прекрасно. Вы же готовите какую-то работу по истории, так?
Я содрогнулся.
— Угу.
Я заявил, что зайду к себе перед школой, дабы переодеться и забрать книжки, по окончании чего мы простились.
— Где ты планируешь остаться? — задаёт вопросы Тони.
— Не знаю. Может, возвращусь к себе. Я просто не желаю, дабы она волновалась, в случае если я все-таки не приду.
Тони поворачивает ключ, машина заводится, и он включает фары.
— Желаешь, дабы я тебя куда-нибудь подвез?
— На этих пленках я тут. — Я держусь за створку и киваю в сторону дома. — Но в любом случае благодарю.
Он снова наблюдает прямо перед собой, на дорогу.
— Благодарю тебя, — вместо прощания говорю я.
Я ему благодарен не только за то, что он вот так ездил со мной, а за что-то большее: за то, как он отреагировал, в то время, когда я расплакался, как пробовал меня рассмешить в самую ужасную ночь в моей жизни.
Приятно осознавать, что кто-то осознаёт, что я слушаю, через что я на данный момент прохожу. И мне делается не так страшно слушать дальше.
Выбираюсь из автомобиля и захлопываю створку.
Тони уезжает.
Я нажимаю кнопку «Проигрывать».
В. В. Кирюшин: Шедевры всемирный классики. Кассета №19. Сторона А