Как мы понимаем других

В то время, когда действия другого человека расстраивают нас, мы восклицаем: “Я его не осознаю!” Иными словами, мы рассказать о том, что не можем представить себе его модель ми-Ра, убеждения, связывающие ее, образ мышления этого человека, значимые для него нюансы. Это значит, что войти в Раппорт с ним будет тяжело. Для того чтобы человека мы можем назвать “другого поля ягодой”, “чудаком”, “инопланетянином” (либо как-нибудь .покрепче), высказывая недовольство тем, что не можем осознать его действительность. Я не желаю заявить, что одни лК)ди живут в верной действительности, а другие — в непра-вИльной; все мы правы — любой по-своему.

114 ¦ ПИТЕР ЯНГ

Мы уже знаем, что можем прикоснуться к чужой действительности, приняв такую же позу, другими словами сымитировав “применение” тела. Но вряд ли мы будем этим заниматься. (Представьте, как изменился бы стиль ведения переговоров, если бы все поступали как раз так!) Мы скорее склонны обращать внимание на слова, на то, как человек их произносит, на язык тела, конгруэнтность, пробовать узнать скрытые намерения и т.д. Мы привыкли строить предположения относительно системы убеждений и искать им подтверждения. Со временем мы обучаемся идентифицировать разные видения мира и с высокой степенью возможности определять, “где человек живет”.

Мы предполагаем, что наша общая вселенная варьируется в нескольких измерениях, и обучаемся выявлять нюансы, по которым человек подпадает под то либо иное измерение. Мы используем такие ярлыки, как “динамичный”, “экстраверт”, “умный”, “предприимчивый”, “философ” и т.д. Появляется вопрос: “Существуют ли фундаментальные качества, каковые мы имели возможность бы применять для классификации диаметрально противоположных видений мира, каковые мы имели возможность бы систематически и последовательно охарактеризовать, выявить и применять?”

“Модели действительности”

Опыт говорит о том, что существуют “непримиримые” точки зрения, каковые становятся обстоятельством войн, споров, непонимания и ссор. Мы кроме этого знаем, что существует множество способов ответа распрей — к примеру, сражения, бомбежки, расстрелы, — каковые как правило не приводят к пониманию и миру. Быть может, нам бы удалось разобраться в обстоятельствах происхождения конфликта, если бы мы знали “когнитивный контекст” — действительность, в которой точка зрения другого человека обретает суть! Мы можем не дать согласие с ней, но мы сможем осознать, что к чему. Если бы мы собрали для того чтобы рода данные о достаточном ко-

МОДЕЛИ и МЕТАФОРЫ Трансформации ¦ 115

личестве людей, мы бы заметили темы и мотивы, неспециализированные для этих различных действительностей. Выявив и проклассифицировав методы создания действительностей, мы имели возможность бы составить перечень главных параметров и подобрать метафоры для их осмысления. Работа предстоит непростая, в особенности в случае если учесть все разнообразие людской природы и тот факт, что любой человек на земле поступает по-своему, имеет неповторимую модель действительности и неизменно ее обновляет. Так что нам нужно будет сделать последовательность глобальных обобщений.

Развивая сенсорное осознание, замечая за речью и поведением вторых людей, мы обучаемся уважать другие, идиосинкразические воззрения на судьбу вселенной. НЛП обрисовывает последовательность таких тенденций и поведенческих паттернов: ВАК (преобладание визуального/аудиального/кинестетиче-ского восприятия), “мета-программы” и т.д. Но они не полностью отражают системы убеждений и общие видения мира. Как раз исходя из этого нам потребуются ярлыки и новые категории.

Модель “Четыререальности”

Разрешите представить вашему вниманию старую и одновременно с этим современную модель описания разных действительностей. Эта модель красной нитью проходит через историю западной культуры. В течение тысячелетий она претерпевала постоянные трансформации, подстраиваясь под потребности поколений. История знает множество “поверхностных” форм для описания других мировоззрений, не смотря на то, что в любом случае сущность остается неизменной. Данный четверичный паттерн видится в теориях “четырех стихий”, “четырех типов темперамента” и в типологии личности по Юнгу. Существуют и Другие разновидности этого паттерна, причем кое-какие появляются еще в культурах Древнего Востока.

Самая последняя версия четверичного паттерна — модель “Четыре действительности” (McWhinney, 1997), которая является переработкой данной старой совокупности понимания, которую Уилл МакВинни приписывает буддизму. Она опй-

116 ¦ ПИТЕР ЯНГ

сывает четыре действительности, мировоззрения либо контекста поведения и растолковывает пути происхождения распрей на земле различий в видении мира, и пути успехи больших изменений и решения проблем через прокладывание “Дорог трансформации” в разных действительностях.

Версия МакВинни думается мне только успешным методом организации большей части НЛП-знания, и объяснения многих распрей, споров и размолвок, которыми полна наша жизнь. Выяснив, в какой действительности либо в когнитивном контексте находимся мы, а в какой — второй человек, мы сможем более конструктивно строить с ним коммуникацию, оказывать влияние и поддерживать раппорт. Владея гибкостью для признания различных выбора и видений мира подходящих способов вмешательства, мы сможем обеспечить достижение желаемых результатов всем заинтересованным. Кроме этого, мы кроме этого сможем осознать, как людские существа наполняют собственную жизнь смыслом.

Дабы продемонстрировать, как это трудится, я растолкую базисные условия модели “Четыре действительности” применительно к НЛП. Это лишь начало. То, что МакВинни и его ассистенты именуют “дорогами трансформации”, испытывает недостаток в важной доработке. В случае если вас интересуют методы трансформации организаций, могу порекомендовать вам обратиться к книге МакВинни (McWhinney,1997). В эту книгу вошли не все разработки, но однако она способна указать направления предстоящих изучений.

Вы, возможно, уже привычны с моделью четырех действительностей, не смотря на то, что сами того не поймёте. Я уже применял ее в данной книге, не смотря на то, что и не давал правильного заглавия. НЛП проходит через все четыре действительности и применяет кое-какие “Пути трансформации” в собственных техниках. Мета-зеркало — самый хороший пример пути трансформации в четырех действительностях (см. главу 13).

Я полагаю, что очень многое из того, что вы понимаете о мире, об НЛП, о природе конфликта, о вторых совокупностях информации, мудрости и знания, поднимется на собственные места. Вы кроме этого получите модель для предстоящих независимых изучений.

МОДЕЛИ и МЕТАФОРЫ Трансформации ¦ 117

Внимание! Ваш мир уже ни при каких обстоятельствах не будет таким, как раньше! По причине того, что вы сможете более рационально подмечать и сортировать собственные и чужие идеи, представления, сообщения и конфликты. А умение входить в раппорт и оказывать влияние принесет еще громадную пользу.

Упражнение 6.2. Определение предпочтений

Итак, что такое четыре действительности и как их возможно определить? Данный маленький тест окажет помощь вам выяснить собственные предпоч-

тения.

• Не особенно вспоминая, выберите из перечня то. что вам больше нравится, что, как подсказывает ваша интуиция, самый совершенно верно обрисовывает ваши жизненные интересы?

Правила/Истины Факты/Доказательства

Идеи/Творчество Эмоции/Сокровища

Что вы используете, исследуете значительно чаще, на что обы* обращаете внимание? Что-то одно окажется более привле тельным, чем все другое. К примеру:

• В чем содержится ваша работа? Что есть клю вым нюансом вашей опытной деятельноеп

• Что вы делаете для развлечения, для наслаждения?

Вы, очевидно, имеете возможность заявить, что используете все приведенное в перечне. Надеюсь, это так. Но люди в большинстве случаев отдают предпочтение одному конкретному виду деятельности, одному главному интересу, исходя из этого попытайтесь понять^ что нравится вам больше всего. Быть может, вам будет несложнее начать с обнаружения наименее привлекательного.

Мы все предпочитаем определенные виды деятельности, наем, что принципиально важно для нас, на что стоит обращать внимание’ отечественную “модель мира” входят:

¦

ПИТЕР ЯНГ

• информация и конкретные данные об окружающем мире — информация, полученная через органы эмоций;

• “обобщения” и правила, каковые мы создаем на базе данной информации;

• ценности и приоритеты — то, что для нас принципиально важно;

• отечественные представления о пределах вероятного, о том, как что происходит, о желаемом.

Не смотря на то, что у каждого из нас имеется предпочитаемая действительность, мы неизменно проходим все четыре. Как и при с любым описанием черт личности, мы оказываемся скорее сочетанием, чем абсолютом — не твёрдые рамки классификации, но размытые тенденции.

МакВинни. Модель “Четыре действительности”

В соответствии с модели МакВинни, мир делится на два главных измерения: Множественность (множество и единство) и Воздействие (детерминизм и свободная воля). Соединение этих двух измерений дает “карту”, состоящую их четырех ячеек: Унитарная (У), Сенсорная (Се), Социальная (Со) и Мифическая (М) (рисунок 6.1).

Рисунок 6.1. Модель “Четыререальности”

Монистическая МножественностьПлюралистическая
Детерминистическая Воздействие (Свободная воля) Волевая Унитарная (У) Истины Правила Воздействие Сенсорная(Се) Факты Сенсорная информация Доказательства
Мифическая (М)Идеи Выдумки Стратегия Социальная(Со) Ценности Эмоции Ответ

Фильм

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector