Эпоха возрождения и реформации

Восстановление (Ренессанс) – эра в философии и истории культуры, характеризующаяся восстановлением интереса к философии и античной культуре. В эру Средних столетий античность оценивалась в целом очень плохо, не обращая внимания на заимствования некоторых философских идей. Л.Валла назвал средневековье «чёрными столетиями», т.е. временем религиозного фанатизма, мракобесия и догматизма. Возрождениегеографически и хронологически подразделяется на южное (в первую очередь, Италия 14-16 в.) и северное (Франция, Германия, Нидерланды, 15-16 в.).

Особенности философии Восстановления:

— антропоцентризм – представление об особенном «преимуществе» (месте) человека в мире;

— гуманизм – в широком смысле: совокупность воззрений, признающая сокровище человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих свойств;

— секуляризация – философия и культура покупают светский темперамент, освобождаются от влияния богословия, но данный процесс не дошел до происхождения атеизма;

— рационализм – возрастает убежденность в могуществе разума как законодателя и средства «познания» людских поступков;

— антисхоластическая направленность – изучать необходимо не слова, а явления природы;

— пантеизм – философское учение, отождествляющее Всевышнего и мир;

— сотрудничество с наукой;

— сотрудничество с художественной культурой.

Гуманизм как культурное перемещение ренесанса, в первую очередь в Италии, Флоренции, подразделяется на «ранний» («гражданский») гуманизм, 14 – 1-я пол. 15 в. (К.Салутати, Л.Валла, Л.Б.Альберти, Д.Манетти, П.делла Мирандола) и «поздний», 2-я пол. 15 – 16 в. (неоплатонизм М.Фичино, неоаристотелизм П.Помпонацци). С конца 15 в. гуманистическое перемещение перешло в Нидерланды (Э.Роттердамский), Германию (И.Рейхлин), Францию (М.Монтень), Англию (Т.Мор). Гуманизм подразделялся на «светский», дистанцировавшийся от религии, и «христианский» (Э.Роттердамский); в его этике синтезировалось гуманистическое познание человека с совершенствами раннего христианства. Натурфилософы ренесанса:Н.Кузанский, Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей. Социальные мыслители:Н.Макиавелли, Т.Кампанелла, Т.Мор.

онтология и Космология:

— гелиоцентризм – учение, что не Почва, а Солнце есть центром мира;

— пантеизм;

— мысль его законов и единства мироздания;

— множественности бесконечности миров и идея Вселенной.

Гносеология:

— упрочнение позиций разума, развитие научных способов познания природы;

— скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на базе разума, сомнения довольно любых идей, какими бы подлинными они не казались;

— опыт – у Г.Галилея: фундаментальный способ познания законов природы;

— математике в собственности особенная роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).

Философская антропология:

— правила гуманизма;

— реабилитация телесного начала в человеке;

— подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, показывающий на особенный статус человека в мире, его возможность познать Всевышнего и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);

— культ творческой, всесторонне развитой личности.

Этика:

— секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;

— гражданский гуманизм – теория, в соответствии с которой участие в публичных и национальных делах – это обязанность каждого гражданина;

— гражданские добродетели, снабжающие разумное подчинение личных заинтересованностей публичным заинтересованностям в интересах неспециализированного блага;

— труд – основной фактор развития человека, метод реализации творческих свойств;

— гедонизм – получение наслаждений как основная цель судьбе человека;

— благородство – понятие, характеризующее преимущество человека не по происхождению, а по заслугам и личным качествам;

— мысль Фортуны – успех приходит лишь к деятельному, трудолюбивому человеку.

Социальная философия:

— макиавеллизм – понятие, характеризующее социально-политическую теорию Н.Макиавелли, изложенную в трактате «Правитель», что мораль и политика несовместимы и с целью достижения политических целей вероятно использование любых средств;

— утопия – в широком смысле: неосуществимый проект совершенного общества; в узком смысле: наименование труда Т.Мора, в котором предлагался таковой проект, наряду с работой «Город Солнца» Т.Кампанеллы.

Философия истории:

— мысль законов исторического развития, каковые вырабатываются на протяжении коллективной исторической деятельности людей, неучастия Всевышнего в историческом ходе;

— теория исторического круговорота – учение, в соответствии с которому все народы проходят приблизительно однообразные, повторяющиеся стадии развития;

— концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны.

Реформация – в широком смысле: социально-политическое, религиозное и идеологическое перемещение в государствах Центральной и Западной Европы, направленное против католической церкви как политической и духовной силы, против ее «обмирщения», злоупотреблений католического духовенства; в узком смысле: пересмотр главных догматов католицизма, приведший к происхождению новой ветви в христианстве – протестантизма. Реформация подразделялась на бюргерско-буржуазную, обоснованную в учениях М.Лютера (Германия), У.Цвингли (Швейцария), Ж.Кальвина (Франция – Швейцария), и народную, обоснованную Т.Мюнцером (Германия).

Идеологи Реформации выступили против «порчи церкви», за возврат к «подлинному христианству апостольских времен», «очистку» веры от исторических наслоений. Дабы добиться этого, нужно проверить Священное Предание авторитетом Священного Писания (Библии), противопоставить авторитет Библии католической церкви, сохранить таинства, обряды и догматы, каковые основаны на Библии. Протестантизм признал два церковных таинства из семи, отменил поклонение святым, большинство и обязательные посты церковных праздничных дней. Правила:

— «оправдание верой» — принцип учения М.Лютера: искренняя вера – единственное условие спасения души, а «хорошие дела» — только проявление веры, а не самодостаточный путь к спасению;

— «общее священство» — принцип учения М.Лютера: для спасения не необходимы церковь и духовенство, любой мирянин – сам себе священник, а мирская судьба — священнослужение;

— «свобода убеждения» (совести) — принцип учения М.Лютера: верующий имеет внутреннюю свободу, право независимого толкования Библии, а не только Папа;

— предопределение — принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Всевышнего предопределяет жизнь каждого человека;

— «полное предопределение» — принцип учения Ж.Кальвина: Всевышний еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а вторых – к смерти, и никакие упрочнения человека не смогут поменять этого, но любой должен быть уверен, что именно он – «божий избранник»;

— опытная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – показатель богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Всевышнему, опытный успех самоценен, а не есть средством успехи мирских благ;

— мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной судьбе обязан ограничиваться лишь нужным для жизни.

3. Реформация и Ренессанс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector