Картины природы в поэме м. ю. лермонтова «мцыри» и их значение

Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» несложен. Это история маленькой судьбе Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри поведана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ? это монолог храбреца о трех днях, совершённых на свободе и давших храбрецу столько впечатлений, сколько он не взял за многие годы монастырской судьбы. Открытый им «чудный мир» быстро контрастирует с мрачным миром монастыря. Храбрец так жадно всматривается в каждую раскрывающуюся ему картину, так шепетильно отмечает все, что видит, и без того восторженно говорит позже о природе… Нельзя не определить в обрисованных храбрецом картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: «пышные поля», бугры с высокими травами, скалы и горные хребты, бездны и ущелья, бурные ручьи и потоки. Мы определим о растительности Грузии: о высоких травах ее равнин, о богатых виноградниках, о спутанном плющом терновнике и густых вечных лесах.

Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, тревожимых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, в противном случае раздается крик шакала. Происхождение в рассказе Мцыри картин кавказской природы разъясняется тем, что храбрец бежал из монастыря, дабы заметить мир, определить, каков он. Пейзаж в поэме серьёзен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором разворачиваются действия, но одновременно с этим он оказывает помощь раскрыть темперамент храбреца, т. е. оказывается одним из способов создания романтического образа.

Личность Мцыри отражается в том, какие конкретно картины завлекают его и как он о них говорит. парень принимает природу таковой, какая она имеется. Он видит в ней и безмятежные картины, в то время, когда мир думается ему «божьим садом», и грозные, жёсткие: «груды чёрных скал», поделённые потоком и простертые в воздухе объятия, непроницаемый ужасный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, и тёмные ночи, в то время, когда мир делается чёрным и немногословным. Эта противоречивость не пугает парня, не закрывает от него гармонии, существующей в природе. Да и то, что Мцыри может принимать природу в цельности, говорит о душевной широте храбреца. В рассказе Мцыри природа предстает конкретно, зримо, но внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности, из виденного рисуется только то, что утверждает храбреца в мысли о совершенстве мира природы. Так, настоящие картины предстают в романтическом освещении через восприятие храбреца. Романтичность пейзажа улучшается от того, что Мцыри, говоря об замеченном в природе, пытается передать собственный чувство о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют собственные настоящие очертания, покупают легко слишком общий эмоциональный рисунок, к примеру, эпитеты «горящая пропасть», «сердитый вал», «чудесные голоса», «прозрачная зелень страниц».

Эмоциональность образов довольно часто улучшается при помощи сравнений. К примеру, «хребты, причудливые, как грезы», деревья, шумящие «толпой, как трава в пляске круговой» и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не просто так, они раскрывают и жизненный опыт, и представления храбреца. «Как братья в пляске круговой» ? образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; «причудливые, как грезы» ? образ, который связан с монастырской судьбой: в тесных мрачных кельях грезы кажутся фантастическими, причудливыми.

М. Ю. Лермонтов пытается к уникальным изобразительным средствам, часто он пользуется привычными, сложившимися в фольклоре и романтической литературе. Из этого много таких ординарных сравнений: «стройна, как тополь», «горящих, как бриллиант», «плакал как дитя»; таких эпитетов: «молодость вольная», «объятья жадные», «отчизна свежая» и т. д. Но они усиливают ясность монолога храбреца, взволнованность неспециализированного тона поэта. Мцыри заметил природу в ее многообразии, почувствовал ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало ответ на первый вопрос, храбрец определил, «красива ли почва». Да, мир красив! ? таков суть рассказа парня об замеченном. Его монолог ? гимн этому миру.

«Песня про … торговца Калашникова», «Мцыри» М.Ю. Лермонтова (произведения) | Лекция №32

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector