Капитализм и модернизация

Историки в большинстве случаев связывают новое время с утверждением буржуазных взаимоотношений в Западной Европе, начиная с британской революции середины XVII в. Она нанесла сокрушительный удар по феодализму и перевоплотила Англию в самую передовую из европейских государств. Затем и другие стали подключаться к процессу ломки феодальных взаимоотношений.

Победа буржуазии означала тогда победу нового публичного строя, победу буржуазной собственности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем… господства собственника почвы над подчинением хозяина почва, просвещения над суеверием, семьи над родовым имением, предприимчивости над смелой ленью, буржуазного права над средневековыми привилегиями.

К. Маркс

Само собой разумеется, сдвиг от феодализма к капитализму проложил достаточно четкую границу между новым ранним новым и временем временем, в то время, когда капитализм лишь зарождался и существовал в виде одного из укладов. Но одновременно с этим происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом.

В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных базах, чем предшествовавшая ей традиционная. Разрушение устоев классической цивилизации стало называться модернизации. В этом смысле XVII и XVIII столетия стали собственного рода переходной эрой, подготовившей Западную Европу к вступлению в индустриальную эру.

Модернизация — это сложный, достаточно длительный процесс, что охватывает все области судьбы общества. Она включает в себя:

урбанизацию — невиданный рост городов; город в первый раз в истории приобретает экономическое преобладание, оттесняя на второй план деревню;

индустриализацию — неизменно нарастающее использование автомобилей в производстве, начало которому положил промышленный переворот в Англии во второй половине XVIII в.;

демократизацию политических структур, закладывающую предпосылки для становления гражданского правового государства и общества;

поразительно стремительный если сравнивать с прошлыми эрами рост знаний о природе и обществе;

секуляризацию — обмирщение сознания и развитие атеизма.

Все эти процессы, неразрывно связанные между собой, поменяли вид человека, его совокупность ценнос&направляться;тей и в первую очередь представления о роли и своём месте в жизни. Человек классической цивилизации верил в стабильности окружавшей его природы и об-

I

Секуляризация— освобождение социальной жизни и духовной от влияния церкви.

щества, в котором он жил. Да и то, и второе воспринималось как что-то неизменное, существующее в соответствии с изначально данным Божественным законам. Современный человек наблюдает на природу и общество иначе, считая, что их вероятно а также нужно контролировать и видоизменять.

Принципиально вторым делается отношение к власти: она лишается в глазах людей Божественной санкции, ее принимают рационально, о ней делают выводы по итогам более либо менее успеховных действий тех, кому общество вручило бразды правления. Не просто так эра модернизации — это эра революций, сознательных попыток насильственным методом переустроить мир.

Модернизированный человек — это мобильная личность, которая скоро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей судьбе. В отличие от человека средневекового он не ограничен социальными рамками собственного сословия, корпорации либо географическими рамками собственного города, родной деревни. Исходя из этого современный человек чувствует себя частью более большой общности — класса либо нации.

Иным делается и массовое сознание. Благодаря появлению средств и распространению грамотности массовой информации пропасть, отделявшая его в средние века от сознания интеллектуальной элиты, сужается.

Само собой разумеется, не все процессы, которые связаны с модернизацией, показали себя сходу и полностью. В XVII и особенно в XVIII в. росли города, но сельское хозяйство не уступало собственных ведущих позиций в экономике, в нем была еще занята большинство населения. В аграрном секторе продолжительно сохранялась техническая отсталость и небольшое производство.

Во второй половине XVIII в. начали применяться первые автомобили, но экономика в целом не была индустриализована. Возрастала роль изобретений, но установка на постоянное усовершенствование производства еще не превратилась в ведущий принцип.

И все-таки происходившие в эту эру трансформации подрывали базы традиционализма, а в XIX в. его крушение в передовых государствах Западной Европы стало совсем очевидным.

Каким же образом утверждение капитализма соотносится с модернизацией? История до сих пор подтверждала, что оба эти процесса неразрывно связаны, как бы подпитывают друг друга. Капитализм еще ни разу не был выстроен в классическом обществе. Ни одна страна не смогла стать в истинном смысле модернизированной, минуя капитализм. И это конечно: капитализм ориентирован на постоянные новации, на свободную борьбу, которая стимулирует личную инициативу. И в этом смысле он противоречит самому духу традиционализма.

Пивася о капитализме

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector