Эстетическое сознание

Понятия Истины и Хороша неполны без Красоты, а она, со своей стороны, проявляется в том месте, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я уверен, — писал Гегель, — что верховный акт разума, охватывающий все идеи, имеется акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами только в красоте» . Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не владея эстетическим эмоцией.

Античность деятельно рефлексировала по поводу собственной духовной деятельности, причем не только ее содержания, но и ее формы, что проявилось во введении эстетических понятий красоты, меры, гармонии, совершенства в состав главных категорий бытия . Собственную приверженность к эстетическому древние мыслители растолковывали тем, что лишь эта форма адекватно высказывает мир и бытие в целом, имеющий в собственной базе глубоко скрытый за вещами, за, казалось бы, хаотичными формами красоты и фундаментальный принцип гармонии. Красота для античности была атрибутом самого мира, а не только взирающего на данный мир человека. Помимо этого, гармония и красота являлись кроме этого и синонимами разумного, потому что ясно, что устроенный по законам красоты мир не может быть устроен нера-зумно. Учение о красоте в древней эстетике, по существу, не отделялось от учения о бытии, а это значит, что вопросы об Истине, Красоте и Благе не были в хорошей античности различными вопросами: они сливались в нераздельное единство.

Особая рефлексия над эстетическим началась в эпоху ренесанса, в то время, когда на первое место был выдвинут человек. Авторитет эстетического быстро возрос, и оно возвратилось в состав философского знания. Факт обособления эстетики как независимой формы ду-ховной деятельности закономерно привел и к обособлению Красоты, которая раньше внутренне пронизывала, а тем самым и синтетически объединяла Истину и Добро, а сейчас вступает в качестве равноправного персонажа в развивающуюся историческую драму, в борьбу за лидирующее положение. Красота объявляется «совершенством чувственного познания», а местом нахождения Красоты мыслится уже не мир сам по себе (как это было в античном мире), а мастерство как следствие творческой деятельности человека.

Признание эстетического свойства у одного лишь мастерства лишало эстетическое сознание его синтезирующей функции, обособляло эстетику от всех других видов деятельности, от социальной судьбы по большому счету, превращало мастерство в самоцель. С данной точки зрения, истина относилась к миру, а красота — к людской творчеству либо к красоте природы, забранной вне социума. В первый раз в истории между Красотой и Истиной была установлена логическая пропасть, та же пропасть, которая разделяет природу и творческий дух человека.

Самый развернутое обоснование данной точки зрения дали философы-романтики, после этого она взяла развитие в хорошем германском идеализме, в неокантианстве XIX и XX вв. Подобные построения лежат в базе всех разновидностей фактически эстети-ческой теории «чистого мастерства», т.е. искусства для искусства. Красота тут ставится выше и Истины, и Хороша. Мастерство, в соответствии с Б. Кроче, имеется верховная действительность, оно находится вне познания и вне морали. Подлинным миром духа, высшей действительностью бытия есть мир мастерства (Ш. Бодлер, О. Уайльд), которое одно лишь способно восполнить ущербность и недостаточность социального бытия (русский символизм) и которое затмевает все «обреченные на неудачу» попытки естественных и публичных наук пробраться в глубинную, сущностную природу самого человека (Ж.П. Сартр).

В соответствии с И.В. Гете, между Красотой и Истиной нет резкой границы, наоборот, Красота и имеется Истина; она имеется проявление глубинных законов природы, каковые без обнаружения их в феноменах окончательно остались бы скрытыми для отечественного взгляда. законы Красоты и Законы природы не смогут отделяться друг от друга. По Гете, тот, кому природа начинает открывать собственные тайны, испытывает непреодолимое, страстное рвение к ее самоё достойному толкованию средствами мастерства.

Эра Просвещения и фактически вся официальная идеология начала XIX в. были пронизаны рационализмом, т.е. были склонны доверить ответ главных вопросов бытия естественно-научному разуму; с данной точки зрения мастерство считалось не средством познания мира, а лишь формой людской самоутверждения. С конца XIX в. европейские философы упорно заговорили о «кризисе рационализма», о необходимости вернуть в культуру принцип триединства разума, чувства и воли, т.е. Истины, Хороша и Красоты.

Для русской культуры XIX в. был характерен как раз гетевский взор на сущность красивого, причем в случае если в западноевропейских эстетических учениях больший упор делался на соответствии законов природы и законов Красоты, а сами законы Красоты считались все же атрибутом одной лишь людской деятельности, то пафос русской культуры шел дальше. В.Г Белинский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой видели в мастерстве в первую очередь средство нравственного сближения и морального воздействия людей, а Ф.М. Достоевский подчеркивал религиозное значение красоты.

Неотъемлемым нюансом эстетического сознания являются эстетические эмоции. Эстетическое чувство — это просветленное чувство удовольствия красотой. «Эмоции мастерства сущность умные чувства. Вместо того дабы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются в основном в образах фантазии» . Эстетические эмоции относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную либо неосознанную способности руководствоваться понятиями красивого при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические эмоции, как и каждые хорошие чувства, граничат с откровением. Они различаются по степени обобщенности и по силе. Начиная от эмоции умеренного наслаждения человек может пройти последовательность ступеней впредь до эстетического восхищения.

Развитое эстетическое чувство делает личность человека лично неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим эмоцией — это человек творческого порыва, творческого отношения к судьбе.

Характерно, что человек с развитыми здоровыми эстетическими потребностями на долгое время сохраняет не только духовную, но и физическую юность, поскольку творческий, деятельный импульс его жизни повышает неспециализированный тонус жизнедеятельности его организма. Вправду, постоянное общение с природой, умение видеть и создавать красоту в труде, в отношениях между людьми, свойство глубоко ощущать и осознавать мастерство — все это усиливает жизнеспособность человека, освобождая его от многих ненужных переживаний и отрицательных эмоций. Развитые эстетические потребности делают более высокой неспециализированную культуру эмоций, очищая их от пошлых, примитивных и неотёсанных переживаний.

Эстетическое сознание существует в каждом акте людской активности, будь то научное мышление, чувственное созерцание, производственная деятельность либо кроме того бытовая сфера. Человек может оценивать с эстетических позиций любое собственный про-явление, каждое противостоящее ему объективное явление, словом, по большому счету все, что лишь вовлекается в сферу его опыта.

Мастерство — это опытная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента преобразовывается в главную цель. Как бы ни был силен в обязательном порядке присутствующий эстетический момент в деятельности, к примеру, ученого, не он все-таки определяет главное содержание его изучений. В мастерстве эстетическое сознание делается главным.

Как расширить финансовый поток? Расклад. Онлайн. Мастерская Таро Сознание

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector