Первоначально сценарий образуется невербально. Мелкие дети, как словно бы радаром, начинают ловить сообщения о себе и собственной ценности через первые ощущения от хороших либо отрицательных контактов. Скоро они начинают осознавать выражения лица и откликаться на них так же, как на звуки и прикосновения. Дети, которых ласково прижимают к себе, которым радуются и с которыми говорят, приобретают сообщения, хорошие от тех, что приобретают дети, которых держат на руках испуганно, враждебностью либо тревогой. Дети, приобретающие мало контактов и эмоцииющие равнодушие либо враждебность своих родителей, испытывают пренебрежение к себе. Они приучаются чувствовать, что они — не о’кей, а быть может, кроме того смогут ощущать, что они «ничто».
Первые эмоции детей к себе, по-видимому, остаются самая мощной силой в их жизненной драме, значительно воздействуя на психотерапевтические позиции, каковые они принимают, и на роли, каковые они играются.
В течение первых нескольких лет дети начинают осознавать сценарные сообщения, передаваемые им родителями словесно. Эти сообщения являются предписа-
ниями, которым потом дети чувствуют себя обязанными направляться:
«в один раз ты станешь известным».
«Ты ни при каких обстоятельствах ничего не достигнешь».
«Ты страшный ребенок».
«Ты, без сомнений, помешанный».
«Мальчик, в тебе что-то имеется».
«Ты медлительный, как черепаха».
«Ты плохое семя».
«Нам было бы намного лучше без тебя».
Ребенку предписывается опытный сценарий, в то время, когда родители говорят:
«Джордж прямо создан быть врачом».
«Данный кроха ни при каких обстоятельствах не отыщет работу».
«С твоей энергией и предприимчивостью ты имел возможность бы реализовывать холодильники эскимосам».
«Из тебя выйдет красивая сиделка!»
«Она через чур ленива чтобы трудиться».
Один мужчина вспоминает, что в юные годы всегда слышал от своих родителей: «Из тебя выйдет хороший юрист. Ты владеешь бесплатно красноречия». Он взял юридическое образование и стал прокурором.
Любой ребенок приобретает определенные сценарные предписания довольно собственного пола и женитьбы. К примеру, предписание «В то время, когда ты женишься…» имеет сообщение, хорошее от «Если ты лишь женишься…». На будущие установки и половые роли детей воздействуют такие утверждения, как:
«Ну чем она не маленькая мама!»
«Ты таковой дистрофичный и костлявый ребенок, ты ни при каких обстоятельствах не станешь настоящим мужчиной».
«Из-за чего ты не можешь быть человеком!»
«Не показывай собственный остроумие, дорогая. Это может отпугнуть парней».
«Мы иудеи и сохраняем надежду, что ты женишься на еврейке».
«Ты можешь развлекаться с этими девушками, но не женись на женщине для того чтобы сорта».
«Женитьба — это западня, и лишь дураки попадаются в нее».
Люди приобретают сценарные сообщения о многих областях жизни. К примеру, ребенок может слышать об образовании: «Определенно, ты поступишь в колледж» либо «Колледж существует только для интеллектуалов»; о религии: «Мы сохраняем надежду, что ты постоянно будешь делать Десять Заповедей» либо «Церковь — это обман»; об отдыхе: «Физические упражнения тебе нужны» либо «Играться в футбол — убивать напрасно время»; о здоровье: «Это твоя забота» либо «Ты обязан очищать кишечник ежедневно».
Неудачный либо ни к чему не ведущий сценарий возможно результатом нереальных либо неверных замыслов. Например, ребенка смогут поощрять к тому, дабы стать врачом либо юристом, но одновременно с этим не дать никаких сообщений о времени, интеллектуальных свойствах, образовании и деньгах, каковые нужны для этого.
Избитая фраза «Не имеет значения, что Вы рассказываете, а принципиально важно, как Вы это рассказываете» содержит значительную часть истины. Довольно часто родители пишут сценарий, говоря одно, а подразумевая второе. Именно это подчеркивает Перлз, утверждая, что большая часть бесед — это неправда. Не обращая внимания на то, что говорят родители, ребенок вероятнее будет реагировать на невербальные сообщения. Мягкое, ласковое «Само собой разумеется, я обожаю тебя» совсем отличается от следующих аналогичных утверждений:
Натянуто: «Само собой разумеется, я обожаю тебя».
Со злобой: «Само собой разумеется, я обожаю тебя».
Рассеянно: «Само собой разумеется, я обожаю тебя».
из чего складывается сценарий нашей жизни