Эмпиризм локка. философия дж. беркли

Самый последовательно линия новоевропейского эмпиризма, в частности и в отношении рационализма Декарта, была создана Локком. К примеру, ссылаясь на культуры и сознание первобытных людей, умственное развитие ребенка, у которого отсутствует врожденная свойство к речевому общению, Локк отвергает саму теорию врожденных идей

!
Эмпиризм локка. философия дж. беркли

Декарта. В действительности единственный источник знаний — опыт и лишь опыт: в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в эмоциях. Душа, разум от рождения — tabula rasa (лат. чистая доска), и лишь в следствии воспитания и опыта на ней появляется все многообразие картинок и письмен, т.е. материал рассуждений и знаний. Действительно, наровне с внешним опытом (ощущения) Локк допускает существование внутреннего опыта, отождествляемого им с рефлексией. e1.2. На базе данных исходных посылок Локк сооружает теорию познания, являющуюся ядром его философии.

В базе знания лежат простые идеи, возбуждаемые в уме разными качествами тел. Эти качества подразделяются на первичные, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, перемещение), и вторичные, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Абстракции, неспециализированные понятия, универсалии появляются в уме как следствие обобщения несложных идей, взятых от отдельных вещей при помощи действий рефлексии. Эти абстракции либо неспециализированные идеи уже не имеют отношения к единичным вещам. В отечественном разуме они столь же единичны, как и все, что в мире существует. Неспециализированные идеи создаются разумом для удобства.

Однако здесь Локк сталкивается с двумя фундаментальными затруднениями. Во-первых, Локк выводит существование мира вещей вне мыслящего я из факта наличия у него ощущений, считая, что ощущения (опыт) сущность результаты действия вещей на отечественные органы эмоций, что ощущения обусловлены действием внешних обстоятельств. Но как это доказать логически? Декарт для этого вводил в собственную гносеологическую модель Всевышнего. Локк — нет. Он просто утверждал, что сама душа не имеет возможности породить простые идеи (ощущения), все они являются продуктами вещей, действующих на душу по собственной природе. В этом смысле материализм Локка непоследователен. Во-вторых, в случае если в разуме от рождения нет ничего, чего раньше не было в эмоциях, то как вероятно появление неспециализированных понятий? Так как суждения и общие понятия появляются за счет того, что разум в некотором роде комбинирует ощущения, либо простые идеи, как их именует Локк. светло, дабы обобщать, уже до этого в разуме обязана находиться мысль общности.

Внутренние несоответствия сенсуализма локковского типа четко выявились в философии Дж.Беркли (1685-1753).

В случае если за исходное в познании брать ощущения, как это делает сенсуализм, то с однообразным правом возможно посчитать, что реально существуют вещи, вызывающие ощущения, а возможно заключить , что мир и имеется мое чувство его.

К подобному выводу и пришел британский философ Беркли. Мир имеется комплекс ощущений, существовать — значит быть в ощущениях. В то время, когда у вас одна рука тёплая, а вторая холодная, — рассуждал Беркли, — опустите руки в теплую воду, и одна из них почувствует мороз, а вторая — тепло. Но одинаковая вода не может быть сходу и горячей и холодной. Исходя из этого холод и теплота — явления психологического порядка. Они существуют лишь в отечественной душе. Но также, т.е. психологических явлений, ощущений человеку ничего больше не дано.

Главная цель аргументации Беркли — опровержение атеизма. Он справедливо полагал, что атеизм логически связан с материализмом. Вправду, с позиций главной посылки Беркли, у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как такой, отечественное восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений. Человеческий ум может образовать неспециализированную идею вещи, но не неспециализированную идею материи, в которой по большому счету не нуждаются философия и наука, потому что мысль материи ничего не прибавляет к особенностям вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие.

!

Философия Беркли — субъективный идеализм. По своим исходным установкам, будучи последовательно логически развитым, субъективный идеализм ведет к солипсизму (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам), теории, в соответствии с которой существует лишь его сознание и человек, а целый остальной мир, среди них и все люди, практически не существуют, а созданы сознанием, воображением мыслящего Я. В собственной философии Беркли пробовал избегнуть крайностей солипсизма за счет определенной непоследовательности. Беркли утверждал, что принимающий субъект — отнюдь несколько, соответственно вещь, которую прекратил принимать один субъект, может восприниматься вторым субъектом. Но кроме того если бы все субъекты провалились сквозь землю, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме Всевышнего — субъекта, что всегда существует и «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. В последнем случае Беркли, так, занимает позицию, подобную декартовской.

!Задание 5.3.Выясните в чем главное несоответствие теории познания Дж. Локка?

6. Локк, Беркли, и Эмпиризм

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector