Этнометодология г. гарфинкеля.

Этнометодология, основанная Гарольдом Гарфинкелем (р. 1917), «Изучения по этнометодологии» (1967), разделяет многие идеи символического интеракционизма и феноменологической социологии, появилась социологии в 70-е гг. текущего столетия в Соединенных Штатах. Само наименование «этнометодология» происходит от слов «этнос» (люди, народ) и методика (наука о правилах, способах) и обозначает «науку, исследующую правила повседневной судьбе людей». В этнометодологии речь заходит в первую очередь не о способах самой науки, а о способах конструирования и описания социальной действительности, каковые употребляются людьми в их повседневной обыденности. Причем этнометодологи особенно подчеркивают тот факт, что описание социальной действительности тождественно ее конструированию.
В рассуждениях Гарфинкеля центральными понятиями являются «рефлексивность и» фоновые «ожидания». Первое понятие — «фоновые ожидания» — свидетельствует представления социального субъекта в форме «правил» действия (поведения, понимания, объяснения и т.д.). По Гарфинкелю, субъекты творят социальную реальность по принятым правилам (стандартам, примерам), но сами эти правила сущность социальные «произведения». Так, социальная реальность формирует и воссоздает самое себя, рождается все из тех же субъективных актов. Рефлексивность, второе понятие в учении Гарфинкеля, свидетельствует происхождение социальных структур на протяжении их субъективной интерпретации.
Изюминкой этнометодологического подхода к обществу есть отождествление социального сотрудничества с речевой коммуникацией и наряду с этим не со смысловой информацией, а с синтаксической, с «правилами говорениям. Гарфинкель призывает ученых-социологов изучать не то, что сообщено, в противном случае, как сообщено. Социальное, по Гарфинкелю, делается по большому счету вероятным только за счет того, что коммуникация субъектов осуществляется по некоторым правилам, правильнее, «правилам говорения». В простом «беседе» субъектов наряду с этим имеют место следующие моменты: 1. В беседе обязательно присутствуют элементы обоюдного понимания, не смотря на то, что обсуждаемые неприятности и не упоминаются. 2. Познание устанавливается не только на базе сообщённого, но и на базе невысказанного. 3. Во многих случаях познание устанавливается не благодаря терминов употребления и строгости понятий, а всего лишь в следствии временной последовательности речи. 4. Познание достигается частенько в следствии не актуального разъяснения, а заблаговременно известного, т. е., некоей «подлежащей модели» понимания.
5. Познание основано в известной мере на актуальной схеме и наличной интерпретации выражения мысли. 6. В понимании обязательно заключено ожидание соответствующей реакции партнеров, которая, со своей стороны, проясняет суть речи, позиции субъектов, оценки и т.д.

Наровне с теоретической процедурой феноменологической редукции, Г. Гарфинкель придумывает экспериментальные обстановки, в которых разрушается привычное определение обстановок, обнажая ожидания, соответствующие здравому смыслу. В случае если феноменологическая редукция разрешает в мыслях отвлечься от здравого смысла, то опыты Г. Гарфинкеля разрешают реально взглянуть на него со стороны. К примеру, Г. Гарфинкель советовал в порядке опыта вести себя дома так, как в случае если находишься в гостях: просить разрешения помыть руки, неумеренно хвалить все, что подают за стол и т. д. Второй экспериментальный прием содержится в том, дабы сделать вид, что не осознаёшь суть несложных повседневных обращений. К примеру, экспериментатора задают вопросы: «Как дела?», а он уточняет: «Какие конкретно дела? Что означает как? Какими конкретно из моих дел ты интересуешься?». Еще один прием содержится в том, что на протяжении беседы с человеком, экспериментатор приближает к нему собственный лицо, ничего наряду с этим не растолковывая.

Такое поведение разрушает привычную обстановку, выявляет изюминке поведения, которое будучи повседневным и привычным, далеко не всегда осознается, будучи необычным фоном, на котором разворачиваются отечественные сотрудничества. Совокупность привычных, не всегда осознаваемых способов (способов) поведения, сотрудничества, восприятия, описания обстановок именуется фоновыми практиками. Изучение фоновых практик и составляющих их способов, и объяснение того, как на базе этих практик появляются представления об объективных социальных университетах, других структурах и иерархиях власти – главная задача этнометодологии.

Сами по себе человеческие сотрудничества и образующаяся в их результате социальная действительность смогут быть не только субъективными, но и иррациональными. Но используемые людьми способы их интерпретации, язык описания таковы, что рациональности и свойства объективности неизбежно привносятся в них. Участвуя во сотрудничестве, индивид неизбежно разбирает все происходящее и высказывает результаты собственного анализа в общепонятных терминах. Принимаемые нами в качестве объективных черты социальной действительности объективны только вследствие того что мы высказываем их в терминах их неспециализированных особенностей. Эти неспециализированные особенности не обязательно свойственны самим объектам, но приписываются им на протяжении их описания. Вербальное выражение придает обрисовываемому опыту рациональный, связный и систематический темперамент, делает его осмысленным и рациональным. Социальный порядок исходя из этого появляется только ситуативно, как следствие обрисованных элементарных сотрудничеств.

Опыт думается рациональным, потому, что включен в неспециализированный для данной аудитории контекст. В обыденной речи употребляются индексичные (указательные) выражения, обрисовывающие объекты с позиций их особых неповторимых качеств на фоне некоего контекста, что в большинстве случаев предполагается известным всем и не требующим уточнения. Но люди только делают вид, что им ясно, в то время, когда окончательная ясность отсутствует. Согласованная социальная судьба вероятна только вследствие того что люди готовы переносить неопределенность и трактовать собственные и чужие иррациональные поступки в качестве осмысленных.

Светлана Баньковская — Этнометодология

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector