Какие это ситуации?

  • Во-первых, употребляются другие вопросы, типа: «Какую игрушку тебе дать, зайчика либо куклу?» На протяжении ответа ребёнок в обязательном порядке обязан применять обращение. Такая обстановка возможно создана искусственно. К примеру, при накрывании стола к обеду ребёнку не кладут ложку. Взрослый задаёт вопрос: «Тебе что дать – чашку либо ложку?» При таковой формулировке вопроса создается речевая обстановка с элементами имитации. Ребёнок обязан услышать подсказку и повторить необходимое слово.

Нужным условием успешной работыявляется применение в созданных обстановках лишь того предметного словаря, что уже усвоен ребёнком на протяжении предварительной работы.

  • Во-вторых, речевое общение взрослого и ребёнка должно быть оправданным на бытовом уровне. Исходя из этого, следующий вид речевой обстановке – общение на протяжении исполнения поручения. Взрослый требует ребёнка принести ту либо иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребёнка место, к примеру, на верхнюю полку шкафа. Наряду с этим принципиально важно предусмотреть, дабы ребёнок сам не имел возможности дотянуться предмет и был должен обратиться ко взрослому. Взрослый со своей стороны стимулирует обращение ребёнка: «Что ты желаешь забрать? Машину? Как нужно попросить? — Дай машину…» В качестве поощрения ребёнок приобретает искомое. В данной ситуации, как мы видим, так же употребляются элементы эхолалии.
  • Третий вид коммуникативных обстановок – опосредованное общение с игрушкой либо животными. В ходе игры типа «Дочки-матери», «В гостях у куклы Кати» и т.п. либо ухода за птицами и животными, живущими у вас дома, взрослый поощряет ребёнка к несложным высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Споём ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поболтаем а попугайчиком. Хорошая птичка, хорошая». Дети наряду с этим воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.

По появления наращивания и меря словаря несложной фразы у ребёнка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе принципиально важно поощрять желание ребёнка сказать. Его нужно пристально выслушать, похвалить, не стремиться исправить сходу все неточности.

Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении есть похвала как хорошее подкрепление достижений ребёнка. Исходя из этого не скупитесь на радостные восклицания и хорошие слова.

Крайне полезно поведать о достижениях ребёнка в его присутствии вторым участникам семьи. В случае если ребёнок общается с наслаждением, и вы отмечаете всплеск речевой активности, имеете возможность постараться показать его успехи, побуждая его к высказыванию: «Отец, послушай, как мы пели песенку для мишки. Баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…» Слова «сообщи» и «повтори» так же, как и прежде остаются запретными. В случае если же ребёнок стеснительный по характеру, то публично похвалить его необходимо, а вот демонстрацию достижений возможно отложить на более поздний период работы, в то время, когда он сам начнёт проявлять активность в общении.

В один момент с работой по вызову эхолалии у ребёнка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи.Работа ведётся по двум направлениям:

1. Расширении количества пассивного словарного запаса;

2. Формирование регулирующей функции речи.

Оба направления тесно связаны между собой.

На протяжении упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с заглавиями предметов, главными действиями, каковые с ними делают, конечно их качествами. В частности, глагольный словарь включает заглавия главных бытовых действий (имеется, выпивать, гулять, рисовать, наблюдать, слушать, принести. Унести. Поставить. Положить. Сидеть, находиться, лежать и т.д.). Помимо этого, пассивный и деятельный лексический словарь обогащается за счёт прилагательных, обозначающих размер (громадной, мелкий), цвет (белый, тёмный, красный, желтый, светло синий, зелёный), форму (круглый, квадратный) предметов.

На протяжении повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в обращение, делать действия в соответствии с инструкцией на базе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. К примеру, усложнение заданий является следствием повышения слов в инструкции и введения разных показателей предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Забери самое громадное колёсико (от пирамидки)», «Дай мне громадный красный кубик» и т.п. Наряду с этим помощь в виде жестов исключается всецело.

На первых порах, дабы уменьшить ребёнку исполнение задания, взрослый может применять семантизированную интонацию. Слово «мелкий» произносить высоким тоном голоса, а слово «громадной» — низким. Но неспешно нужно отказаться и от таковой помощи. Наряду с этим дети должны ориентироваться лишь на суть услышанного, дабы выполнить задание верно. Верное исполнение инструкции поощряется морально и материально, к примеру, возможно похвалить, погладить по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот в случае если воздействие выполнено неправильно, то взрослый обязан продемонстрировать пример и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки.

Любая инструкция должна быть повторена не более 2-3 раз перед исполнением. В случае если у ребёнка рассеянное внимание, ему нужно дать предварительную установку: «Послушай, о чём я тебя попрошу: сделай так, как я сообщу». Применение таковой предварительной установки более действенно, чем многократное повторение задания на фоне рассеянного внимания, в то время, когда родитель повторяет одну и ту же просьбу, а ребёнок её игнорирует не в силу вредности характера, но потому. Что он увлечён чем-то более ему занимательным.

Не вычисляйте, что ребёнок всё делает вам назло!

Поразмыслите, возможно вы не всё делаете верно? Возможно, его нужно по-второму воспитывать?

Перечисленные формы работы смогут предшествовать либо проходить в один момент с упражнениями по имитации речи.

В это время полезно начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкцийна бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под».

Занятия выполняют в виде игры либо в ходе игры, по окончании того, как у ребёнка организован достаточный словарный запас и он деятельно общается с взрослыми.

Следите, дабы общение и игра с вами доставляли ребёнку наслаждение!

Ребёнку даются задания: «Положи пирамидку на стол», «Положи пирамидку в стол», «Положи мяч в коробку», «Поставь машинку на стул»… Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в пара замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребёнка на них. В случае если ребёнок не осознаёт, что от него требуется, взрослый сам делает это воздействие, оречевляя его и повторяя предлог пара раз подряд. Затем взрослый снова требует выполнить ту же инструкцию.

Дабы крохе эта игра была занимательна, к работе привлекаются разные игрушки либо сказочные персонажи. К примеру, любимый мишка либо кукла. Взрослый даёт поручение игрушке: «Миша, убери мячик в коробку», «Миша, спрячь книжку в коробку». Ребёнок делает эти задания «Мишкиными лапами», действуя от его имени. Таковой приём оптимален, как минимум по двум обстоятельствам: во-первых, в случае если задание было выполнено неправильно, то совершил ошибку мишка, а не ребёнок; во- вторых, ребёнок занимает позицию преподавателя, а это, согласитесь, значительно более комфортная позиция, чем позиция ученика.

Второй приём предполагает наличие более активного участия ребёнка. Это вариант игры в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но изменяется роль взрослого – она «неруководящая». Ребёнок сам прячет какой-либо предмет (не считая денег и драгоценностей), после этого берёт в руки мишку. Взрослый посредством игрушки, которой руководит ребёнок, ищет данный предмет следующим образом: «Миша, взгляни под столом. – Нет под столом. Миша, взглянуть на полке. – Нет на полке. И т. д.». Наряду с этим действия делает ребёнок. Подобные игры доставляют детям массу наслаждения. Они разрешают им ощутить собственное превосходство над взрослыми .

Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство с храбрецами сказок. В русском фольклоре имеется непоседливые персонажи, к примеру, колобок, чудесный клубочек, Иван –царевич. Кого либо что выбрать, зависит от материальных условий и осведомлённости ребёнка. В ходе игры модулируются их передвижения: «Катится колобок, катится и закатился…».

Для контроля за пониманием предлогов взрослые может применять инструкции, противоречащие повседневному опыту ребёнка: «Поставь чашку под стул», «Положи тарелку в тумбочку» и пр.

Неспешно руководства усложняются: наращивается количество действий, создаваемых в соответствии с инструкцией. Употребляются двух-, а после этого и трёхступенчатые инструкции, к примеру, «Забери куклу, и посади её на стул», «Дай мне громадный красный кубик, а себе забери мелкий красный кубик», «Забери у меня мишку, поставь на место, а мне принеси куклу» и т.д.

По мере появления лепетной речи взрослый задаёт ребёнку вопросы на протяжении исполнения задания либо по окончании его окончания: «Что ты принёс?», «что у тебя?», «Что ты на данный момент сделал?», «Какой(ую)… ты принёс?» и т.п. Так, активизируется изученная ранее лексика, и стимулируется применение речевых средств.

На этом этапе формирования речи не проводится целенаправленной особой работы по исправлению недочётов звукопроизношения и слоговой структуры. Главная задача взрослого – научить ребёнка вслушиваться в обращение и соотносить собственную обращение с примером. Исходя из этого на протяжении коммуникативных упражнений допускаются и поощряются каждые речевые реакции ребёнка. Взрослый обязан категорически избегать указаний и оценок типа: «Неправильно!», «Сообщи ещё раз…», «Повтори», «Смотри за собой» и т.д.Текущая коррекция обязана проводиться мягко, неавторитарно, с опорой на хорошие чувства ребёнка.

Примерный сценарий обстановки:

Ребёнок подходит к шкафу, и требует машину.

ВЗРОСЛЫЙ. Что тебе дать? Машину?

РЕБЁНОК. Тр-р-р-р.

ВЗРОСЛЫЙ. Послушай и взгляни, как я сообщу. Ма-ши-на. (ребёнок пристально наблюдает на губы взрослого.) Ма-ши-на.

РЕБЕНОК. А-тиа.

ВЗРОСЛЫЙ. Молодец! (берёт игрушку в руки.) Послушай ещё раз, как я сообщу. М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.

РЕБЁНОК. Мматиа.

ВЗРОСЛЫЙ. Умница. Вот тебе машина. Забери её. (Игрушку отдают ребёнку.) Это ма-ши-на. И т.д.

Остановимся более детально на данной сцене. Что происходит? Взрослый создаёт обстановку, в которой желание ребёнка взять игрушку осуществляется лишь через общение. На протяжении предметной обстановке взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребёнка на аргументации и звуковой форме слова («послушай», «взгляни»), т.е. применяет компенсаторные обходные дороги – зрительное и слуховое восприятие в их единстве. Многократное утрированное произношение слова в медленном темпе разрешает ребёнку вычленить часть значительных показателей слова, в этом случае количество слогов (а-ти-а), но и приближая игрушку, взрослый продолжает обращение с примером. Исходя из этого взрослый выделяет первую согласную, фиксируя внимание на её артикуляции. Так, тот приблизительный контур слова, что применяет ребёнок, с каждым разом делается ближе к примеру.

Как уже указывалось выше, особой постановки звукоа на этом этапе не проводится, потому, что многие из них появляются спонтанно (самостоятельно), по мере накопления словаря. В некоторых случаях отмечается неустойчивое пользование звуками речи: изолированно либо в отдельных словах они произносятся чисто, в главной массе произносимых лепетных слов, звукоподражаний он заменяются вторыми либо опускаются (не произносятся).

Весьма нужными на этом этапе видами работы возможно рассматривание иллюстраций и чтение сказок к ним. Независимо от возраста, для детей с лепетной речью отбираются несложные сказки с циклическим сюжетом (сказки, в которых повторяется схожая обстановка с маленькими вариациями) и классическим комплектом действующих храбрецов: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д. Любая из этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассмотрением картин.

Вообще-то, в соответствии с методикой дошкольного воспитания, в первоначальный раз сказки нужно говорить близко к тексту. Но если вы лишены дара сказителя, просматривайте сказку в медленном темпе, помогая ребёнку соотнести тест с иллюстрациями. В случае если ребёнок внезапно «застрянет» на какой-нибудь картине, не торопите его, разглядите её детально совместно, прокомментируйте нарисованное.

Приблизительный движение беседы при чтении сказки «Репка».

Устройтесь эргономичнее в месте, где никто вам не будет мешать. Создайте доверительную обстановку. Взрослый просматривает либо говорит сказку, ребёнок разглядывает картины в книге.

ВЗРОСЛЫЙ. Посадил дедушка репку. Взгляни, кто это? (Показывает на деда) Это дедушка. Дедушка. Кто это?

РЕБЁНОК. Де (дет, дядя).

ВЗРОСЛЫЙ. Это дедушка. Верно. Продемонстрируй, где у деда гдаза.

Ребёнок показывает.

ВЗРОСЛЫЙ. Что это?

РЕБЁНОК. Азя.

ВЗРОСЛЫЙ. Прекрасно. Послушай и взгляни, как я сообщу. Гла-за.

РЕБЁНОК. Газя.

ВЗРОСЛЫЙ. Какой молодец! Глаза. А где у дедушки шнобель? И т.д. (Разглядев иллюстрацию, переходят к следующей.)Выросла репка громадная – пребольшая. (Разглядывают картину с репкой).

Занятия аналогичного типа не должны проводиться продолжительнее 7-10 мин., исходя из этого взрослый на протяжении рассматривания картин не должен «увязать» в подробностях. Потому, что сказка читается многократно, любой раз возможно разглядывать детально разные картины либо заострять внимание на разных подробностях. Один раз на частях тела, второй раз – на деталях одежды, а в третий – на размерах и возрасте.

По окончании того, как сказка будет прочтена пара раз, и ребёнок обучится с уверенностью именовать действующих лиц, возможно переходить к совместному рассказыванию. Говоря сказку, взрослый не именует некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картины.

Через некое время ребёнок начинает повторять целые фразы из этих сказок, не смотря на то, что до тех пор пока эти фразы грамматически не оформлены и заучен .

Появление фраз в отражённой речи есть показателем перехода ребёнка на новый качественный уровень развития речи. Мы можем переходить к формированию навыка владения некоторыми элементарными бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай что-либо», «На что-либо», «Желаю что-либо сделать» и т.п., конечно средствами выражения приветствия, прощания, признательности: «Привет», «Пока-пока», «Благодарю», сопровождающимися соответствующими жестами. Освоение таких конструкций кроме этого проходит в предметно-коммуникативной либо игровой ситуации, в которой так же, как и прежде отсутствуют прямые инструкции «Сообщи» и «Повтори», а потребности ребёнка удовлетворяются лишь по окончании речевых реакций.

К примеру, ребёнок требует жестом какую-либо игрушку, сопровождая его голосовыми реакциями. Взрослый выясняет, чего желает ребёнок, и задаёт вопросы: «Как нужно попросить? Дай куклу! Дай куклу!» Наряду с этим, родитель приближает игрушку, но в руки не даёт. Лишь по окончании попытки сказать фразу ребёнок приобретает игрушку и взрослый хвалит его. Неспешно, по мере коротких имитации предложений и освоения слов, нужно организовать у ребёнка потребность в применении речевых средств, среди них и более идеальных.

С целью этого создаётся такая предметная либо игровая обстановка, в которой ребёнку нужно применение речевых средств. К примеру, взрослый «симулирует» невозможность и свою занятость осознать жесты ребёнка, ссылаясь на собственную занятость. Он стоит спиной к ребёнку и протирает пыль, оказывает помощь одеться второму ребёнку и не имеет возможности прервать собственного занятия.

Крайне важно в таковой ситуации, дабы ваш отказ осознавать ребёнка не смотрелся умышленно. Нужно отыскать внешнюю обстоятельство, оправдывающую ваше поведение.

Не конфликтуйте с ребёнком, в случае если от этого зависят его здоровье и жизнь!

Вам ещё продолжительно растить вашего ребёнка и совместно решать большое количество неприятностей! Сохраняйте хорошие доверительные отношения!

Помните хвалить вашего ребёнка, в то время, когда он пользуется речью. Подчёркивайте, что вам весьма приятно говорить с ним. Все эти нехитрые правила оказывают помощь стимулировать речевую активность ребёнка.

В случае если ваша помощь была действенна, вы увидите хорошую динамику в течение 2-3 месяцев. В случае если улучшения не отмечается, безотлагательно запишитесь на приём к неврологу либо логопеду.

Удач!

(Использован материал книги О.Е. Грибовой «Что делать, в случае если ваш ребёнок не говорит?»)

МОИ НЕЛОВКИЕ ОБСТАНОВКИ — Не делайте ЭТО в лесу!

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector