Этнополитические конфликты

Роль этнонационального фактора во всемирной политике в посш ние десятилетия выросла и увеличивается. Сепаратистские денции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку.

пались федеративные страны СССР, Югославия, Чехослова-кия. Национальный вопрос остается непростой внутриполитической проблемой в Канаде (Квебек), в Соединенных Штатах (негритянский, мексиканский, индейский вопросы).

В мире насчитывается более 5000 этносов, из которых 269 составляют более чем одного миллиона человек, 90% народностей и наций входят в состав многонациональных стран. В Российской Федерации насчитывается более 1000 народов и этносов. И ни один из этносов не ограничивается удовлетворением ярких потребностей. Любой получает удовлетворения собственных заинтересованностей, как минимум, — свободы развития, самоутверждения и самостоятельности.

Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других неприятностей. Исходя из этого в тех либо иных событиях, неурядицах, а иногда и катастрофах выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет продемонстрировали, что этнонаци-ональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Исходя из этого в политике выражаются и реализуются многие ответственные интересы этносов. Разглядывая этнонациональ-ные отношения как объект политики, нужно узнать соотношение и структуру таких понятий, как этнос, нация, национальное государство.

Этнос (греч. ethnos — племя, народ) — устойчивая группа, владеющих общностью происхождения (крови), истории, культуры и языка.

Нация (лат. natio — племя, народ) — устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на базе единства происхождения (общности “крови”), культуры, коммуникаций и совместного проживания (экономических, политических и др.). В структуре нации соединены этнические (происхождение, язык, культура) и социальные (совместность экономической судьбе, групповая идентификация и Развитые коммуникации) компоненты.

Формирование наций ведет к образованию стран в раз-^чных формах их степени и политической организации направляться-

молодости. В этом смысле государство и нация — понятия родные.

Гнос, созревающий в нацию, формирует и государство. В большинстве случаев, г° не обособленный этнос, а несколько этносов, сложившихся в еди-

ную нацию. Каждая нация полиэтнична. Исходя из этого основополагающий принцип национального устройства большинства государств таков, что нация понимается как национальный этнос. Нация вне страны существовать не имеет возможности.

Национальные отношения — это отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями, национальными группами и национальными меньшинствами) и их национальными образованиями, и между людьми разных национальностей, складывающиеся в ходе взаимодействия и жизнедеятельности национальных общностей.

Основной вопрос в национальных отношениях, с одной стороны, это вопрос равноправия либо подчинения, вопрос о обстоятельствах происхождения недоверия, конфликтов и вражды, это вопрос о неравенстве уровней экономического и культурного развития между нациями. С другой — это вопрос об отношениях между существующей системой и нациями власти в многонациональном обществе, о формах, условиях и методах его решения в интересах добрососедства и мирного сосуществования, прогресса нации на базе равноправия, демократизма и суверенности.

В 70-90-е гг. во всемирной публично-политической мысли деятельно разрабатываются концепции и этнополитические идеи, трактующие устремления и различные интересы разнообразных социальных форм этносов — племен, народностей, наций. Это связано с тем, что этнические процессы проявляются везде в мире. Они обусловлены утверждением на арене всемирный истории неповторимых культур народов, считавшихся ранее отсталыми и получившими собственную национальную независимость недавно. направляться также подчернуть, что всплеск этнического сознания у народов, живущих в “постиндустриальном обществе”, позван неосознанным сопротивлением нивелирующему действию новейших технологий и моделей образа судьбы, угрожающих сохранению национальной самобытности и культурной традиции. Скоро растут национализм и национальное самосознание. Ученые назвали данный феномен “этническим ренессансом”, “этническим парадоксом современности”.

Само по себе этническое восстановление не есть этнически! конфликтом, но владеет замечательным конфликтогенным потенци

алом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, весьма размыта и подвижна. Маленькое изменение выговоров разрешает обычно незаметно преодолеть эту гра*ь, и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.

В российской политологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием публичных перемещений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений а также гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

Свойство этнополитического измерения современного конфликта содержится в том, что конфликт имеет развёртывания и скрытый период накопления межэтнических противоречий. У каждого конфликта он имеет различную длительность. Как раз в это время и происходит формирование фактически этнополитического потенциала конфликта, и осознание национального статуса его участников, сопоставление ими собственного статуса со статусом вторых национальных общностей и формирование отношения к ним. В это время решается вопрос о дорогах борьбы за перераспределение и власть материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональной борьбы.

В научной литературе существуют два подхода к анализу обстоятельств, эволюции и сущности этнополитических распрей.

Первый — социологический. Обстоятельства распрей разъясняются на базе анализа этнических параметров главных социальных слоёв и групп, и на изучении взаимовлияния и взаимосвязи социальной стратификации разделения и общества труда с этническими чертями региона, переживающего не-тическую напряженность.

Второй — политологический. Центральное внимание уделяется трактовке роли национальных элит в мобилизации эмоций в ходе межэтнической ее эскалации и напряжённости до отметки открытого конфликта. В качестве главного исследуется вопрос о власти, Доступе к ресурсам. Анализируются социально-психотерапевтические Механизмы этнополитических распрей.

При рассмотрении обстоятельств происхождения этнополитических распрей многие ученые отмечают, что основополагающими являются обстоятельства общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. К примеру, Э. Блэк считает, что неравномерное протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национально-национального устройства и др.) в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и настоящими возможностями страны обеспечивать обеспечение прав собственных граждан — с другой. По утверждению А. Дейча, модернизация активизирует этническое сознание, помогает складыванию политических устремлений к национальной автономии.

Разглядывая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер выдвигаем концепцию “внутреннего колониализма”, в которой обосновывает “триадную модель” происхождения этнополитической напряженности:

1) конфликтогенную по собственной природе объективную обделен-ность этнических периферийных групп многонационального страны в ходе его неравномерной модернизации;

2) осознание данной обделенности участниками этнической группы какобраза коллективных центро-периферийных взаимоотношений угнетения;

3) формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на “внутренний колониализм” Центра.

Отдельный пласт обстоятельств, порождающих этнополитические конфликты, коренится в их взаимодействии и истории этносов, сформировавшемся национальном складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, стереотипах и идеологических мифах, транслирующихся много поколений и др.

В условиях уничтоженных социальных связей улучшается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Разные течения этноцентрализма, включая крайнего шовинизма и разновидности национализма, преобразовываются в особенные формы преодоления комплекса неполноценности, свойственного маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, благодаря которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.

В числе обстоятельств, порождающих этнополитический конфликт, возможно назвать “политизацию этнической солидарности” (Ч. Фос-тер), взявшую собственный развитие в условиях либерализации политической совокупности в СССР в перестроечный период.

Возможно назвать кроме этого и ситуационные источники этнополити-ческих распрей:

1) неожиданное исчезновение сдерживающих факторов внешнейсреды, что может случиться из-за стремительного ослабления высшей политической власти либо неожиданного исчезновения внешнейугрозы;

2) историческое наследие межэтнических взаимоотношений;

3) внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы;

4) экономическая обстановка;

5) уровень политической и неспециализированной культуры в очагах этнополи-тических распрей и другое.

Вся совокупность этнополитических распрей на постсоветском пространстве возможно сведена к следующим главным типам:

— территориальные конфликты, довольно часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов: их источник — внутриполитические, часто и вооруженные, столкновения между правительством и национально-освободительным перемещением либо сепаратисткой группировкой, пользующейся военно-политической помощью соседнего страны (Нагорный Карабах, Южноосетинская республика, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестани др.);

— конфликты, порожденные рвением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме созданиянезависимого национального образования (Республика Абхазия, Приднестровье);

— конфликты, которые связаны с восстановлением территориальныхправ депортированных народов (между ингушами и осетинами из-заПригородного района, крымскими татарами и другими народамиКрыма);

— конфликты, в базе которых лежат притязания того илииного страны на часть территории соседнего страны(рвение Латвии и Эстонии присоединить к себе последовательность районовПсковской области, каковые вошли в состав этих двух стран при провозглашении независимости, а в 40-е гг. перешлик РСФСР);

— конфликты, источниками которых помогают последствия произвольных территориальных трансформаций, осуществленных во время СССР (это в первую очередь неприятность Крыма, а в потенции —территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии);

— конфликты, порожденные долгим нахождением депортированных народов на территории вторых республик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);

— конфликты, которые связаны с противопоставлением и абсолютизацией правил права народов на территориальную целостность и самоопределение стран, со рвением легитимации социально-политического превосходства “коренной” (“титульной”)нации данного страны либо национально-национального образования над вторыми народами;

конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде стран СНГ;

конфликты, в которых за лингвистическими спорами (о национальном языке) довольно часто прячутся глубокие противоречия между разными национальными общинами, как это проявляется, к примеру, в Молдове.

При анализе этнополитических распрей направляться иметь в виду, что часто может наблюдаться наслоение одних конфликтных обстановок на другие.

Все бытующие в мире представления о путях и принципах ответа этнополитических распрей смогут быть подразделены на три главные категории:

Своевременные ответы связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными по большей части на недопущение разрастания конфликта, к примеру за счет усиления охраны крайне важных объектов либо нейтрализации “боевиков”, на устранение самые ощутимых последствий распрей (обустройство и размещение беженцев, восстановление уничтоженных строений, коммуникаций и т.д.); или связанные с минимизацией риска происхождения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).

Тактические ответы направлены на урегулирование уже появившихся распрей методом силового, а также экономического давления на их участников либо при помощи налаживания процесса переговоров.

Стратегические ответы ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на базе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психотерапевтических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.

Российская Федерация деятельно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических распрей на территории стран СНГ. Наша страна внесла свою лепту в их перевод и смягчение конфликта в фазу переговоров, выступая посредником между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Абхазией, Грузией и южной Осетией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье, она является сдерживающим причиной в гражданской войне в Таджикистане.

Без разрешения существующих и упреждения новых распрей политико-правовыми средствами нереально успешное осуществление социально-экономических реформ, обеспечение народовластия во всех максимальной интеграции и сферах жизни СНГ.

Выводы

1. Политический конфликт • — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностьюих интересов, взглядов и ценностей. В зависимостиот уровня участников политический конфликт возможно: межправительственным, национальным, региональным, местным. Внутриполитические конфликты подразделяются на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

2. Политический кризис — это состояние политической системыобщества, выражающееся в обострении и углублении имеющихсяконфликтов, в резком усилении политической напряженности.

3. Урегулирование распрей подразумевает: а) предупреждение открытых форм проявления распрей, сопровождающихсянасильственными действиями; б) разрешение распрей, предполагающее устранение обстоятельств, вызывающих их, формирование нового уровня взаимоотношений участников, улаживание распрей (сни-

жение уровня враждебности в отношениях сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

4. Подэтнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием публичных перемещений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений а также гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

Главные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, эт-нополитический конфликт, парламентский кризис, конституционный кризис.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector