Эвристические, или поисковые, методы

Эта группа методов уже не раз упоминалась в предыдущих разделах. Эти методы имеют варианты названий: от индуктивных, от «наблюдений над языком» — до исследовательских.

Все они занимают высшие ступени в шкале методов, расположенных по степени познавательной активности учащихся. Как правило, они рассматриваются как основа развивающего обучения.

Эвристика — метод обучения через открытия, через решение субъективно-творческих задач; метод предполагает создание ситуаций, подводящих ученика к микрооткрытию, проводит ученика по ступеням поиска, пройденным когда-то первооткрывателем данной частицы нового знания. Например, урок письма, класс, тема «Предложение».

Учитель. Когда мы читаем рассказ, то каждое предложение выделяем голосом (паузами и интонациями). Значит, и на письме предложение должно быть как-то выделено. Чтобы читающий сразу видел и начало, и конец предложения. Но как? Предлагайте сами: как договоримся, решим обозначать начало предложения, как — его конец?

Дети (предлагают). Начало обозначать палочкой вверх, а конец- палочкой вниз:

¦____ ___________ ____________ ___

первую букву красным цветом, последнюю — синим; впереди ставить вилку влево, в конце — вилку вправо: .

Как видим, эвристический прием превращает учение в проектирование, в изобретательскую деятельность; она увлекает детей, придает им уверенность, подводит их к выводу, к пониманию функций знаков препинания и вообще — графики, включает школьников в понимание необходимости самостоятельных решений, развивает их самостоятельность и творчество.

В конце эвристического момента школьники приходят к выводу: изобретатели письма условились начало предложения обозначать заглавной буквой, а конец предложения — точкой. Может быть, это не самое лучшее решение, но оно имеет некоторые преимущества: экономии места на строке.

Огромное значение имеет самосознание: я сам это придумал, нашел это решение. Данная эвристическая задача найдет продолжение в темах «Вопросительное предложение», «Восклицательное предложение». Эвристическая методика учит школьника видеть и осознавать проблему, и тогда процесс учения превращается в цепь «открытий», дающих радость познания.

Осознание проблемы имеет три степени самостоятельности, приближающей школьника к творчеству:

а) понимание ситуации, порождающей вопросы, осознание мотивов, превращающее их в цель;

б) осознание возможного способа решения задачи, достижения цели;

в) сравнение нескольких способов решения, выбор оптимального варианта. В нашем примере все эти ступени легко прослеживаются.

В дидактике и в частных методиках этот аспект эвристики получил название проблемного обучения. Оно предполагает достаточно широкий спектр «степеней свободы» -,от осознания внутренних связей в системе изучаемого предмета (в нашем случае —русского языка) — до полной исследовательской работы: систематизация типов склонений имен существительных, моделирование морфемной структуры слова, выявление синтаксических связей между членами предложения, построение классификации звуков речи, построение схемы времен глагола и мн. др. Школьники с огромным интересом работают над такими проблемами: изучение многозначности слова (например, земля — 5 значений; звезда — 4 значения; рука и ручка и мн. др.); исследование причин допущенной орфографической ошибки — например, в словах «козался», «зиленый» и т.п.; исследование связи между морфемным составом слова и его значением, например: перевозчик, вертолет.

На высших, исследовательских, ступенях эвристической методики ученик практически использует многие методы научного исследования: наблюдение с различными способами фиксации результатов (запись, условные знаки, рисунок), моделирование, обобщение, таблицу.

К числу исследовательских принадлежит и метод лингвистического эксперимента: например, выбор синонима для данного текста: глаза и очи; образование слова с корнем -вод- (вода) и со значением «так можно сказать о пустыне Каракумы»; попытка образовать множественное число от существительных песок, хлеб, терпение, палка, небо, жаркое («жареное мясо») и т.н. Требуется объяснить, как изменилось значение слона при образовании формы множественного числа. Эксперимент это строго организованное действие, позволяющее проверни. какое-то предположение, гипотезу. Эксперимент предполагает внимательное наблюдение, его запись; в случае необходимости он может быть повторен несколько раз. В данных случаях: первый пример выбор из двух синонимов глаза — очи проверяет чувство уместности слова, имеющего определенную стилистическую окраску; второй пример слово безводная пустыня — проверка образования слона по определенной модели, на основе «чутья языка», языковой интуиции; в третьем задании — все варианты разные: хлеб хлеба разные значения: хлеб — это продукт, приготовленный из муки но известной технологии, хлеба — это растущие в поле, на большой площади и зерновые культуры — пшеница, рожь.

Лингвистический эксперимент выявляет скрытые возможности языковой способности человека.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ по Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРУ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector