Как научиться читать вертикальными движениями глаз

Разбирая элементы методики стремительного чтения, мы были практически на полпути освоения новой техники чтения. Мы все больше и глубже определим изюминке самого процесса чтения.

Но перед тем как продолжить упражнения, давайте отыщем в памяти, что мы можем сейчас, освоив шесть бесед техники стремительного чтения.

Первое — вы прекрасно усвоили первое правило техники стремительного чтения — просматривать без регрессий. При. чтении любых текстов ваши глаза бегут лишь

вперед.

Второе—вы постоянно читаете по интегральному методу чтения. Закончив просматривать текст, вы видите, воображаете себе семь блоков метода и

контролируете их заполнение.

Третье—по окончании чтения у вас формируется доминанта—главная смысловая часть текста. Сжато и совершенно верно вы имеете возможность выразить главные мысли, идеи автора.

Четвертое—вы просматриваете без артикуляции. Информация обрабатывается лишь зрительным методом без проговаривания.

Пятое—у вас большой угол обзора. Вы видите практически всю страницу в упражнении «Созерцание зеленой точки». Узкие газетные колонки вы просматриваете лишь вертикальным перемещением глаз.

Перечисленные приемы техники стремительного чтения, которыми вы уже владеете, составляют базу методики. Они входят главными составляющими в семь золотых правил стремительного чтения, каковые будут рассмотрены в заключительной беседе. Итак, вы можете уже очень многое. Что же дальше? Возможно, вы уже пробовали просматривать вертикальным перемещением глаз не только газетные статьи, но и книги, и потерпели неудачу. Если вы еще этого не сделали, попытайтесь перевернуть две страницы книги назад и просматривать, стараясь удерживать глаза строго вертикально. Не обращая внимания на то что текст вам уже знаком, чтения как такового все же не было. В чем обстоятельство? Не смотря на то, что вы располагаете всеми возможностями для вертикального чтения, психологически вы к нему еще не готовы. Эту задачу и делает новое упражнение, которое мы назвали «способ штурма».

Штурм—это преодоление вашей инерции, искоренение ваших привычек. В возможности чтения текста вертикальным перемещением глаз убедили нас результаты опытов, каковые были совершены в лаборатории процессов зрительного восприятия Университета психологии АН СССР. Изучалось перемещение глаз испытуемых, предварительно обученных стремительному чтению.

Испытуемый, сидя в кресле, просматривал текст, расположенный вертикально перед ним на расстоянии 30 см. Дабы привыкнуть к чтению с присоской Ярбуса, укрепленной на внешнюю поверхность глазного яблока, проводились тренировочные занятия. По окончании двух-трех дней тренировки присоска уже не мешала.

Перед чтением давалась инструкция: просматривать лишь способом стремительного чтения.

Тексты по окончании одного прочтения изменялись.

Разглядим экспериментальные записи перемещений глаз. На рис. 30 дана запись перемещений глаз по тексту заметки газеты «Правда» испытуемой С.. прошедшей обучение за три месяца до этого изучения. Она прочла статью в пять абзацев за 20 сек., продемонстрировав наряду с этим скорость чтения 4800 знаков в минуту.

Как направляться из этого рисунка, фиксации глаз и автострада взгляда находятся

в большей части именно на главных словах либо в их смысловом поле. где находятся смысловые последовательности. Примечательно чтение последнего абзаца заметки:

траектория взгляда проходит по первой половине абзаца посередине и главные слова кроме этого равняется отстоят от центра вправо и влево. Последняя же треть абзаца характеризуется асимметричным переносом траектории перемещения глаз

Как научиться читать вертикальными движениями глаз

слева направо—посередине смысловых последовательностей.

На рис. 31 дана запись перемещений глаз испытуемой М., которая была обучена за год до экспериментального изучения. Текст, складывающийся из шести абзацев, был прочтен испытуемой за 25 сек. Главные слова расположены равномерно довольно условной вертикали, совершённой через середину колонок. Траектория перемещений взгляда и тут отражает рвение к балансировке главных слов и тяготение к смысловым последовательностям как ядерной базе. Мы видим, что М. применяет вертикальное чтение, но имеется большое количество горизонтальных перемещений глаз, неоправданные регрессии. Сравнив эту запись с предыдущей, возможно делать выводы о конечных удачах обученного человека. На этапах самого процесса обучения эти записи сейчас употребляются как подкрепляющая обратная сообщение.

Из приведенных записей видно, что фиксация взгляда находится как раз

на смысловых рядах и ключевых словах, т. е. центральное поле зрения наведено на определенные смысловые группы, значимые как для автора, так и для читателя. Это происходит благодаря обучения стремительному чтению по методике, направленной на познание смысловых связей в тексте. Развитое периферическое поле зрения у обученного читателя, сочетающееся к тому же с чтением без артикуляции, и имеется та достаточная обратная сообщение, которая наводит центральное поле зрения на самые весомые смысловые центры в тексте—«золотое ядро». В случае если совершить усредненную линию, определяющую траекторию перемещения глаз при чтении текста во всех разобранных опытах, то она будет проходить практически вертикально сверху вниз по центру страницы.

Упражнение «Способ штурма» оказывает помощь освоить такую технику перемещения глаз. Но вертикальное перемещение глаз не самоцель. Главная задача упражнения пребывает в трансформации программы восприятия текста, с тем дабы в единицу времени принималось громаднейшее количество смысловой информации. Нужно всегда помнить об избирательной свойстве мозга. Установлено, что в ходе чтения при фиксации взгляда на строчке текста по зрительному нерву в сжатом виде направляется лишь самое основное, второстепенное остается «на позже» либо не берется вовсе.

Зрительная совокупность не просто переносит в мозг сведения о их конфигурациях и распределении букв на отдельных участках страниц книги, а уже сначала, в то время, когда изображение текста лишь попадает на сетчатку, выявляет характерные элементы конфигураций слов, не реагируя на те участки текста каковые передают неважную данные об замеченном. Как установили психологи, при чтении слова распознаются благодаря их ассоциативной связи с понятиями, с некоей алгоритмической схемой либо совокупностью соотношении, смыслов, каковые конструирует сам просматривающий. Люди занимаются неизменно таким алгоритмическим распознаванием зрительных образов По-видимому, оно основано на ходе, в котором слова помогают только собственного рода «ключами», помогающими конструировать (генерировать) образное представление смысла того сообщения, которое задается мозгом сейчас чтения.

На рис. 24 мы уже видели в сопоставлении схемы перемещения взгляда при медленном и стремительном чтении. Перемещение взгляда по центру страницы снабжает самая эффективную стратегию чтения. В случае если взглянуть со стороны на человека, просматривающего скоро, создается чувство, что он как бы разрезает подбородком страницу сверху вниз. Но в случае если пристально замечать данный процесс долгое время, то возможно подметить, что время от времени глаза просматривающего легко отклоняются от вертикали—то вправо, то влево. Такое чтение возможно растолковать следующим образом.

В то время, когда глаза просматривающего двигаются вертикально по центру страницы идет

его опознание и восприятие текста в соответствии с имеющимися в памяти эталонами.

Но внезапно взор отклонился от вертикальной линии, а глаза побежали по строке, впитывая значительно новую данные. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга. Тут же, мгновенным перебором было установлено: в кладовой памяти нет таких сведений. Прочтённые эти воображают интерес и должны быть поняты более глубоко Но когда это сделано, возможно снова возвратиться к вертикальному чтению. Появляется вопрос, как довольно часто отклоняются глаза от главного вертикального перемещения

Наблюдения говорят о том, что у обученного человека это происходит достасовершенно верно редко. Обстоятельство-избыточность текста. Отыскать и обработать лишь содержательную часть текста — вот задача стремительного чтения. И навык крутикального перемещения глаз—один из самые эффективных дорог ответа данной задачи.

В базе упражнения «Способ штурма» лежит создание стрессовой обстановке. На чтение одной страницы книги отводится лишь 15 сек И за это время вы должны вправду прочесть, а не просмотреть и не пробежать

Представьте себе, что вы находитесь в лабиринте. Продолжительное время вы ищете выход, силы на исходе, осталась последняя спичка. Наконец вы подошли к указателю, где записаны правила выхода из лабиринта. За 15 сек каковые горит спичка, вы должны успеть прочесть, осознать и запомнить инструкцию От этого зависит ваша жизнь. Большая мобилизация всех сил внисосредоточенность и мание.Вы приготовились, начали чтение

Вышеприведенная обстановка и является упражнением «Способ штурма», с той лишь отличием, что прочесть в таком режиме необходимо несколько страницу, а 10-12 книг количеством 50-100 страниц любая Что просматривать? Как отмечать время? Что осознавать в прочтённом? Давайте совместно разберемся в этих вопросах.

Правила исполнения упражнения «Способ штурма»

1. Нужно подготовить 10—12 книг научно-популярного характера количеством 50—100 страниц любая. Желательный формат книги—такой же, как у данной.

2. Первые две-три книги нужно предварительно подготовить—сделать разметку: совершить несложным карандашом легкие линии вертикально сверху вниз по центру каждой страницы.

3. Просматривать книгу, затрачивая на чтение каждой страницы не более 15 сек.

4. Время чтения каждой страницы фиксировать по секундомеру, расположенному в поле зрения. Возможно записать на магнитофоне отметки времени. Возможно, что более предпочтительно, забрать интегральное время на чтение всей книги. К примеру, 100 страниц прочесть за 25 мин.

5. Основное при таком чтении—строго вертикальное перемещение глаз по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксации глаз—их остановка и частично горизонтальные перемещения—допустимы, но лишь в местах с громаднейшей информативной плотностью.

6. Всецело осознавать и усваивать прочтённое при таком чтении пока не нужно. направляться не забывать, что «способ штурма»—это не метод чтения, а лишь методический прием, формирующий навык вертикального перемещения глаз по центру страницы.

7. Любая книга читается вами от начала до конца без перерыва. По окончании чтения нужно письменно ответить на следующие вопросы: наименование книги, ее создатель, выходные эти, о чем эта книга и какие конкретно самые интересные события, факты, явления вам запомнились?

Упражнение 6.3. Вертикальные перемещения глаз

6.3.1. Каждый день просматривать одну книгу количеством 50—100 страниц «способом штурма», развивая вертикальное перемещение глаз. Осознавать прочтённое пока не нужно.

6.3.2. Каждый день просматривать одну-две книги количеством 100—150 страниц «методом штурма», применяя лишь вертикальное перемещение глаз. Попытаться усвоить главный суть прочтённого.

Определение скорости чтения

Как в большинстве случаев, приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. на данный момент вы станете просматривать текст, нижеприведенный. Данный текст собран узкими колонками, что окажет помощь вам организовать при его чтении строго вертикальное перемещение глаз с полным охватом всей колонки. Просматривайте храбрее. Не забывайте: ваша задача— отыскать в тексте ответы на вопросы, поставленные в блоках интегрального алгоритма чтения.

Время начала чтения____________________

Время окончания чтения ________________

Время чтения текста ____________________

Как обучиться просматривать людей

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector