Как восстановить центральную фиксацию?

1 -и способ
Я назвала его косвенным способом восстановления ЦФ. Он логически вытекает из главной причины нарушения центральной фиксации — перенапряжения. Стало быть, чтобы избавиться от него, нужно научиться расслабляться. Здесь пригодятся все способы снятия психического и физического напряжения, но особенно хорош второй прием — перемещения, покачивания, раскачивания. Почему, как вы думаете? Вот именно потому, что любые перемещения глаз, головы и тела в пространстве приводят автоматически к микровибрации нервов сетчатки с известной уже нам скоростью 70-120 раз в секунду.
Пригодится нам здесь и упражнение на запоминание или игра в шпиона. Мы уже знаем, что подвижность внимания непременно влечет за собой и соответствующую подвижность глаз. И происходит это таким образом, чтобы часть объекта, которой в данный момент уделяется внимание, воспринималась наиболее ясно и четко.
К косвенным способам активизации подвижности можно отнести и ношение одноглазых повязок, пиратских очков, использование дырчатых очков и письмо носом (великолепный прием, который будет подробно описан далее).

2-й способ
Этот способ восстановления центральной фиксации я назвала игровым, и здесь можно выделить несколько подразделов.

1. Всевозможные игры с мячом (если они не вызывают напряжения и не сопровождаются стрессами от проигрышей, как это бывает в большом спорте).
Можно играть в теннис, волейбол, бадминтон, футбол — чем чаще перемещается мяч, тем подвижнее наше внимание, а значит и наш взгляд. Однако особое место в этом ряду занимает бильярд. Еще в 1804 году наш соотечественник, адъюнкт-профессор кафедры анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии, доктор медицины и химии Федор Гильтебрандт писал об этом в своей книге О сохранении зрения: Из всех игр, в коих обыкновенно проводят зимние вечера, для занимающихся весь день трудною для глаз работою, бильярд как превосходное средство для поправления утомленных глаз большого заслуживает одобрения.
Характерно, что в то время еще и понятия центральной фиксации не существовало. Как видим, сведущему человеку оказалось несложно представить, что происходит с глазами, когда все внимание сосредоточивается на кончике кия, а потом устремляется вслед за разлетающимися в разные стороны шарами.
Однако, если вы не вхожи в бильярдные клубы и не можете установить бильярд дома, вам, несомненно, пригодится другая игра, а именно:

2. Жонглирование.
Ему не нужно обучаться в цирковом училище. Достаточно взять в руки небольшой круглый предмет, будь то мяч, яблоко, апельсин, помидор или даже сырое яйцо (шутка), и начать подбрасывать его одной рукой и ловить другой. Следить при этом за движением предмета не нужно. Со временем вы научитесь подбрасывать два, три, а может и более мячей. Помимо того что вы обретете великолепную координацию и острый, быстрый взгляд, вы будете спокойны за свое будущее. С голоду в случае чего вы не умрете — по крайней мере на хлеб в переходе метро заработаете.
Если же отставить шутки в сторону и встать с мячом в руках напротив солнца, а затем подбрасывать и ловить мяч, выполняя при этом ритмичные повороты корпуса, то можно совместить три приема релаксации в одной простой игре: саму центральную фиксацию, соляризацию и большие повороты. Если же после этого присесть и прикрыть глаза ладошками, как это и следует делать после соляризации, то мы подключим сюда и четвертый, точнее, первый прием расслабления — пальминг.
Если поначалу свет будет казаться слишком ярким, начните подбрасывать мячик на темном фоне, постепенно меняя его на более светлый. Добейтесь в выполнении этих нехитрых манипуляций легкости и ритма.
Более подробно о том, как научиться искусству жонглирования, написано в книге Майкла Дж. Гелба Научиться учиться или жонглировать. И один из наших слушателей добился по этому пособию замечательных успехов.
К доступным и очень полезным для глаз играм относится и домино. Костяшки домино являются идеальным пособием для глаз благодаря наличию маленьких точек на контрастном черном или белом фоне.
Самый простой способ игры — быстро бросать взгляд на одну или несколько костяшек и, отвернувшись, вспоминать, сколько на них было точек. Интереснее играть с кем-то вдвоем или втроем: кто быстрее и вернее назовет сумму крапинок — тот и победитель. Получите приз. Если играть не с кем, можно выложить все костяшки в плоскую коробочку, закрепить их на ней в несколько рядов и, расположив конструкцию на удобном для глаз расстоянии, с максимальной быстротой назвать число точек в верхних половинках всех костяшек первого ряда. Затем проделайте то же самое с нижним рядом, затем с каким-то из боковых рядов и т. д.
Это упражнение способствует разрушению привычки вглядываться и побуждает глаза и разум перейти в состояние быстрого перемещения внимания. К тому же такое несложное, казалось бы, занятие активно стимулирует интерпретирующий разум, а заодно прекрасно тренирует и нашу память. Ведь глаза в данный момент получают двойную тренировку: мгновенное перемещение взгляда по точкам в момент за-‘поминания и восстановление в памяти увиденной картины, с тем чтобы сложить и выдать суммарное число, удерживая одновременно в голове расположение точек на костяшках.
Согласитесь, прекрасная игра для развития памяти, зрения и воображения.
Послушав рассказ про все эти способы, одна из моих слушательниц в Сургуте поведала такую историю:
Мои дети часто собираются у нас вместе со сверстниками длинными зимними вечерами, усаживаются на полу и раскладывают на ковре некие карточки типа лото. При этом они очень шумно выражают эмоции и явно увлекаются игрой до самозабвения. Однажды я решила поучаствовать в их игре и присела к ним в круг. Мне дали карточки и велели запоминать их у себя и у других. Когда все открыли, а потом спрятали свои карточки, начав громко выкрикивать их наименования, я растерялась. Мне и свои-то картинки разглядеть не удалось толком, не то что чужие. Вскоре я сдалась и вышла из игры… Интересно, однако, то, что когда я повела своего сына-подростка к окулисту, врач долго удивлялась и ахала: Ну надо же, надо же, у мамочки такое плохое зрение, а у ребенка такое прекрасное, выше единицы! Теперь я думаю, что, может быть, он имеет такую зоркость из-за этой игры.
Может быть, и так. Ясно только, почему эта женщина не смогла участвовать в игре. С ее двенадцатью диоптриями, да еще с постоянными костылями на глазах, и речи не могло быть о легкости и подвижности взгляда, необходимого для запоминания.

3. Прямой путь восстановления центральной фиксации.

Первый этап. Посмотрите на строку в книге, сконцентрируйте взгляд на одном слове в центре строки, закройте глаза и представьте, что вы видите это слово четче и ярче, чем остальные слова в строке. Откройте глаза. Посмотрите вновь на это слово. Затем закройте глаза и продолжайте так делать не менее пяти минут, добиваясь, чтобы и в реальности выделенное слово виделось ярким и отчетливым, а остальные как угодно размытыми, нечеткими.

Второй этап. Выделите один слог в центре слова и фоделывайте с ним то же самое, пока не добьетесь успеха.

Третий этап.Выделение буквы в слове.

Четвертый этап. Нужно добиваться того, чтобы, глядя на верхнюю часть буквы, видеть хуже ее низ, и наоборот.
Этот прием несколько нуден, но хорош тем, что его можно выполнять в любом месте и в любое время, лишь бы была под рукой книга или другой печатный текст с подходящим размером шрифта. Хорош этот прием и тем, что его можно проделывать до бесконечности, хоть всю оставшуюся жизнь, просто уменьшая размер шрифта и меняя расстояние от глаз до текста. При этом дальнозоркие будут его уменьшать, а близорукие увеличивать. Главное, что здесь нужно помнить, — это великий китайский секрет. Суть его, как вы помните, в том, что, если при выполнении какого-то действия оно у вас не получается или получается недостаточно хорошо, продолжайте выполнять это действие, пока оно не получится у вас хорошо.
Впрочем, в некоторых случаях, по свидетельству самого Бейтса, людям без труда удается сразу смотреть на низ самой большой буквы на проверочной таблице и видеть ее верх хуже. Такие люди способны лишь через демонстрацию этого факта уменьшить эксцентрическую фиксацию и восстановить нормальное зрение в начальных стадиях аномалии рефракции.

4. Работа с таблицами.
Существует множество описаний упражнений с таблицами, как для восстановления центральной фиксации, так и для избавления от различных заболеваний глаз. Все они подробно описаны у Бейтса и Корбетт. Прекрасные таблицы разработали и специалисты из американского института зрения. В частности, великолепным образом помогает развить способность к быстрому перемещению взгляда таблица сканирования, которую вместе с описанием вы сможете найти в их книге Избавьтесь от очков и линз или получить на моих занятиях.
Увы, без соответствующих таблиц сложно объяснить работу с ними теоретически. Однако задача всех упражнений с таблицами заключается, на мой взгляд, в выработке безусильных навыков зрения, которые можно освоить и повсеместно использовать и без таблиц. Важно научиться, к примеру, приковывать свое внимание не к самому шрифту, а к белизне полосок (пробелов) под его строками, или обращать внимание на точки контакта этих белых полосок между строками.
Все основания букв состоят из точек, штрихов и дуг. Чтобы убедиться в этом, возьмите какую-нибудь строку и карандашом нарисуйте под каждой буквой точку, штрих или дугу, в зависимости от того, из чего состоит гг основание. Затем вновь прочитайте строку, и наверняка вы увидите ее четче. Закройте глаза, сделайте плавные повороты головой, совершая при этом равномерные вдохи и выдохи. Проделайте то же самое со следующей строкой, затем быстро ее прочитайте.
Раздавая Таблицы слияния с изображением лабиринтов, смешных мордочек и полосок, я прошу своих слушателей поглядеть на точки лабиринта и полоски под мордашками на разных расстояниях и под разными углами. И удивительно, практически все преспокойно видят все, что изображено на таблицах. Тогда я задаю вопрос: А почему же вы, дальнозоркие, не можете читать буквы даже большие, чем эти полоски и точки? Что заставляет вас так симулировать незрячесть? И что мешает близоруким людям прочитать текст с того расстояния, с которого им легко видны тоненькие полоски и мелкие штрихи? Конечно же, напряжение и неверие в себя.
Этот вопрос вызывает, как правило, смех и уверенность в своем зрении, а потребность в очках еще больше снижается.

Эффект слепого пятна: тренировка навыка центральной фиксации

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector