Как средства фиксации музыкальной речи.

В концепции Д.Б.Кабалевского музыкальная грамота рассматривается как составная часть понятия музыкальная грамотность. Музыкальная грамотность – это в сущности музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, не смотря на то, что и предполагает знание данной грамоты (Д.Б.Кабалевский). Все формы общения с музыкой (слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах) направлены на развитие музыкальной культуры школьников — их музыкальной грамотности. Элементы теории музыки включать в школьные уроки (особенно в начальной школе) в высшей степени с опаской и только по окончании того, как в ребятах вызваны интерес и любовь к музыке, выработаны начальные навыки исполнения музыки и слухового восприятия, накоплен некий интонационно-слуховой опыт.

Л.В. Школяр: Все теоретические сведения, знания о музыке, особенности музыкальной речи станут дешёвыми и нужными детям тогда, в то время, когда будут включены в живой процесс наблюдения музыки: ее восприятия, выполнения, анализа, — а не даны в виде понятий, терминов с правильными формулировками. Ребенку через интонацию (интегрирующую в себе все средства ясности), раскрывается путь постижения музыки в широком жизненном контексте.

Сущность инновационного подхода Д.Б.Кабалевского: на занятиях организовывать практические действия не с элементами музыкального языка (не формирование знаний этих умений и элементов их распознавать), а с музыкальной, художественной речью, выраженной в музыкальной форме. Б.Асафьев писал, что услышать – значит приучать слух к усвоению музыки как процесса интонирования, как живой речи, обращенной к слушателю. Из суммы знаний не сложится познание художественного произведения. Внимание должно быть направлено на интонационную форму музыки, т.к. музыка – мастерство интонируемого смысла (Асафьев). Авторы современных программ освоение музыкальной грамоты не определяют, как самоцель, а разглядывают как средство фиксации музыкальной речи. Нет необходимости тренировать детей в нотописьме, достаточно того, что чтение нотной записи станет для детей дешёвой формой работы на уроках, окажет помощь глубже пробраться в характерные изюминки музыки. (Нотные таблица, книжки, рабочие тетради).

Сергеева Г.П.: Изучению нотной грамоты обязан предшествовать период накопления слуховых представлений (так называемый донотный период). Донотный период решает задачи: обобщить и систематизировать дошкольные жизненно-музыкальные впечатления, накопить определенный багаж музыкально-слуховых представлений, подготовить к освоению элементов музыкальной речи. Количество знаний определяется особенностями и объёмом музыки, включенной в программу. Тематическое построение программы определяет роль и место элементов нотной грамоты в музыкальном обучении. Изучение нотной грамоты не есть изолированным разделом урока либо независимым видом музыкальной деятельности учеников.

Согласно точки зрения Э.Б. Абдуллина, в круг теоретических знаний входят знания:

-о закономерностях музыкального мастерства, его природы (интонация, жанр, образ, драматургия, стиль и т.д.);

-о формах бытования музыки, о композиторах, исполнителях, слушателях; знания об оркестрах, хорах, отдельных исполнителях и т.д.;

-из области элементарной теории музыки, а также нотная грамота.

Все виды музыкальной деятельности способны раскрыть перед обучающимися содержание каждого изучаемого знания с различных сторон. Занятия музыкальной грамотой, сольфеджированием, изучением нот связаны с слушанием и пением музыки. Детей учат осознавать нотные символы, петь по нотам простые попевки и песни. Методики обучения пению по нотам различные — по безотносительной либо относительной совокупности нотации, с применением элементов хорового сольфеджио, предложенного Г.др и Струве.

Л.А. Безбородова определяет стержневые линии овладения музыкальной грамотой: совокупность звуковысотности и совокупность метроритма.

Понятие о высоте звуковдается в таковой последовательности: 1.ознакомление с характером звучания контрастных регистров (высоких, низких и средних звуков); 2.освоение перемещения мелодии (метод наглядного изображения перемещения мелодии; 3. перемещение поступенное и быстрое (используем лесенку); 4. различные по высоте звуки по-различному именуются (употребляются две главных совокупности — полная и относительная.) Приверженцы относительной сольмизации применяют ручные символы, а приверженцы полной – пение по руке (рука — нотный стан). После этого возможно назвать имена звуков: относительно (мо-ле-ви), но лучше полностью (до-ре-ми). 5.неустойчивости звуков и усвоение устойчивости и их ладовых взаимоотношений; 6.усвоение мажорного и минорного ладов, символы альтерации.

Понятие о длительности звуковдается в таковой совокупности:

-звуки продолжительные и маленькие. Самый видящиеся (четверть, восьмая) Кое-какие педагоги-музыканты применяют различные слоги (та – ти-ти).

— понятие о сильных и не сильный долях возможно растолковать на примере пропевания имен детей, наряду с этим совершить параллель с разделом русского об ударных и безударных слогах.

— понятие тактовая черта, такт.

— размер, метр, т.е. равномерное чередование сильных и не сильный долей.

Развивать метроритмическое чувство у первоклассников в донотный период направляться с ощущения пульсации, биения пульса в музыке марша, танцев, песен. К примеру, передать, выполнить пульсацию музыки марша возможно шагами, маршировкой, броским ударом по мембране барабана отметить сильную долю. Хлопками в ладоши возможно зафиксировать акцентируемую долю. Темперамент пульса музыки (попевка различные парни — ребята непоседы и спокойные ребята) возможно изобразить графически либо поочередными перемещениями рук, ударами по коленям. Так начинается чувство равномерности пульсации сильных и не сильный долей такта, осознание несложных размеров, пауз и основных соотношений длительностей. Само понятие размер, тактовая черта, такт целесообразнее растолковать дет в теме Интонация. Размер 24 — на примере швейцарской народной песни Кукушка и попевках: Уж как шла лиса, Перепелочка и др. В русской народной песне Калинка возможно передать ритмический рисунок и пульс посредством инструментов и движений. Более сложным этапом есть знакомство с пунктирным ритмом – четверть с точкой — восьмая либо восьмая с точкой – шестнадцатая, синкопами и затактом. Трехдольный размер осваивается на вальсовой музыке, которой довольно много в программе.

В соответствии с программе Д.Б.Кабалевского, такая работа возможно начата с темы Что такое музыкальная обращение, 4 четверть 2 класса. Использовать запись нот на лесенке, напоминающей нотный стан, переходить к записи на нотной строчке, нотоносце, растолковывать роль скрипичного и басового ключа.

Пение по нотам начинается с изучения темы Интонация. В ней выделяют пара взаимосвязанных линий: различие и сходство разговорной и музыкальной речи; зерно – интонация как база музыкального образа; интонационная ясность музыки.

Так, изучение нотной грамоты не есть изолированным разделом урока либо независимым видом музыкальной деятельности учеников. Подход к освоению элементов муз. грамоты различный. Но все едины в том, что элементы нотной записи вводятся на уроках неспешно. Знакомство с музыкальной (нотной) грамотой не самоцель, а лишь средство познания музыки, осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и содействует формированию музыкальной грамотности.

Открытый урок музыки во 2-м классе.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector