Картина христианского ада

11. Вывод богословов об аде излагается в следующих изречениях*, каковые почерпнуты из житий и сочинений святых отцов церкви и являются выражением ортодоксальной религии, неизменно повторяясь с церковных кафедр, как католических, так и евангелических исповеданий.

________

* Это извлечение забрано из произведения, озаглавленного Преисподняя, Августа Калле.

12. Демоны — это Духи; а осужденные, находящиеся на данный момент в аду, смогут кроме этого принимать во внимание Духами, по причине того, что лишь душа их спускается в том направлении; кости же их, превратившиеся в пыль, всегда перерождаются то в растения, то в плоды, в минералы, в жидкости и, так, проходят без их ведома разные стадии превращения материи. Но осужденные, как и святые, должны в последний сутки воскреснуть и воплотиться в то материальное тело, которое они имели, живя на земле. Различие между ними будет пребывать в том, что избранные воскреснут и воплотятся в сияющие и чистые тела, а осужденные — в тела, оскверненные и обезображенные грехом. Так, в аду будут не одни лишь Духи, но и люди, подобные нам. Следовательно, преисподняя имеется место, физически определенное, материальное, и будет заселен земными существами, имеющими кровь и плоть, кости, руки, ноги и т. д. и нервы, талантливые испытывать страдание.

Где же местонахождение ада? Кое-какие ученые поместили его в почвы; другие же — на каких-то планетах; но ни один собор не решил этого вопроса. На данный счет остались одни предположения. Единственно, что утверждают, это, что где бы преисподняя ни был, он имеется область, составленная из материальных элементов, но лишенная солнца, звёзд и луны; самое печальное, самое бесприютное место, в котором нет ни крупицы, ни намека на добро, хуже самых страшных мест того мира, в котором мы грешим.

Осмотрительные богословы не решаются обрисовывать данный преисподняя и все кошмары его, как египтяне, индусы либо греки. Они ограничиваются лишь указанием на то, что говорится в святом писании, как-то: на реки огня, на серное озеро Апокалипсиса и на червей пророка Исайи, на червей, всегда копающихся в падали, на демонов, мучающих людей, которых они же погубили, и на людей, плачущих и скрежещущих зубами, как говорит Евангелие.

Св. Августин не допускает, дабы эти физические страдания были лишь знаками мук моральных. Он видит настоящую горящую серную реку, змей и настоящих червей, жалящих тела осужденных. Он утверждает, на основании одного стиха Евангелия св. Марка, что данный необычный пламя, не смотря на то, что совсем материальный и подобный земному огню, действует на тела, как соль, т. е. сохраняет их; что эти осужденные, всегда мучающиеся, но всегда живые жертвы будут всегда ощущать данный пламя, но не сгорать; он будет попадать под кожу полностью, до зрачков глаз, до самых сокровенных фибр их существа… Если бы они имели возможность опуститься в кратер вулкана, то он показался бы им местом покоя и отрады.

Так с полной уверенностью говорят самые скромные, самые умеренные богословы; они не отрицают, но, что в аду имеется и другие телесные муки; но лишь прибавляют, что не имеют достаточных знаний на данный счет; знаний столь определенных, как указанные выше описания огненных мук либо терзаний при помощи змей и червей. Но имеется более храбрые богословы, каковые обрисовывают преисподняя подробнее, разнообразнее и полнее, и, не смотря на то, что только бог ведает, где находится данный преисподняя, но имеется святые, каковые его видели. Они не спускались в том направлении, как Орфей с лирой в руках либо как Улисс с клинком, но переносились в том направлении в виде духа, как, к примеру, святая Тереза.

Если судить по рассказам данной святой, необходимо предполагать, что в аду имеется города; она видела в том месте последовательность улиц, долгих и узких, как в древних городах. В то время, когда она в том направлении вошла, она должна была ступить на плохо изрытую и вонючую дорогу, где пресмыкались ужасные гады; но внезапно ей преградила путь стенки, в которой пребывало углубление либо ниша, куда она и спряталась, сама не осознавая как именно. Это, она утвержает, что место, предназначенное ей, если бы она злоупотребила теми милостями, каковые Всевышний отправлял ей в ее келью в Авиле. Она каким-то прекрасным методом пробралась в эту нишу; но в ней не было возможности повернуться, ни стать, ни сесть, ни лечь, ни, еще меньше, выйти из нее; эта стенки обхватила ее каменными объятиями и сжимала, как живая. Ей казалось, что ее душат, раздирают ее живую на клочки, что ее жгут, одним словом, она испытала кошмары всевозможных мук. На помощь не было надежды, все около было покрыто мраком и вместе с тем из этого мрака светло выступала улица, по которой она шла, со всем ее ужасным населением; вид для нее столь же невыносимый, как и самая темнота*.

________

* Это видение носит определенный темперамент кошмара.

Это был лишь мелкий уголок ада. Другие духовные путешественники видели в аду громадные города в огне. К примеру Вавилон, Ниневию, кроме того Рим; все их храмы и дворцы, объятые огнем, и обитателей в цепях, торговцев за прилавками; священников вместе с придворными в торжественных залах, возмутительных на собственных креслах, с которых они уже не могли сойти, и подносящих к своим воспаленным губам чаши, из которых вылетало пламя; слуг, коленопреклоненных в кипящих клоаках, и князей, бросающих им золото, льющееся расплавленною лавою. Другие видели в аду нескончаемые поля, возделываемые голодными крестьянами; на этих бесплодных полях ничего не вырастало, и крестьяне пожирали друг друга: но столь же бессчётные, как и прежде, столь же голодные и дистрофичные, они расходились в пространство, тщетно отыскивая более радостные места, и в тот же час же заменялись вторыми, такими же голодными и страждущими. Иные видели в аду горы, изрезанные пропастями, стонущие леса, колодцы без воды, источники, наполняемые слезами, реки крови, снежные вихри в ледяных пустынях, лодки, наполненные охваченными отчаянием людьми, мчащиеся по безбрежному морю, одним словом, видели все то, что изображали и язычники: это было плачевное отражение почвы с непомерно увеличенными несчастьями, увековеченными естественными страданиями а также колониями, орудиями и виселицами пытки, приготовленными отечественными собственными руками. Пребывали в том месте и демоны, каковые, дабы лучше мучить людей, сами облекались в тела. Они имели крылья летучих мышей, рога, когти, острые зубы и чешую черепахи; нам показывают их вооруженными клинками, вилами, щипцами, пилами, тисками, мехами, дубинами, и они в продолжение целых столетий, постоянно, копаются с людской телом, как повара либо мясники. То они, перевоплощённые в львов либо огромных змей, тащат собственные жертвы в уединенные пещеры; то преобразовываются в воронов, дабы выклевать глаза у виновных, то в летучих драконов, уносящих грешников на собственных поясницах, кричащих, возмутительных, окровавленных, дабы позже низвергнуть их в серные горящие озера. Вот облака саранчи, огромных скорпионов, вид которых страшен, запах приводит к тошноте, легчайшее прикосновение создаёт судороги; вот ужасные чудовища с раскрытой пастью, потрясающие гривами, раздробляющие собственными челюстями осужденных, а позже извергающие их целыми, по причине того, что они бессмертны.

Эти демоны собственными формами напоминают идолов и богов Тартара, которых изображали финикийцы, моавитяне и другие язычники, живущие в соседстве с Иудеей. Эти демоны действуют не просто так; любой имеет собственный назначение и собственный дело; зло, которое они творят в аду, находится в соотношении со злом, которое они внушали людям на земле*.

______

* Необычное наказание, пребывающее в том, дабы делать то же зло, но в большем размере, чем то, какое они делали на земле. Было бы разумнее вынудить их самих терпеть это зло, чем разрешать им делать его вторым.

Осужденные испытывают наказание всеми всеми органами и своими чувствами, по причине того, что согрешали всеми органами и всеми чувствами; так, обжоры будут наказываться демоном обжорства, лентяи — демоном лености, прелюбодеи — демоном блуда и т. д. столькими методами, сколько имеется способов грешить. Они, сгорая, будут ощущать мороз, замерзая — изнемогать от жара; будут в одно да и то же время жаждать отдыха и хотеть перемещения; всегда ощущать голод и жажду; испытывать усталость громадную, чем раб к концу дня; болеть мучительнее умирающих; будут изломаны, избиты, покрыты ранами, как подлинные мученики, — и это не кончится ни при каких обстоятельствах.

Ни при каких обстоятельствах ни один демон не откажется выполнять собственную страшную миссию; они все в этом отношении прекрасно дисциплинированы и правильно выполняют долг мести, принятый ими на себя; в противном случае что бы сталось с адом? Наказуемые отдыхали бы, пока их палачи ссорились бы между собою либо сами отдыхали. Но нет отдыха одним, нет ссор между вторыми; как бы злы ни были и какое бы их ни было количество, они превосходно знают друг друга и действуют в полной мере в соответствии с. Ни при каких обстоятельствах не бывало на земле нации, более покорной своим властелинам, армии, более послушной собственному главе, монастырской общины, более смиренной перед собственным настоятелем*.

_______

* Эти самые демоны, не покоряющиеся воле Божией, кротки и приблизительно послушны, в то время, когда необходимо творить зло. Ни один из них не отступает и не медлят в течение вечности. Какое необычное превращение совершилось с теми, кто был создан чистым и идеальным, как ангелы. Не необычно ли видеть, что они подают пример гармонии и полного единодушия, в то время как люди не могут жить в мире на земле и раздирают друг друга? Видя такую роскошь возмездия для отверженных и сравнивая их положение с положением демонов, нечайно спросишь: кто более хорош сожаления, палачи либо жертвы?

Мало известны низшие разряды, так сообщить, плебеи, демонов, из которых составлены легионы вампиров, жаб, скорпионов, воронов, гидр, саламандр и других безымянных гадов, из которых состоит фауна адских областей. Но известны имена нескольких князей, повелевающих этими легионами, среди них: Бельфагор — демон сладострастия; Аббадон, либо Аполлион, — демон убийства; Вельзевул — демон нечистых жажд и покровитель мух, порождающих тление; Мамон — демон скупости; Молох, Белиал, Ваалгад, Астарод и множество вторых и над ними — их общий глава, мрачный архангел, что на небесах носил имя Люцифера, а в аду — Сатаны.

Вот кратко описание ада, разглядываемого с позиций физической физических мучений и природы, испытываемых в том месте осужденными. Откройте писания отцов древних и церкви ученых; справьтесь с отечественными благочестивыми преданиями; взглянуть на картины и статуи отечественных церквей; прислушайтесь к тому, что говорится с кафедр, — и вы определите еще больше.

13. Создатель сопровождает эти картины следующими размышлениями, важность которых всякому понятна:

Воскресение тела — имеется чудо; но Всевышний совершает двойное чудо, давая этому мертвому телу, уже изношенному преходящими опробованиями судьбы, возможность без разрушения противостоять огню в горниле, где расплавились бы кроме того металлы. Если бы заявили, что душа имеется собственный личный палач, что Всевышний не преследует ее, а лишь покидает ее в несчастном положении, которое она сама себе избрала, это возможно бы еще осознать (не смотря на то, что покинуть навек заблудшее и страдающее существо думается несовместимым с благостью Создателя); но то, что говорится о душе и муках духовных, никак не имеет возможности относиться к телесным мукам и телу. Дабы продолжить до бесконечности эти телесные муки, не хватает, дабы Всевышний отвел руку Собственную; необходимо, напротив, дабы Он наложил ее, дабы Он действовал, без чего тело не устоит и распадется. Богословы предполагают, что Всевышний и совершит по окончании воскресения это второе чудо, о котором мы говорили. Он извлечет из могил отечественные временные тела такими, какими они были в том направлении положены с их повреждениями старости и прирождёнными недостатками, порока и болезни, и Он даст их нам в этом состоянии, дряхлыми, больными, полными надежд, покрытыми всеми язвами, причиненными смертью и жизнью, и это— первое чудо; после этого этим жалким телам, готовым рассыпаться в прах, Он придаст свойства, которых они ни при каких обстоятельствах не имели и это — второе чудо. Он даст им бессмертие, тот самый дар, что Он в бешенстве собственном (вернее, в фаворе) забрал у Адама при выходе его из Эдема. В то время, когда Адам был бессмертен, он был неуязвим, а в то время, когда он прекратил быть неуязвимым, он стал смертен.

Итак, это воскресение отечественных слабостей с прибавлением еще новых, вечно более страшных.

Как словно бы Всевышний передумал и, дабы прибавить к душевным мукам муки телесные, каковые имели возможность бы продолжаться всегда, Он внезапно изменяет законы, Им Самим определенные от начала столетий, воскрешает больные и истлевшие тела и соединяет их разрозненные элементы, сами собой готовые распасться. Против всех законов природы Он поддерживает вечную судьбу в этом живом разложении и бросает его в пламя, не чтобы очистить, но дабы сохранить его таким, как оно имеется; и такую-то плоть, подверженную заболеваниям, страдающую, горящую, страшную. Он делает бессмертной!

Всевышнему не хватает было по окончании смерти дать души их собственной совести, тоске и раскаянию с сознанием потерянного счастия. По учению теологов, Всевышний будет разыскивать их в данной вечной ночи, на дне мрачной пропасти не чтобы утешить и успокоить их, но дабы одеть в отрицательные, зараженные тела, каковые ни при каких обстоятельствах не уничтожатся; и тогда лишь покинуть их окончательно. Но… Он кроме того и не оставит их, поскольку преисподняя так же, как земля и небо, существует, благодаря постоянному действию Его воли. И когда Он отнять у него собственной помощи, преисподняя неминуемо провалится сквозь землю. И без того Его рука будет вечно пребывать на осужденных, дабы помешать растлению и прекращению огня их тел, хотя, дабы эти несчастные бессмертные длительностью собственных мук содействовали назиданию избранных.

14. Мы не без основания заявили, что христианский преисподняя превзошел кошмарами языческий. Вправду, в Тартаре мы видим виновных, мучимых совестью, без конца видящих свои жертвы и свои преступления, зря бегущих от пронизывающего света и от взоров, каковые их везде преследуют; гордость в том месте принижена и наказана; все носят на себе печать собственного прошлого; все наказаны собственными же собственными прегрешениями; так что для некоторых достаточно, если они предоставлены собственной совести, и нет необходимости прибавлять еще другие наказания. Но в том месте — это тени, т. е. души в их флюидической оболочке, подобии их земного воплощения; они не приняли снова собственной телесной оболочки, дабы мучиться физически теми утонченными методами мучений, каковые в основном составляют основание христианского ада. В том месте имеется непреклонные, но честные судьи, каковые назначают наказания пропорционально прегрешениям; в то время как тут, в царстве сатаны, все перемешаны в неспециализированных мучениях; все основано на физической, материальной боли, а справедливость и правосудие упразднены.

На данный момент, само собой разумеется, в самой церкви много людей здравого смысла, не допускающих буквального толкования этого учения и видящих в нем аллегорию; но вывод их единично и не образовывает закона. Учение о материальном аде, со всеми его последствиями, однако, до сих пор образовывает догмат веры.

Спросят, само собой разумеется, как имели возможность люди все это видеть в экстазе, в случае если этого не существует. Но тут не место растолковывать все источники и случаи фантастических видений, появляющихся время от времени со всеми показателями действительности. Мы скажем лишь, что экстаз наименее надёжный способ откровений*, по причине того, что это крайнее возбужденное состояние не всегда бывает способно к столь полному отделению Духа, как это думается, и частенько в нем отражается влияние прошлого дня. Мысли, которыми проникнут отпечаток и ум которых сохраняется в мозгу либо в периспритальной оболочке, воспроизводятся в усиленном виде, как мираже, перемешиваются, переплетаются и выражаются время от времени в очень необычных образах. Исступленные всех религий постоянно имеют видения того, во что они верят; потому неудивительно, что Св. Терезия, проникшись идеей ада, каким ей его изображали, имела видения, каковые в действительности не что иное, как простые кошмары. Язычник, глубоко верующий, видел бы Тартар и Фурий, равно как и Олимп, и Юпитера, держащего в руке собственной громы.

_______

* Книга Духов, № 443—444.

Свидетельство корейской художницы — Картины сцен из ада

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector